Мини-проект как средство формирования УУД на уроках технологии
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.
Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:
наличие социально значимой задачи, планирование действий по разрешению проблемы,
поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися, оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности, презентация “продукта” и его социальной значимости.
Я хочу остановиться на использовании мини-проектов для формирования метапредметных результатов в обучении.
-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)
Что же такое мини-проект? Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:
мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные.
На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:
обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
умение анализировать (креативность и критическое мышление);
умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Для такого урока необходима очень тщательная подготовка , т.к. надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.
Работа по созданию мини-проекта проходит следующие этапы:
Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
Исследование, где учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1 или 2 уроках . Вот так выглядит мною наиболее часто используемый вариант:
Урок №1 Подготовительный этап. Этап планирования.
Начало этапа исследования. Д\З Продолжение исследования. Результаты. Изготовление продукта.
Урок №2 Представление проектов. Рефлексия. Д/З Оформление проектной работы.
Анализ учебной деятельности учащихся на каждом этапе урока
Требования к уроку - Современный урок
Универсальные учебные действия - Познавательные общеучебные, коммуникативные
Объявление темы урока - Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач - Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование - Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся - Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)
Осуществление контроля - Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)(учитель консультирует)
Осуществление коррекции - Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)
Оценивание учащихся - Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Итог урока
Домашнее задание - Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Проводится рефлексия
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания
Демонстрация проектов