СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минимальная мозговая дисфункция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначина для педагогов и узких специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Минимальная мозговая дисфункция»

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида  детский сад № 4 «Жарки»   Доклад на тему:    МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ Выполнил педагог-дефектолог : Пидгородецкая О.А.    гп Северо – Енисейский, 2018г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 4 «Жарки» Доклад на тему: МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ

Выполнил педагог-дефектолог : Пидгородецкая О.А.

гп Северо – Енисейский, 2018г

Минимальная мозговая дисфункция - легкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций ЦНС резидуально-органической природы .
  • Минимальная мозговая дисфункция - легкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций ЦНС резидуально-органической природы .
Причины 1. Медико-биологические. 2. Наследственные факторы. 3. Социальные факторы.

Причины

  • 1. Медико-биологические.
  • 2. Наследственные факторы.
  • 3. Социальные факторы.
1. Медико-биологические.   а) со стороны матери (первые роды, пожилой или юный возраст, низкий вес и рост матери, отягощенность хронической соматической или акушерской патологией до или во время настоящей беременности); б) со стороны ребенка (относительно благополучный неонатальный период - без отклонения функции внешнего дыхания, грубых нарушений неврологического статуса, низкая масса тела при рождении, гипоксически-ишемический генез перинатального поражения ЦНС, на первом году жизни доминируют синдромы: повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, темповой негрубой задержки психо-предречевого развития, нарушения сна).

1. Медико-биологические.

  • а) со стороны матери (первые роды, пожилой или юный возраст, низкий вес и рост матери, отягощенность хронической соматической или акушерской патологией до или во время настоящей беременности);
  • б) со стороны ребенка (относительно благополучный неонатальный период - без отклонения функции внешнего дыхания, грубых нарушений неврологического статуса, низкая масса тела при рождении, гипоксически-ишемический генез перинатального поражения ЦНС, на первом году жизни доминируют синдромы: повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, темповой негрубой задержки психо-предречевого развития, нарушения сна).
2. Наследственные факторы.   Существенная роль в развитии ММД принадлежит врожденной, в том числе наследственной неполноценности функциональных систем мозга. Так, 37% больных с диагнозом ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. Кроме того, 30% детей с локомоторными дефектами и 70% детей с речевыми дефектами имеют родственников с такими же нарушениями по женской или мужской линии.

2. Наследственные факторы.

  • Существенная роль в развитии ММД принадлежит врожденной, в том числе наследственной неполноценности функциональных систем мозга.
  • Так, 37% больных с диагнозом ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. Кроме того, 30% детей с локомоторными дефектами и 70% детей с речевыми дефектами имеют родственников с такими же нарушениями по женской или мужской линии.
3.Социальные факторы - нежеланная беременность; - одинокая мать или воспитание в неполных семьях; - курение и другие бытовые интоксикации родителей; - частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию; - наличие криминального окружения; - низкий уровень образованности родителей; - проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта; - факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические факторы.

3.Социальные факторы

  • - нежеланная беременность;
  • - одинокая мать или воспитание в неполных семьях;
  • - курение и другие бытовые интоксикации родителей;
  • - частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию;
  • - наличие криминального окружения;
  • - низкий уровень образованности родителей;
  • - проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта;
  • - факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические факторы.
Варианты клинических проявлений.   Клиническая картина ММД определяется ключевыми синдромами: дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); минимальной статико-моторной недостаточности; “ диспраксии-дисгнозии”.

Варианты клинических проявлений.

Клиническая картина ММД определяется ключевыми синдромами:

  • дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • минимальной статико-моторной недостаточности;
  • “ диспраксии-дисгнозии”.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
  • Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе
  • В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе "Эмоциональные расстройства и расстройства поведения», начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" в подразделе "Нарушение активности и внимания" (F90.0) и "Гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1).
Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов: - синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; - синдром дефицита внимания без гиперактивности; - синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Классификация.

  • Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
  • - синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  • - синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • - синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Критерии диагноза Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним относятся: - наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности; - раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования; - некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе; - симптомы не являются проявлением других заболеваний; - нарушение обучения и социальных функций.

Критерии диагноза

  • Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним относятся:
  • - наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • - раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;
  • - некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;
  • - симптомы не являются проявлением других заболеваний;
  • - нарушение обучения и социальных функций.
Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза
  • Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания/гиперактивности". Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).
  • Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов.
 Синдром дефицита внимания характеризуется следующими признаками - ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; - не в состоянии исполнить задания до конца, что не связано с негативным настроем или непониманием сути задания; - не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного - к новому; - легко отвлекается на постороннее; - избегает или высказывает агрессивность при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания; - испытывает сложности при самостоятельной организации видов деятельности; - часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома; - проявляет забывчивость в повседневных ситуациях; - «не слушает» обращенную речь; - демонстрирует неспособность удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает частые ошибки в сферах своей деятельности.

Синдром дефицита внимания характеризуется следующими признаками

  • - ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • - не в состоянии исполнить задания до конца, что не связано с негативным настроем или непониманием сути задания;
  • - не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного - к новому;
  • - легко отвлекается на постороннее;
  • - избегает или высказывает агрессивность при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;
  • - испытывает сложности при самостоятельной организации видов деятельности;
  • - часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома;
  • - проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;
  • - «не слушает» обращенную речь;
  • - демонстрирует неспособность удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает частые ошибки в сферах своей деятельности.
Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами: - не может играть в тихие, спокойные игры; - бегает, крутится, пытается куда-то влезть в неприемлемых ситуациях (бесцельная двигательная активность); - часто находится в постоянном движении, “как будто к нему прикрепили мотор”; - не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает; - крутится, ерзает, сидя на месте; совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельные движения); - демонстрирует болтливость.

Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:

  • - не может играть в тихие, спокойные игры;
  • - бегает, крутится, пытается куда-то влезть в неприемлемых ситуациях (бесцельная двигательная активность);
  • - часто находится в постоянном движении, “как будто к нему прикрепили мотор”;
  • - не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает;
  • - крутится, ерзает, сидя на месте; совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельные движения);
  • - демонстрирует болтливость.
Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов: - отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос; - допускает выкрики во время занятия; - мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры; - не ждет своей очереди в коллективных играх; - совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений; - часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.  Диагностическим критерием выступает сочетание 6 симптомов гиперактивности и импульсивности, отмечаемые в течение не менее 6 месяцев.

Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:

  • - отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
  • - допускает выкрики во время занятия;
  • - мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры;
  • - не ждет своей очереди в коллективных играх;
  • - совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
  • - часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.
  • Диагностическим критерием выступает сочетание 6 симптомов гиперактивности и импульсивности, отмечаемые в течение не менее 6 месяцев.
Синдром минимальной статико-моторной недостаточности включает: пирамидную, экстрапирамидную и мозжечковую недостаточность, выявляемые при неврологическом обследовании.

Синдром минимальной статико-моторной недостаточности включает:

  • пирамидную, экстрапирамидную и мозжечковую недостаточность, выявляемые при неврологическом обследовании.
Синдром “диспраксии-дисгнозии”. Это легкие нарушение функционирования корковых анализаторов второй сигнальной системы: дисфазия, дисграфия, дискалькулия, диспраксия, дисгнозия и прочие. В литературе они трактуются как парциальные задержки развития. Их выявление проводится клиническим психологом по специально разработанным тестам, но в практическом здравоохранении для экспресс-диагностики используется набор тестов, предложенных И. Лесны (1987), которые включают проверку всех видов праксиса и гнозиса путем повторения положения рук врача.

Синдром “диспраксии-дисгнозии”.

  • Это легкие нарушение функционирования корковых анализаторов второй сигнальной системы: дисфазия, дисграфия, дискалькулия, диспраксия, дисгнозия и прочие. В литературе они трактуются как парциальные задержки развития. Их выявление проводится клиническим психологом по специально разработанным тестам, но в практическом здравоохранении для экспресс-диагностики используется набор тестов, предложенных И. Лесны (1987), которые включают проверку всех видов праксиса и гнозиса путем повторения положения рук врача.
Не противоречит диагнозу ММД: - патология опорно-двигательного аппарата, как идиопатического, так и диспластического генеза (аномалии осанки, установки стопы и ее свода), которые чаще всего являются вторичными, нейрогенными; - симптомы вегетативной лабильности (головные боли, метеозависимость, нестабильность окраски кожи и потоотделения, лабильность функционирования внутренних органов); - тики, заикания и энурез, онихофагия (обкусывание ногтей), сосание большого пальца и прочее, задержка формирования навыков опрятности, которые трактуются как невротическая фиксация органической патологии; - системные аллергические реакции; - категория “часто болеющие дети”; - соматическая отягощенность функциональной патологией, течение которой усугубляет проявления основного заболевания; - нарушения сна (инверсия, повышенная подвижность во время сна, изменение глубины сна).

Не противоречит диагнозу ММД:

  • - патология опорно-двигательного аппарата, как идиопатического, так и диспластического генеза (аномалии осанки, установки стопы и ее свода), которые чаще всего являются вторичными, нейрогенными;
  • - симптомы вегетативной лабильности (головные боли, метеозависимость, нестабильность окраски кожи и потоотделения, лабильность функционирования внутренних органов);
  • - тики, заикания и энурез, онихофагия (обкусывание ногтей), сосание большого пальца и прочее, задержка формирования навыков опрятности, которые трактуются как невротическая фиксация органической патологии;
  • - системные аллергические реакции;
  • - категория “часто болеющие дети”;
  • - соматическая отягощенность функциональной патологией, течение которой усугубляет проявления основного заболевания;
  • - нарушения сна (инверсия, повышенная подвижность во время сна, изменение глубины сна).
Спасибо  за  внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!