СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском методическом объединении. Использование мини-проектов для формирования мета предметных результатов в обучении на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Мини-проект как средство формирования УУД на уроках технологии»

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках технологии

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи, планирование действий по разрешению проблемы,

  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися, оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности, презентация “продукта” и его социальной значимости.

Я хочу остановиться на использовании мини-проектов для формирования метапредметных результатов в обучении.

-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)

Что же такое мини-проект? Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные.

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка , т.к. надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта проходит следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

  • Исследование, где учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1 или 2 уроках . Вот так выглядит мною наиболее часто используемый вариант:

Урок №1 Подготовительный этап. Этап планирования.

Начало этапа исследования. Д\З Продолжение исследования. Результаты. Изготовление продукта.

Урок №2 Представление проектов. Рефлексия. Д/З Оформление проектной работы.

Анализ учебной деятельности учащихся на каждом этапе урока

Требования к уроку - Современный урок

Универсальные учебные действия - Познавательные общеучебные, коммуникативные

Объявление темы урока - Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач - Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование - Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся - Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Осуществление контроля - Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)(учитель консультирует)

Осуществление коррекции - Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание учащихся - Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Итог урока

Домашнее задание - Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Проводится рефлексия

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания

Демонстрация проектов