Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 4 «Жарки» Доклад на тему: МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ
Выполнил педагог-дефектолог : Пидгородецкая О.А.
гп Северо – Енисейский, 2018г
- Минимальная мозговая дисфункция - легкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций ЦНС резидуально-органической природы .
Причины
- 1. Медико-биологические.
- 2. Наследственные факторы.
- 3. Социальные факторы.
1. Медико-биологические.
- а) со стороны матери (первые роды, пожилой или юный возраст, низкий вес и рост матери, отягощенность хронической соматической или акушерской патологией до или во время настоящей беременности);
- б) со стороны ребенка (относительно благополучный неонатальный период - без отклонения функции внешнего дыхания, грубых нарушений неврологического статуса, низкая масса тела при рождении, гипоксически-ишемический генез перинатального поражения ЦНС, на первом году жизни доминируют синдромы: повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, темповой негрубой задержки психо-предречевого развития, нарушения сна).
2. Наследственные факторы.
- Существенная роль в развитии ММД принадлежит врожденной, в том числе наследственной неполноценности функциональных систем мозга.
- Так, 37% больных с диагнозом ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. Кроме того, 30% детей с локомоторными дефектами и 70% детей с речевыми дефектами имеют родственников с такими же нарушениями по женской или мужской линии.
3.Социальные факторы
- - нежеланная беременность;
- - одинокая мать или воспитание в неполных семьях;
- - курение и другие бытовые интоксикации родителей;
- - частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию;
- - наличие криминального окружения;
- - низкий уровень образованности родителей;
- - проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта;
- - факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические факторы.
Варианты клинических проявлений.
Клиническая картина ММД определяется ключевыми синдромами:
- дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- минимальной статико-моторной недостаточности;
- “ диспраксии-дисгнозии”.
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
- В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе "Эмоциональные расстройства и расстройства поведения», начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" в подразделе "Нарушение активности и внимания" (F90.0) и "Гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1).
Классификация.
- Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
- - синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
- - синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- - синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Критерии диагноза
- Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним относятся:
- - наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
- - раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;
- - некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;
- - симптомы не являются проявлением других заболеваний;
- - нарушение обучения и социальных функций.
- Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания/гиперактивности". Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).
- Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов.
Синдром дефицита внимания характеризуется следующими признаками
- - ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- - не в состоянии исполнить задания до конца, что не связано с негативным настроем или непониманием сути задания;
- - не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного - к новому;
- - легко отвлекается на постороннее;
- - избегает или высказывает агрессивность при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;
- - испытывает сложности при самостоятельной организации видов деятельности;
- - часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома;
- - проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;
- - «не слушает» обращенную речь;
- - демонстрирует неспособность удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает частые ошибки в сферах своей деятельности.
Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:
- - не может играть в тихие, спокойные игры;
- - бегает, крутится, пытается куда-то влезть в неприемлемых ситуациях (бесцельная двигательная активность);
- - часто находится в постоянном движении, “как будто к нему прикрепили мотор”;
- - не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает;
- - крутится, ерзает, сидя на месте; совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельные движения);
- - демонстрирует болтливость.
Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:
- - отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
- - допускает выкрики во время занятия;
- - мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры;
- - не ждет своей очереди в коллективных играх;
- - совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
- - часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.
- Диагностическим критерием выступает сочетание 6 симптомов гиперактивности и импульсивности, отмечаемые в течение не менее 6 месяцев.
Синдром минимальной статико-моторной недостаточности включает:
- пирамидную, экстрапирамидную и мозжечковую недостаточность, выявляемые при неврологическом обследовании.
Синдром “диспраксии-дисгнозии”.
- Это легкие нарушение функционирования корковых анализаторов второй сигнальной системы: дисфазия, дисграфия, дискалькулия, диспраксия, дисгнозия и прочие. В литературе они трактуются как парциальные задержки развития. Их выявление проводится клиническим психологом по специально разработанным тестам, но в практическом здравоохранении для экспресс-диагностики используется набор тестов, предложенных И. Лесны (1987), которые включают проверку всех видов праксиса и гнозиса путем повторения положения рук врача.
Не противоречит диагнозу ММД:
- - патология опорно-двигательного аппарата, как идиопатического, так и диспластического генеза (аномалии осанки, установки стопы и ее свода), которые чаще всего являются вторичными, нейрогенными;
- - симптомы вегетативной лабильности (головные боли, метеозависимость, нестабильность окраски кожи и потоотделения, лабильность функционирования внутренних органов);
- - тики, заикания и энурез, онихофагия (обкусывание ногтей), сосание большого пальца и прочее, задержка формирования навыков опрятности, которые трактуются как невротическая фиксация органической патологии;
- - системные аллергические реакции;
- - категория “часто болеющие дети”;
- - соматическая отягощенность функциональной патологией, течение которой усугубляет проявления основного заболевания;
- - нарушения сна (инверсия, повышенная подвижность во время сна, изменение глубины сна).
Спасибо
за
внимание!