Мини – проект
«Веселые истории Николая Носова»
Актуальность:
Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации. В последнее время исследования отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Специалисты говорят об активном внедрении в жизнь ребенка компьютерно - информационных технологий, снижающих статус детской литературы, о резком сокращении доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную литературу и замещением ее культурой виртуальной.
Сегодня редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми произведениями, поэтому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Встретив на своем пути детские рассказы Носова, начав читать которые, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.
Цель: знакомство с творчеством Н. Носова.
Задачи:
Формировать интерес детей и родителей к творчеству писателя.
Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Н. Н. Носова.
Познакомить дошкольников с биографией писателя.
Расширять читательский кругозор детей.
Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого.
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива.
Воспитывать культуру речевого общения (любовь, интерес и бережное отношение к книгам).
Целевая группа: дети старшей «А» группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2016г.
Краткая аннотация проекта:
В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад.
Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Носова писатель В. Катаев «Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется мальчик». Мальчики Носова несут в себе черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени.
Умение писать с юмором, «смешно» - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов щедро наделён этим даром. «Весёлый талант», говорят о нём взрослые, а дети смеются, читая похождения Незнайки, о мальчишках – фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости к Барбосу. Произведения Носова не просто смешат, радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
Гипотеза:
Проект даёт возможность детям познакомиться с творчеством Н. Носова, с биографией писателя, с незнакомыми интересными произведениями. Это будет способствовать развитию личности и воспитанию интереса книге.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Содержание деятельности | Сроки и место реализации | Ответственные | Результат |
1 этап – подготовительный |
1 | Определение темы и цели проекта. Формулировка проблемы: Обсуждение проекта с родителями. Вводная беседа с детьми «Николай Носов – автор смешных и поучительных рассказов» Заинтересовать темой Сформулировать проблему: Дети знают мало стихов С.Михалкова и не все знают этого писателя. Мотивировать детей. Назвать некоторые стихи автора, спросить какие бы они хотели послушать. Определить цели и задачи проекта | 1-5 сентября | воспитатели | Принимают участие в обсуждении. Высказывают мнения. Рассказывают, какие стихи знают дети. Осознают и личностно воспринимают проблему Получают дополнительную информацию Принимают задачи проекта |
2. | Выработка плана действий Определить способ представления результатов Ознакомление родителей с планом работы по проекту | 5 - 11 сентября | воспитатели | Выдвигают предположения. Родители принимают план. |
3 | Акция «Подари книгу детскому саду» произведения Н.Носова. | 1-15 сентября | воспитатели родители | Пополнение библиотеки книгами Н.Носова |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта | 1-5 сентября | воспитатели | Просвещение родителей |
5 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД. | 1-15 сентября | воспитатели родители | Обогащение предметно-пространственной развивающей среды пособиями и материала по проекту. |
2 этап – основной |
1. | Попросить детей принести книги Н.Носова. | 15 сентября | воспитатели | Отбирают книги и приносят в детский сад. |
2 | Организовать выставку книг писателя, внести его портрет в книжный уголок | 16 сентября | воспитатели родители | Дети рассматривают картинки, обсуждают иллюстрации |
3 | Беседа с детьми: «Правила для уголка книг». | 16-18 сентября | воспитатели | Дети повторяют правила правильного обращения с книгами. |
4. | Наглядная информация для родителей «Правила обращения с книгой» «Как стать хорошим читателем» «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова» | сентябрь - ноябрь | воспитатели | Повышение компетенции родителей по вопросу эффективности использования произведений художественной литературу в воспитании детей. |
5. | Беседа с детьми «Веселые истории Николая Носова» | 21 сентября | воспитатели дети | Рассказывают, какие рассказы Носова им знакомы. |
6. | Инсценировка рассказа «Фантазеры» | 28 сентября | воспитатели дети | Дети исполняют диалог двух друзей-фантазеров, дополняя его своими фантазиями.. |
7. | Чтение рассказов Н. Носова: «Фантазеры» «Карасик» «Живая шляпа» «Автомобиль» «Метро» «Леденец» «На горке» «Огурцы» «Милиционер» «Саша» «Затейники» «Мишкина каша» «Дружок» «Замазка» «Ступеньки» Чтение повести «Приключения Незнайки» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети | Обсуждение прочитанного Инсценирование Обсуждают поведение героев. Предполагают, как бы они поступили на месте героев. |
8. | Просмотр мультфильмов: «Приключения Незнайки и его друзей» «Бобик в гостях у Барбоса» «Винтик и Шпунтик» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети |
9. | Семейное чтение дома с детьми рассказов Носова | сентябрь - ноябрь | родители | Привлечение родителей к помощи, сотрудничеству, участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ |
10. | Наглядная информация для родителей «Как научить детей пересказу» Наглядная информация для родителей «Как помочь ребёнку стать читателем» «Как ребёнок обращается с книгой» | сентябрь - ноябрь | воспитатели | Просвещение родителей. |
11. | Беседы: «Ложь или фантазия?» («Фантазеры») «Хорошо или плохо?» («Огурцы», «Саша», «На горке») «Дорожи дружбой с молоду» («Дружок», «Автомобиль») | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети | Обсуждают Высказывают мнение Делают выводы. |
12. | Игры: «Каша из риса - рисовая» («Мишкина каша») «Назови рассказ» (по иллюстрациям) «Разрезные картинки» Речевая творческая игра на тему: «Что произойдет, если в нашем д./саду появится «Живая шляпа» Игра-драматизация на тему: «Мишкина каша» «Найди отличия» «Что лишнее?» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети | |
13. | «Пересказ рассказов Н. Носова «Огурцы», «Живая шляпа», «Фантазеры» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети | Формируется представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы; умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других. |
14 | Продуктивная деятельность: Аппликация «Галстук для Незнайки» Рисование «Мой любимый герой Солнечного города» Оригами «Дружок» Лепка «Карасик», «Шляпа» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети родители | Вернисаж картин и книжек-малышек |
15 | Посещение библиотеки семейного чтения. | октябрь | воспитатели дети родители | Закрепление представлений о библиотеке, о работе библиотекаря. Литературная гостиная по рассказам Н.Носова. |
3 этап – заключительный |
1. | Презентация проекта: Выставка рисунков по произведениям Н.Н. Носова. | ноябрь | дети родители воспитатели | Рисование по любим произведениям Носова. Фотогазета по мини-проекту. |
2. | Викторина «Эти смешные рассказы!» | ноябрь | дети родители воспитатели | Приобщение детей к художественной литературе на примере рассказов Н. Носова, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений. |
Ресурсное обеспечение:
нормативно – правовой блок:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. (издательство «Детство-Пресс», 2014 г.
информационный (фото-видео материалы, библиотечный фонд);
научно – методический (консультативная работа с родителями);
материально – технический (ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр, телевизор);
Ожидаемый результат:
В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством Н.Носова:
библиотека произведений Н.Носова;
оформлен альбома рисунков по произведениям Н.Носова.
Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве Н.Носова.
Участие детей в инсценировках, в чтении произведений Н.Носова.
Вызван интерес детей и родителей к чтению классиков детской литературы.
У детей появилось желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
У родителей повысился уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературу в воспитании детей.
Критерии результативности
критерий | предполагаемый результат |
Знают произведения Н.Носова Ориентируются по иллюстрациям стихотворений Н.Носова Берут на себя роль в соответствии с персонажем | 100% 85% 75% |
Приложения
Сценарий литературной викторины по произведениям Н.Носова.
Иллюстрации к произведениям Н.Носова.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. (издательство «Детство-Пресс», 2014 г.)
Книги:
Н.Носов «Фантазеры». Москва, РОСМЭН, 1993 г.
Н.Носов «Веселая семейка», Москва, «Детская литература», 1975 г.
Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей». Москва, Эксмо, 2008 г.
Н.Носов. «Большая книга рассказов». Москва, «Махаон», 2015г.
5