V. Изучение нового материала. (12 мин) Изучение заданий, выбор героя, поиск информации, анализ информации, выделение главных моментов, оформление; | РОЛИ: Экспериментаторы. Экологи. Историки. Космонавты. (слайд 4) ЗАДАНИЯ Экспериментаторы. Задание: приготовить и объяснить несколько опытов на закон сохранения импульса с воздушным шариком. Что является причиной движения шарика? Найти определение реактивного движения - выписать в путевой лист. Экологи. Задание: Выяснить где встречается реактивное движение в природе с помощью Википедии. Приготовить сообщение, кратко выписать в путевой лист. 3. Историки. Прочитать статью в Википедии и выяснить сколько лет ракетам? Какую роль сыграли реактивные миномёты «Катюши» в победе над фашизмом? Когда был запущен первый спутник в нашей стране? Какаю роль в развитии космонавтики играли Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. Задание: Приготовить сообщение. Записать в путевой лист – краткий отчет. 4. Космонавты. Изучив информацию в Википедии «сконструировать» ракету-носитель, которая выведет наш искусственный спутник на орбиту. Определить из каких частей она должна состоять? Решить проблему: в космосе нет кислорода, следовательно топливо гореть не будет. Как выйти из ситуации? Выяснить из каких основных частей ракета-носитель должна состоять. Как можно увеличить скорость ракеты? Т.к. массу топлива до бесконечности увеличивать нельзя, какие ещё есть способы решения проблемы? Определить отличие одноступенчатых ракет от многоступенчатых. | Работают в микро группах. Выявляют причинно-следственные связи в учебном материале. Представляют результаты работы. Экспериментаторы. Надуть воздушный шарик и, не завязывая его, отпустить. Шарик будет двигаться до тех пор, пока продолжается истечение воздуха. Пропустить нить через трубочку для сока и натянуть ее между двумя штативами. Надутый воздушный шарик прикрепить к трубочке на нити и отпустить. Отпустить зажим на шарике, он будет двигаться. Надуть воздушный шарик и прикрепить к роликам, отпустить. Трубочку для сока согнуть под прямым углом и прикрепить к горлышку шарика. Надуть шарик и положить его в чашу с водой. Шарик будет вращаться. Объяснение. При открытом отверстии шарика из него с большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха. И оболочка шарика, и воздух получают импульс. Итак, два тела взаимодействуют и получают противоположно направленный импульс (толчок) - тела движутся в противоположные стороны. Реактивное движение - это движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части. Экологи. Природа самый лучший инженер. Она первая додумалась использовать реактивный принцип движения в воде. И заскользили в толще воды изящные медузы и быстроходные кальмары, неуклюжие осьминоги и каракатицы. Как же они перемещаются? Например, морской моллюск-гребешок, резко сжимая створки раковины, рывками может двигаться за счёт реактивной силы струи воды, выброшенной из раковины. Медуза набирает внутрь воды, а затем резко сжимается, выбрасывая воду вниз, а сама при этом поднимается вверх за счёт той же самой реактивной силы струи воды. Но самый эффективный реактивный двигатель в природе у кальмара. Его даже называют «живой торпедой», так как он может достигать скорости 70км/ч. Копируя двигатель кальмара, инженеры создали водомётный двигатель, который используется на лодках. Историки. Сколько лет ракетам? Более двух тысяч лет. Ещё до нашей эры их использовали в Индии и Китае. А с семнадцатого века ракеты стали использовать и в Европе, сначала для фейерверков, а затем в военном деле. Большую роль в победе над фашизмом сыграли реактивные миномёты «Катюши», использовавшиеся Советской армией в Великую Отечественную войну. И в наше время ракетное оружие нашей страны играет большую роль в сохранении мира на планете. Идея использования ракет для космических полетов была выдвинута в начале XX в. русским ученым, изобретателе Константином Эдуардовичем Циолковским. Он разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости, был первым, кто предложил использовать многоступенчатые ракеты. Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учеными под руководством Сергея Павловича Королева. Первый спутник был запущен в нашей стране в октябре 1957 года, под руководством генерального конструктора космических ракет Королёва Сергея Павловича. Первый спутник был небольшой, массой всего 85 кг, но затем ракеты стали мощнее, космические корабли увеличились. В космос полетел человек – наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Люди изучили Землю из космоса, высадились на Луне, исследовали другие планеты с помощью автоматических спутников. Космос постепенно покоряется человеку. Космонавты. Ракета-носитель должна состоять из оболочки и топлива. Чтобы топливо горело в безвоздушном пространстве надо сделать специальную камеру, куда будет попадать топливо и окислитель. Ещё нужны будут специальные насосы, двигатели и измерительные приборы. Таким образом, ракета-носитель должна состоять из следующих частей: отсек с космонавтами; отсек с приборами; бак с топливом; бак с окислителем насосы камера сгорания; сопло. Чтобы увеличить скорость ракеты надо увеличить скорость газов и массу топлива. Скорость истечения газов ракеты увеличим, используя сопло – специальный раструб, через который вылетает мощная струя. Для увеличения массы топлива, можно отстреливать освободившиеся баки от топлива. Ещё эти баки можно было бы сжигать как топливо. Именно так были созданы многоступенчатые ракеты, которые развивают большие скорости и предназначены для полётов на большие расстояния. Обычно это трёхступенчатые ракеты. | Познавательные Осуществлять смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ и сравнение информации для поиска правильного ответа. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные (сотрудничество с одноклассниками) Работать с партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива. Личностные Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. Регулятивные Самостоятельно осуществлять выбор заданий, начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент. |
VI. Представление результатов. Устные выступления каждой группы. (12-14 мин) | - Приглашаю одного - двух представителей от каждой группы озвучить результаты работы. У каждого есть 3-4 минуты, чтобы ознакомить нас с информацией. - Почему людей так манил к себе космос? - А что космос уже смог дать людям? | Учащиеся из разных групп по желанию выходят к доске и озвучивают результаты своей работы. Выступающие после творческого представления проводят самооценку, т.е. как работала группа. Возможные варианты ответов: трансляция телевизионных программ, связь, навигация, метеорологические спутники помогают предсказывать погоду, изучение Солнечной системы помогает строить догадки о происхождении Вселенной и Земли и т.д. | Познавательные Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные (сотрудничество с одноклассниками) Работать с партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива. Регулятивные Контролировать правильность ответов обучающихся. Слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнять и дополнять высказывания обучающихся. Личностные Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. Формировать ценностное отношение друг к другу, авторам открытий, результатам обучения. |
VII.Закрепление. (5 мин) | - Ребята, вам нужно выбрать те ситуации, в которых движение тела, по вашему мнению, является реактивным.(слайд 5) Ситуация 1: Сосулька, сорвавшись с крыши, падает на землю. Ситуация 2: Автомат делает 300 выстрелов в минуту. Ситуация 3: Каракатица перемещается в воде, сокращая мышцы своего тела. Ситуация 4: Под давлением нагретого пара пробка вылетает из пробирки. Ситуация 5: Лодка приходит в движение после того, как с нее в воду ныряет мальчик. Ситуация 6: Летчик катапультируется из кабины самолета. Ситуация 7: В воздухе взрывается снаряд. Ситуация 8: Новогодняя петарда осветила ночное небо разноцветными огнями. Ситуация 9: Всадник перелетает через голову, резко остановившейся лошади. | Учащиеся в путевом листе отмечают номера ситуаций. | Познавательные Выделять существенную информацию. Выполнять логические умозаключения. Коммуникативные Понимать суть вопроса, формулировать собственное мнение и позицию. Управлять своим поведением. Регулятивные Выполнять самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Принимать и сохранять учебные цели и задачи. |
VI. Резерв. Практическая работа. (5-7 мин). Закрепление нового материала. | - Для закрепления, изученного материала проведем практическую работу. Демонстрация опыта, где используется самодельный прибор - сегнерово колесо. (пластиковая бутылка 0,5 л.: срезана верхняя часть, внизу - ближе к донышку вставляются 2 пластиковые трубочки от сока противоположно друг к другу по диаметру, образовывая при этом углы; полученную ёмкость подвесить на нитке). Наливая воду как можно полнее можно наблюдать такую картину: из трубочек начинает вытекать вода, вращает сосуд в сторону, противоположную изгибам трубочек. Вывод: убеждаемся, что реактивное действие оказывает не только струя газа, но и струя жидкости. | Объясняют результаты опыта, формулируют вывод. | Познавательные: Самостоятельно применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, выделять необходимую информацию. Регулятивные Находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Решать физические задачи на применение полученных знаний. Коммуникативные Управлять своим поведением. Оформлять свои мысли в письменной форме. Личностные Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. |
VIII. Итог урока. Рефлексия (2 мин) -обобщение учебной деятельности на уроке | - Космос дал неожиданно много и даст людям ещё больше, если мы будем бережно относиться к миру, в котором живём. Надеюсь, вы все слышали о космическом мусоре? Люди устраивают не только свалки мусора у своих домов, они загрязняют целые озёра, леса, а ещё… и космос. И решать эти проблемы уже придётся вам. Именно от вас зависит в каком мире мы будем жить. Оценки за урок получат все после проверки путевых листов. Отвечающие у доски получают дополнительно 2 балла. Молодцы! - Мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, и понравилось ли вам та работа, которым мы с вами сегодня занимались. (слайд 6) Нарисуй настроение: | Обучающие оценивают результаты своей учебной деятельности на уроке, выявляют наиболее интересную информацию по теме. Рисуют настроение. - Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее. - Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое. - Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего эмоционального состояния и настроения. | Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать вывод. Регулятивные Оценивать свою учебную деятельность и своих одноклассников. Коммуникативные Оформлять свои мысли в письменной форме. Осознавать свои действия. Владеть вербальными и невербальными средствами общения. |