СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Минутка безопасности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие «Минутка безопасности» - это кратковременное занятие-напоминание по тематике безопасности дорожного движения, которое проводится в любое время в течение дня.

Просмотр содержимого документа
«"Минутка безопасности"»

Методические рекомендации

по проведению в образовательных организациях

«Минуток безопасности»

 

Занятие «Минутка безопасности» - это кратковременное занятие-напоминание по тематике безопасности дорожного движения, которое проводится в любое время в течение дня.

В отличие от «большого» занятия, игры или викторины, «минутка безопасности» не требует от педагога специальной подготовки, либо особых знаний. Такие условия специально ставились при разработке методических рекомендаций.

Цель занятия «Минутка безопасности» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на дороге во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы обеспечения безопасности движения.

При организации и проведении занятий «Минутка безопасности» нельзя ориентироваться только на напоминания и повторение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанный с раскрытием определенных закономерностей дорожного движения, или разбирая конкретный случай происшествия с ребенком на дороге.

Проведение занятий «Минутка безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни смотров, операций и рейдов по безопасности движения, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из школы или детского сада, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.

Каждый день разбирается новый вопрос. После рассмотрения всех вопросов необходимо, используя имеющуюся литературу по безопасности движения, подготовить новые вопросы.

Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми. В качестве дополнительной информации, воспитанники получают полезные сведения по безопасности движения, в интересной форме (разыгрывание ситуаций, игра, вопросы, плакаты и т.п.). В результате, движение детей по дороге из образовательного учреждения, в определенной мере, является продолжением занятия «Минутка безопасности», его практическим приложением. В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению обстановки на улице, связанные с вопросом, рассмотренным на занятии «Минутка» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках общественного транспорта, перекрестках, по пути обратить внимание на различные предметы, ограничивающие видимость). Очень важно использовать авторитет родителей. Целесообразно, чтобы они спрашивали у ребят, какой вопрос рассматривался на сегодняшнем занятии «Минутка безопасности» и в процессе движения домой использовали обстановку на улице для обучения детей навыкам правильного поведения.

Техника проведения «Минуток безопасности»: задавая детям вопрос и выслушав ответы нескольких детей, в случаи необходимости поправляем их ошибки. При этом можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.

Помимо всего прочего, «минутка» способствует выработке у ребенка критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих правила, воспитывает «иммунитет» к подражанию.

Так, например, в результате движения детей по улице из образовательного учреждения в определенной мере является продолжением «минутки», её практическим приложением.

Перечень вопросов для организации занятий

по безопасности дорожного движения

(«Минуток безопасности»)

в образовательных организациях.

1.Вопрос. Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Ответ. Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

2.Вопрос. Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый сигнал светофора?

Ответ. Когда для пешеходов включен «красный» свет, для водителей горит «зеленый». Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включен всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти, и подождать «зеленого» света.

3.Вопрос. Почему опасно перебегать через проезжую часть?

Ответ. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Все прыгает, и сил уходит много. А при переходе улицы главное - внимательно наблюдать и влево, и вправо, потому что часто улица обманчива: кажется безопасно, и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл.

4.Вопрос. Почему опасно переходить улицу наискосок?

Ответ. Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам, и можешь их не увидеть. Кроме того, путь пешехода становится длиннее.

5.Bonpoc. Что означает надпись «Занос прицепа — 1,5м» на задней части автобуса?

Ответ. При повороте заднюю часть автобуса заносит, и может сбить близко стоящего человека. При повороте машины надо стоять подальше от нее.

6.Вопрос. Как видит водитель пассажиров автобуса?

Ответ. Водитель наблюдает за посадкой и высадкой и за пассажирами в салоне в специальные зеркала. Поэтому ему не надо поворачивать голову, чтобы увидеть, что делается сзади.

7.Вопрос. Что может случиться, если опоздать с выходом из автобуса?

Ответ. Водитель видит в зеркало, что никого нет и будет закрывать двери. Если опоздаешь с выходом, может прищемить дверьми. Если при этом упадешь, можно попасть под колеса.

8.Bonpoc. Чем опасна стоящая машина?

Ответ. Когда машина стоит, она закрывает обзор улицы. И пешеход может не заметить другую машину, которая едет позади стоящей. Особенно опасны и закрывают обзор улицы большие машины - автобусы, троллейбусы, грузовики. Легковые машины тоже могут помешать увидеть опасность. Надо помнить: если ни улице стоит машина, за ней может быть скрыта опасность.

9.Вопрос. Чем опасны кусты и деревья на улице?

Ответ. Опасность кустов и деревьев в том, что они тоже могут мешать осмотреть улицу. Посмотрит пешеход на кусты — ничего нет. А сзади кустов может проезжать машина.

10.Вопрос. Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

Ответ. Может. Часто по улице едут рядом несколько машин. При этом одна закрывает другую. Пешеход может не заметить ту машину, которая сзади. Особенно опасно, если в это время одна машина обгоняет другую. Кроме того, на улице машины часто едут навстречу друг другу. При этом, когда они разъезжаются, одна машина загораживает другую. Если пешеход пропустил машину, надо подождать, пока она отъедет подальше. Иначе можно не заметить встречную и попасть под нее.

11.Вопрос. Почему опасно, когда на улице мало машин?

Ответ. Пешеход может подумать, что улица пуста, и начинает переходить, не посмотрев по сторонам. Машина может внезапно появиться, выедет со двора, из переулка. Надо всегда внимательно смотреть по сторонам при переходе улице.

12.Вопрос. Как определить далеко машина или близко?

Ответ. Надо определить долго ли машине ехать до того места, где стоит пешеход. Если долго, значит, далеко. Если всего несколько секунд - значит близко. Иногда машина кажется далеко, но едет очень быстро, и можно попасть под машину.

13. Вопрос. Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?

Ответ. Даже по краю проезжей части идти опасно - может задеть машина. Надо идти только по тротуару.

14.Вопрос. Как ходить по дороге в населенном пункте, на которой нет тротуара?

Ответ. Когда нет тротуара (за городом), надо идти по обочине лицом к движению, чтобы видеть те машины, которые едут навстречу.

15.Вопрос. Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

Ответ. Заметив свой дом, ученик захочет быстрей перейти улицу, чтобы попасть домой, и может не заметить машину, которая в этот момент едет по улице.

16.Вопрос. Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных? Почему?

Ответ. Увидев знакомых или родственников, школьник обрадуется и захочет быстрее с ними встретиться, перейти улицу. В это время он может не заметить машину, которая едет но улице.

17.Вопрос. Как определить, что машина собирается повернуть направо?

Ответ. Машина занимает первый (самый правый) ряд, включается и мигает правый фонарик — указатель поворота.

18.Вопрос. Чем опасны машины с прицепом?

Ответ. Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов. Во-вторых, невнимательный пешеход увидит, что кузов машины проехал мимо, может начать переходить и попадет под прицеп.

19.Вопрос. Почему опасно ходить по улицам группами?

Ответ. Во-первых, школьники могут разговаривать между собой и невнимательно осмотреть улицу. Перед переходом улицы надо все разговоры прекратить. Во-вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы могут понадеяться на передних и будут плохо смотреть на улицу.

20,Вопрос. Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?

Ответ. Когда переходит улицу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда переходят улицу двое-трое, не надо держаться за руки и особенно под руку. Потому что при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны и потеряют самые ценные секунды. При переходе улицы надо держать за руку только самых маленьких.

21.Вопрос. Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?

Ответ. Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко машина или близко, быстро едет или медленно, надо уметь заметить маленькую машину или мотоцикл. При этом часто из-за медленно идущей машины выезжает другая, которая едет быстро. Из-за машины, которая проехала, может выехать встречная. Когда светофор, все просто: зеленый свет - иди, желтый или красный - стой!

22.Вопрос. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?

Ответ. В это время одна машина выезжает из-за другой, скорость обгоняющей намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину, пока она не выедет вперед, но тогда уже будет поздно. Водитель обгоняющей машины тоже не будет видеть пешехода, пока не выедет из-за этой машины, которую он обгоняет.

23.Вопрос. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?

Ответ. Здесь тоже одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга, потому что видимость будет закрывать машина.

24.Вопрос. Если столкнутся пешеход и машина: кто отлетит в сторону?

Ответ. Машина тяжелее пешехода минимум в 40-50 раз, скорость ее больше в 5-10 раз. Поэтому машина почти не получит ощутимого удара, а пешеход отлетит в сторону.

25.Вопрос. Сколько метров будет ехать машина при торможении, если водитель захочет остановиться?

Ответ. Даже когда ребенок захочет остановиться на бегу, он два метра “проскочит”. А машине надо в зависимости от скорости, и 10, и 15, и 20 метров. Кроме того, пока водитель нажмет на тормоз, машина едет несколько метров без торможения.

26.Вопрос. Чем опасна остановка пешехода на середине проезжей части?

Ответ. Когда школьник стоит на середине улицы (на осевой линии), у него за спиной проезжает машина, он за ней не наблюдает. А стоять в потоке машин и не следить за ними опасно. Испугавшись приближающейся машины, школьник может по привычке сделать шаг назад - прямо под колеса проезжающей за спиной машины. Стоя на середине улицы, надо быть очень со­бранным и внимательным, не делать ни одного шага, не глядя. На улицах, по которым движется много машин, лучше так рассчитать, чтобы не пришлось оказаться на середине между двумя встречными потоками машин.

27.Вопрос. Можно ли оглядываться при переходе улицы?

Ответ. Конечно, нельзя. На улице за секунду машина проезжает 10 метров и даже больше. Но мы привыкли на шум, на крик, когда позовут -оглядываться, не думая! Надо не поддаваться этой привычке.

28.Вопрос. Что делать, если при переходе улицы уронил сумку, слетела обувь, выронил какой-либо другой предмет?

Ответ. Мы привыкли - сразу наклоняться и поднимать, при этом отвлекаться от наблюдения! На улице так делать нельзя! Сначала посмотреть, убедиться, что есть время, опасности нет, потом уже наклоняться. А лучше всего при переходе быть собранным и ничего не ронять, заранее поправить, что может упасть или слететь.

29.Вопрос. У школьника плохое зрение. Он носит очки, в чем опасность?

Ответ. Очки “исправляют” зрение только прямо перед собой, а по бокам - нет. Поэтому, тот, кто носит очки, должен быть вдвойне осторожным, больше поворачивать голову, чтобы вовремя обнаружить опасность.

30.Вопрос. Мальчик спешит в кино, опаздывает. На переходе приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успевает перейти. В чем опасность?

Ответ. Опасности две. Во-первых, за грузовиком может быть не видна другая машина, которая едет с большей скоростью и пока скрыта от мальчика. Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать за приближающимся грузовиком и может забыть посмотреть еще раз в другую сторону. А если там тоже машина?

31.Вопрос. Как вы думаете, что общего между космосом и улицей?

Ответ. На первый взгляд ничего общего! Но это не так. В космосе невесомость, и человеку надо все время бороться со своими привычными движениями, чтобы правильно двигаться. И на улице так быстро меняется обстановка, и так опасна малейшая ошибка, что человеку надо тоже бороться со своими привычками отвлекаться, оглядываться, шагать не глядя, отступать на шаг, не посмотрев, наклоняться, чтобы поднять упавший предмет, ходить по кратчайшему пути — наискосок, выходить не глядя из-за предметов, стоящих машин, заборов. И в космосе, и на улице, человеку надо научиться бороться со своими привычками, справляться сними!

32.Вопрос. Как чаще всего попадает под машину велосипедист?

Ответ. При повороте налево! Едет по дороге. Кажется, машины нет рядом, можно поворачивать и, не посмотрев назад, велосипедист начинает поворачивать налево. А машина тут кактут.

33.Вопрос. Пешеход пропустил машину, больше машин невидно. Можно ли переходить по переходу?

Ответ. Сразу, пропустив машину - нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет немного и не будет мешать осмотру улицы.

34.Вопрос. Пешеход подошел к перекрестку. Пока он приближался, горел “зеленый”, и пешеход настроился на переход. Вдруг загорелся “красный”. Пешеход решил так: пока машины стоят, успею. Ведь водители меня видят и не станут наезжать. В чем ошибка пешехода, чего он не учел?

Ответ. Не все машины в это время стоят. Некоторые приближаются к перекрестку, и при включении “зеленого” выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой водитель может не увидеть из-за стоящих машин.

35.Вопрос. Вы подошли к перекрестку: пока подходили все время горел “зеленый”. Можно ли переходить?

Ответ. Если улица сравнительно широкая, больше 10-20 метров, лучше подождать, чтобы не оказаться на переходе при “красном” сигнале светофора, нового цикла “зеленого”.

36.Вопрос. У пешеходного перехода остановилась машина. Водитель показал жестом, движением руки, что “можно переходить”. Можно ли переходить улицу?

Ответ. На улице не одна машина, много. Поэтому, выходя из-за первой остановившейся машины, надо быть очень осторожным, приостановиться и посмотреть, что за ней. Вдруг другая машина, скрытая за первой, не остановилась? Тогда пешеход попадает под машину.

37.Вопрос. Когда Вы подошли к пешеходному переходу (без светофора), машины стояли, основная группа пешеходов уже прошла половину ширины улицы. Можно ли переходить?

Ответ. Когда основная группа пешеходов прошла, водители стоящих машин уже готовы тронуться дальше. В это время они провожают глазами основную группу пешеходов и могут не заметить опоздавшего пешехода. Опасно переходить, сильно отставая от основной группы пешеходов!

38.Вопрос. Мальчик идет по улице и спешит, опаздывает куда-то. В чем опасность спешки на улице?

Ответ. Когда человек спешит, он все время думает об одном - как идти быстрее, не потерять время. В таком состоянии легко не заметить машину. Почти все несчастные случаи на дорогах возникают, когда мальчик или девочка спешат, волнуются, увлечены разговором, игрой.

39.Вопрос. Как надо шагать с тротуара на проезжую часть улицы: сразу или сначала приостановиться? Почему?

Ответ. Всегда надо приостановиться. Во-первых, чтобы лучше осмотреть улицу. Во-вторых, “чтобы настроиться на улицу”. Потому что на улице повышенное внимание, не такое, как на тротуаре. Собранность, спокойствие и осторожность. Нельзя переносить беспечность с тротуара на проезжую часть улицы!

40.Вопрос. Возле подъезда Вашего дома стоит машина. Водитель ушел. В чем опасность?

Ответ. Стоящая машина опасна тем, что мешает осмотру дороги. Из-за нее можно не заметить другую машину, мотоцикл, велосипедиста.

41.Вопрос. Почему некоторые пешеходы переходят улицу на “красный” сигнал светофора?

Ответ. Нет выдержки подождать полминутки, нет уважения к водителям, которым труднее водить автомобиль, когда пешеходы переходят неорганизованно.

42.Вопрос. Почему опасно играть рядом с дорогой?

Ответ. Во время игры дорога рядом, кажется, машин нет, выбежал.., а машина была, только в азарте игры ее не заметил!

43.Вопрос. Почему некоторые пешеходы переходят там, где им вздумается, да еще наискосок?

Ответ. Нет выдержки, силы воли. Не понимают, что утомляют водителей, которым все время приходится напрягать внимание, снижать скорость.

44.Вопрос. Вы за городом, тротуара нет. Вы идете по обочине навстречу движению. Как надо идти: цепочкой или рядом друг с другом?

Ответ. Безопаснее идти цепочкой один за другим, если ведете за руку маленьких детей, их надо поставить дальше от машин, слева от себя: вдруг попробует вырваться?

45.Вопрос. Горит “зеленый” для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить или безопасно?

Ответ. Переходить не только не положено, но и опасно: машины могут стоять в ожидании разрешения поворота, при заторе, пропуская “скорую помощь»,пожарную или другую машину. В одном ряду машины могут стоять, а в другом ряду (скрытые за стоящими) могут проезжать.

46.Вопрос. В чем опасность при езде на велосипеде в сумерки или вечером?

Ответ. Велосипед вообще труднее заметить водителю автомобиля, чем машину, особенно в сумерки, вечером или ночью. Лучше не ездить по дороге в это время, даже если имеете все права. Если же пришлось - максимальная осторожность, учитывать, что вас могут не заметить, иметь хороший светоотражатель сзади и хорошую яркую фару спереди. Это относится и к мопедам, и к мотоциклам.

47.Вопрос. Достаточно ли для велосипедиста соблюдение Правил дорожного движения?

Ответ. Для любого пешехода и водителя одних Правил мало: надо уметь оценивать и предвидеть действия других, даже если они неправильны. Например: водитель, поворачивающий налево, должен пропустить встречного велосипедиста. Но он может его просто не заметить, ибо левый поворот требует сложного наблюдения. Наконец, некоторые водители могут, заметив, не пропустить велосипед, как бы не считая его вполне “транспортом”. Поэтому, кроме правил, велосипедисту нужна разумная осторожность.

48.Вопрос. В чем опасность зонтика и плаща?

Ответ. Польза — защита от дождя. Опасность - пешеход в плаще с поднятым воротником или с зонтиком, при переходе улицы может не заметить опасность.

49.Вопрос. Почему велосипедисты и мотоциклисты находятся в наибольшей опасности?

Ответ. Устойчивость двухколесного транспорта во много разниже, чем четырехколесного. Размеры его во много раз меньше и его часто не замечают. Устройства для сигнализации маневров на автомобиле несравненно лучше, чем на мотоцикле и велосипеде, поэтому мотоциклисту и велосипедисту приходится подавать сигналы рукой, что они не всегда умело делают. Кроме того, в ряде случаев сигналы рукой мало заметны (сумерки, ненастная погода). И последнее: опыт мотоциклистов и велосипедистов часто недостаточен для безопасного управления.

50.Вопрос. Велосипедист приближается к перекрестку. Пока он приближается, через перекресток не проехала ни одна машина. Какую ошибку может совершить велосипедист?

Ответ. Он может подумать, что машин нет, и подъехать к перекрестку на большой скорости и не глядя. Когда же он обнаружит машину, может быть уже поздно. Это чаще бывает на тех перекрестках, где машины проезжают сравнительно редко.

51.Вопрос. В чем польза и в чем опасность автобусов?

Ответ. Польза - перевозит пассажиров на большие расстояния и с большей скоростью. Опасность - когда стоит, приближается или удаляется - очень сильно закрывает обзор улицы. Из-за него можно не увидеть другие автомашины!

52.Вопрос. В чем опасность автобуса, когда он приближается к остановке?

Ответ. Место подъезда к остановке обычно сильно накатано. В ненастную погоду или зимой возможно скольжение автобуса “юзом” и даже выезд на площадку. Надо внимательно наблюдать за автобусом при его подъезде к остановке и не подходить к нему близко до полной остановки. Кроме того, сам пешеход может поскользнуться и упасть под колеса. Или его могут нечаянно толкнуть, особенно если на остановке много пассажиров.

53.Вопрос. В чем польза и в чем опасность автобуса, когда стоит на остановке на другой стороне улицы?

Ответ. Польза в том , что это возможно, “мой” автобус, на который можно успеть. Опасность в том, что стремясь на него успеть через дорогу, легко не заметить другую машину.

54.Вопрос. Старший брат и младший братишка шли по улице, по ее разным сторонам. Младший бросился к старшему и попал под машину. В чем ошибка старшего брата?

Ответ. Нельзя было идти по разным сторонам улицы. Нужно было предвидеть, что младшему вдруг захочется перебежать.

55.Вопрос. В чем польза и в чем опасность грузовика?

Ответ. Польза - перевозка грузов. Опасность — приближаясь (или двигаясь задним ходом), может наехать. Когда стоит- мешает осмотру улицы, за ним может быть скрыта машина.

56.Вопрос. В чем опасность приближающегося грузовика?

Ответ. Во-первых, может наехать. Во-вторых, скрыть за собой другую машину, которая может ехать еще быстрее.

57.Вопрос. В чем опасность проехавшего грузовика?

Ответ. За ним может быть скрыта встречная машина.

58.Вопрос. В чем польза и в чем опасность вещей, которые несешь с собой, когда переходишь дорогу?

Ответ. Польза понятна, а опасность в том, что вещь можно уронить и из-за этого попасть под машину. Надо уметь надежно носить разные предметы через дорогу, не ронять их!

59.Вопрос. В чем польза и в чем опасность обуви при переходе улицы?

Ответ. Польза очевидна - для защиты ног от холода, влаги, ударов о предметы. Опасность в том, что при скользкой подошве можно в неподходящий момент поскользнуться. Неплотная или небрежно надетая обувь может слететь совсем некстати...

60.Вопрос. В чем польза и в чем опасность мячика?

Ответ. Польза очевидна. Опасность в том, что когда мяч летит на дорогу, дети следят за ним глазами, бросаются вслед и могут не заметить приближающуюся машину.

61.Вопрос. Сколько времени проводит за день пешеход на проезжей части улицы?

Ответ. На каждый переход улицы уходит 10-12 секунд. Поэтому, если даже 30 раз в день переходить улицу, на это уйдет всего 5 минут. Если 5 минут в день быть предельно внимательным, не спешить, не разговаривать, не бежать - вреда не будет. А польза есть.

62.Вопрос. В чем польза и в чем опасность игры?

Ответ. Польза ясна - это интересно, увлекательно, развивает. Опасность - во время игры близко от дороги, легко не заметить машину, выбежать на дорогу.

63.Вопрос. Как должен поступить пешеход, если обзор улицы, которую он собирается переходить, закрыт машинами или деревьями?

Ответ. Переходить с соблюдением Правил и на таком расстоянии от предмета, закрывающего обзор, чтобы видеть самому и быть видимым другим водителям.

64.Вопрос. Как быть, если приходится пешеходу выходить на улицу близко от стоящей машины (деревьев, кустов), хотя и по правилам?

Ответ. Приостановиться и осмотреть часть дороги, которая была скрыта за предметом.

65.Вопрос. Такси остановилось напротив дома. Кто должен выйти первым, взрослый или дети, почему?

Ответ. Первыми выходят взрослые, потому что маленькие дети могут выбежать изтакси и броситься через дорогу к дому.

66.Вопрос. Как правильно поступать старшим при выходе из автобуса: выпустить маленьких детей или выйти сначала самим и почему?

Ответ. Надо выйти или вместе с детьми или выйти первыми, потому что маленькие дети могут выбежать из автобуса на дорогу и попасть под машину, которую они не заметили.

67.Вопрос. Вы идете по улице с бабушкой. Какие меры безопасности надо принять детям?

Ответ. У бабушки часто слух и зрение ослаблены, она может не заметить машину. Детям надо быть предельно внимательными.

68.Вопрос. По улице старший брат ведет за руку младшую сестренку. В чем задача старшего брата?

Ответ. Обеспечить безопасность себе и сестре. Держать сестру за руку крепко, часто маленькие дети пытаются вырваться. Объяснить сестре, что нельзя на улице вырывать руку.

69.Вопрос. Мальчик приехал на конечную остановку автобуса и хотел перейти дорогу, чтобы ехать в обратную сторону. Почему он попал под машину?

Ответ. Он выбежал из-за стоящего автобуса, который в это время объезжала машина.

70.Вопрос. Два мальчика приближаются на велосипедах к перекрестку в виде буквы “Т”, один сзади другого. Почему попал под машину второй?

Ответ. Они ехали под уклон, разогнались, не видели грузовик из-за домов. Первый успел проскочить, а второй нет.

71.Вопрос. Мальчик хотел сделать пересадку с одного автобуса на другой. Еще из автобуса он увидел, что подходит нужный ему автобус. Что было дальше?

Ответ. Как только автобус остановился, он бросился к нужному автобусу через дорогу, в спешке не заметил машину.

72.Вопрос. Брат и сестра пошли к бабушке с поручением от мамы. По дороге соревновались, кто первый подойдет к дому бабушки. Чем кончился спор?

Ответ. Брат выбежал из-за стоявшей машины и был сбит машиной, которую не заметил.

73.Вопрос. Решили всем классом пойти в кино, договорились встретиться. Мальчик боялся, что опоздает к месту встречи. Что было дальше?

Ответ. Увидев через дорогу нужный автобус, мальчик бросился к нему.

74.Вопрос. Вы хотите догнать товарища недалеко от дороги. Какая опасность угрожает товарищу?

Ответ. Убегая, он может выбежать на дорогу, не заметив машину.

75.Вопрос. Знакомый водитель позвал через дорогу - обещает прокатить. В чем опасность ситуации?

Ответ. Бросившись через дорогу к машине, легко угодить под другую.

76.Вопрос. На краю тротуара пустынной улицы группа школьников оживленно беседует. Возможные опасности?

Ответ. Один, будучи уверенным, что улица пустынная, может шагнуть, не глядя, на дорогу.

77.Вопрос. Какие свойства у снежного сугроба?

Ответ. Кроме всего прочего, может помешать обзору и скрыть за собой машину, если сугроб большой, а рост пешехода маленький.

78.Вопрос. Ледяная горка и дорога. Какая между ними бывает связь?

Ответ. Когда дорожка ледяной горки проходит близко от дороги или от места, где могут ехать машины - это опасно!

79.Вопрос. Мальчик катался на санках возле дома. Возле дома стояла машина. Что было дальше?

Ответ. Он выехал на санках из-за стоящей машины, не заметив другой машины

80.Вопрос. Младший брат был возле дома, смотрел, как работает машина для уборки мусора. Старший брат позвал его домой. Что было дальше? Какая возникла опасность?

Ответ. Младший брат бросился к дому, не заметил мотоцикл (из-за стоявшей машины) и чуть не попал под него.

81.Вопрос. Когда водителю легче заметить пешехода, когда тот в яркой, светлой одежде или когда в темной?

Ответ. В серой и темной одежде труднее заметить, особенно в сумерки, вечером или ночью.

82.Вопрос. Помогает уличное освещение водителю заметить пешехода?

Ответ. И помогает, и мешает. Свет отражается от асфальта, особенно если мокрый или есть лужицы. Свет встречных машиннемного ослепляет водителя. Поэтому вечером пешехода в темной одежде легко не заметить. Необходимо носить световозвращающие изделия (фликеры).

83.Вопрос. Почему велосипедистам надо в ряде случаев сходить с велосипеда и переходить через дорогу, держа его за руль?

Ответ. На перекрестках и при левых поворотах и разворотах может потребоваться высокая маневренность на малых скоростях. А велосипед на малых скоростях имеет низкую маневренность и недостаточно устойчив.

84.Вопрос. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?

Ответ. Что стоящий автобус мешает заметить проезжающую машину и нельзя выходить или выбегать из-за него ни спереди, ни сзади.

85.Вопрос. Какие ошибки на улице чаще совершают пожилые пешеходы, дедушки и бабушки?

Ответ. Иногда смотрят не на машины, а только на людей. Иногда выходят на дорогу, не заметив машину (глаза плохо видят), водитель думает, что они пойдут дальше, а они вдруг поворачивают назад.

86.Вопрос. Какую опасность представляет на дороге пьяный пешеход?

Ответ. Плохо держась на ногах, может упасть под колеса с тротуара и на самой улице. Перебегает перед близко идущими машинами. Движется наискосок по улице спиной к машинам.

87.Вопрос. Сколько предметов, мешающих обзору улицы находятся на твоем пути из школы домой? На улице, которая проходит возле дома. Вопрос задается одному или нескольким ученикам, может быть использован многократно и каждый раз отвечают другие.

88.Вопрос. Какие бывают на улице предметы, мешающие обзору?. (Может быть использован несколько раз по видам предметов, мешающих обзору.)

Ответ. Предметы, мешающие обзору, бывают подвижные и неподвижные. Неподвижные: стоящие машины, заборы, деревья, кусты и т.п. Временно неподвижные: автобусы на остановке, группа пешеходов, машины у перекрестка или пешеходного пе­рехода. Подвижные: приближается машина, проехала машина, разворачивается машина.

89.Вопрос. Где запрещен автомобилям обгон и почему?

Ответ. (См. Правила).

90.Вопрос. Когда затормозить труднее: в начале дождя или когда прошел дождь, и почему?

Ответ. В начале дождя образуется смесь из воды, грязи, смазки и т.п., которые создают опасность. Потом дождь смывает эту смесь.

91.Вопрос. Два автомобиля едут навстречу друг другу по узкой дороге. На дороге стоит третий. Как надо ехать согласно правилам?

Ответ. (См. Правила).

92.Вопрос. Когда дорожных аварий больше: в начале гололеда или на второй день? Почему?

Ответ. В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и не могут сразу перестроиться.

93. Вопрос. Почему правила дорожного движения должны соблюдать и водители, и пешеходы?

Ответ. Представьте себе, что ты переходишь дорогу, соблюдая все правила дорожного движения, а водитель их нарушает. В результате может произойти дорожно-транспортное происшествие (ДТП). И, наоборот, если водитель едет по правилам, а ты их нарушаешь, то результат будет тем же.

94. Вопрос. Достаточно ли пешеходу только знать и соблюдать правила дорожного движения, чтобы быть в безопасности?

Ответ. Нет, недостаточно. Надеяться только на себя нельзя. Среди водителей попадаются нарушители правил дорожного движения. Если ты не заметил вовремя нарушителя, то можешь попасть в ДТП, даже если сам соблюдал все правила.

95. Вопрос. Почему улицы, по которым редко проезжают машины, могут быть опасными?

Ответ. Пустынные улицы могут быть опасными потому, что пешеход, переходя через проезжую часть, не считает нужным убедиться в безопасности. А водители по пустынным улицам едут с большой скоростью и легко могут сбить невнимательного пешехода.

Перечень игр для организации занятий

по безопасности дорожного движения(«Физминутки»)

для дошкольников и учащихся младших классов.

(из опыта работы МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» Аннинского района)

Автомобили

 

1.         «Проснулись, потянулись»

Исходное положение (и. п.) — основная стойка (о. с); наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх — в стороны, голову поднять, прогнуться — глубокий вдох;

вернуться в и. п. — выдох.

2.         «Заводим мотор»

И. п. — стоя ноги врозь, руки в стороны.

Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.

И. п. — о. с; выполняем ходьбу на месте, переходящую, в бег.

3.         «Проверяем ремни безопасности»

И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.

4.         «Проверяем тормоза».

И. п. — стоя, руки за спиной. Выполняем вращательные движения стопой левой и правой ноги поочередно.

5.         «Поехали!»

И. п. — о. с. Выполняем ходьбу на месте, переходящую в бег.

 

Пешеходы

Инспектор нашстоит упрямо (Ходьба на месте.)  

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)  

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.) 

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)  

Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)  

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)  

Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте.)

 

В автобусе

Дети изображают все действия по тексту. Во время первого куплета — крутят руками у себя по бокам, изображая колеса, во втором — имитируют звук мотора, продолжая вращать руками, в третьем подражают звуку звонка и показывают действием звенящий звонок, в четвертом подражают плачу младенца, руками изображая покачивание малыша, во время пятого — встают и садятся. При желании можно придумать и новые куплеты.

 

Колеса автобуса все крутятся и крутятся,

Крутятся и крутятся,

Колеса у автобуса все крутятся и крутятся

Целый день-деньской.

 

Мотор у автобуса все рычит и рычит, вот так: р-р-р-р!

Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р!

Мотор у автобуса все рычит и рычит, вот так: р-р-р-р!

Целый день-деньской.

 

Звонок у автобуса все звенит и звенит, вот так:

Дзинь!

Дзинь! Дзинь! Дзинь! Дзинь!

Целый день-деньской.

 

Малыш в автобусе все плачет и плачет, вот так: У-а! У-а!

У-а! У-а! У-а! У-а! У-а!

Малыш в автобусе все плачет и плачет, вот так: У-а! У-а!

Целый день-деньской!

 

Люди в автобусе то встанут, то сядут,

Встанут, сядут, встанут, сядут,

Люди в автобусе то встанут, то сядут,

Целый день-деньской.

 

Автомобили

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

 

(Ходьба на месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делают движения вперед-назад, далее звучит фрагмент мелодии песни «Мы едем, едем, едем...» и дети продолжают делать эти движения.)

 

Светофор

В Светофор мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать. (Потягивания.)

 

В Светофор мы поиграем, (Ходьба на месте.)

Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками и ногами.)

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зеленого велит.

 

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед. (Наклоны.)

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

 

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)

Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим как самолет. (Прыжки.)

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

 

Левой, правой, левой, правой, (Бег с высоким подни­манием бедра.)

Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)

Светофор — помощник славный

Уставать нам не дает.

 

«Стоп, машина»

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

 

Каждый отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Стоп, машина, стоп, машина...» и т. д.). В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!» Все ученики сидят, положив руки на столы. Ведущий говорит: «Стучать!» Сам стучит по столу пальцами, и все дети стучат. «Спокойно!» — все прекращают стучать. «Стучать!» — все снова стучат. «Вниз!» — все прячут руки под столами. Ведущий говорит вперемежку эти три слова и делает соответствующие движения. Затем он старается сбить ребят, говорит: «Спокойно!», а сам прячет руки под стол; стучит, а говорит: «Вниз!». Дети должны делать то, что говорит ведущий, а не то, что он делает.

 

Раз, два — стоит ракета

Раз, два, стоит ракета, (Проверить осанку.)

Три, четыре — самолет. (Руки в сторону.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопнуть в ладоши над головой.)

А потом на каждый счет

Раз, два, три, четыре — (Четыре хлопка перед собой.)

Руки выше, (Руки вверх, потянуться.)

Плечи шире. (Руки в стороны, предплечья вверх.)

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте.)

И на месте походили. (Следить за осанкой.)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете. (Руки вверх, ладони соединить — «купол ракеты».)

На носочки поднялись

Быстро, быстро руки вниз. (Правую руку вниз, левую руку вниз.)

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь! (Потянуть голову кверху, плечи вниз.)

Руки в стороны, в полет (Руки в стороны.)

Отправляем самолет. (Поворот туловища налево.)

Правое крыло вперед, (Поворот туловища прямо и направо.)

Левое крыло вперед. (Поворот туловища прямо, потянуть голову кверху, плечи вниз, руки в сторону книзу.)

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолет.

   

УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!