(полное наименование органа управления/отдела/департамента образования) (полное наименование образовательной организации)
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического / Директор (обр. организации)
методического совета Булгакова Н.А.
Протокол от «___» ______ 2024г. Приказ от «___» ______ 2024 г.
№ ____ №____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучная
( направленность программы)
Мир экологии
( название программы)
Подвид программы: разноуровневая
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): от 7 до 10 лет
Срок реализации: 1 год - 144ч
Форма обучения: очная
Разработчик: педагог дополнительного образования Григорьева Ирина Алексеевна
г.Таганрог
2024г.
Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) 3
1.2. Цель и задачи программы 4
1.3. Содержание программы 5
Учебный план 5
Содержание учебного плана 7
1.4. Планируемые результаты 9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 5
2.1. Календарный учебный график 11
2.2. Условия реализации программы 11
2.3 Методическое обеспечение…………………………………………………………………………………………………12
2.4. Формы аттестации 12
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) 12
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей 13
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПРИЛОЖЕНИЯ 15
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база.
Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 N 533 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”
Направленность программы.
Программа реализуется в рамках естественнонаучной направленности. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Актуальность программы.
В современных условиях серьёзность и сложность общественного развития ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.
Отличительные особенности программы заключаются в формировании у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Педагогическая целесообразность программы
состоит в выработке мотивации: - к дальнейшему углублению знаний; к формированию таких качеств, как целеустремлённость, креативность; к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Адресат программы: от 7 до 10 лет.
Этот возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте у учащихся развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе. Изучение данной программы способствует формированию экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Особенности организации образовательного процесса: занятия организуются по 2 часа 2 раза в неделю.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем: образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога.
Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность учащихся в виде разработки и защиты проектов и учебных исследовательских работ, что позволяет не только развить исследовательский интерес, но и творческий потенциал обучающихся.
Сроки, объем и уровень реализации программы: базовый уровень;
общий срок реализации программы 1 год – 144 часа с 02.09. 2024г по 30.05.2025г.
Форма обучения: очная
Режим занятий: Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Формы организации образовательного процесса: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Виды (формы) занятий. Предполагается использование следующих видов занятий:
1. Лекция с элементами беседы – освоение и первичное закрепление теоретического материала.
2. Практическая работа, задания, упражнения – освоение практических умений.
3. Лабораторная работа – использование элементов исследовательской деятельности
4. Викторина, конкурс, тестовые задания – контроль и оценка полученных знаний
5. Семинар, ролевая игра – решение воспитательных задач
6. Презентации, электронные диски –использование ИКТ
Перечень форм подведения итогов. Оценка успехов - основная составляющая образовательного процесса. Для обучающихся младшего школьного возраста программой предусмотрены викторины, интеллектуальная игра, конкурсы, олимпиада, тестирование.
Цель и задачи программы
Цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи: Развивающие:
- продолжить развитие познавательного отношения к природе;
- способствовать развитию умений проводить наблюдения за экосистемами и организмами, анализировать, обобщать и делать выводы;
- способствовать формированию культуры исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, собственному здоровью, ценности жизни;
- способствовать формированию экологического имперетива в сознании.
Образовательные:
- расширить знания об организации живых систем на разных уровнях организации живой материи;
- способствовать формированию знаний о взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой;
- познакомить с основными закономерностями функционирования природных систем;
- способствовать формированию объективных знаний о месте и роли человека в природе.
Содержание программы
1 раздел – “Я и природа”. 16ч.
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”. 16ч.
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”. 12ч.
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”. 20ч.
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в парк
5 раздел – “Экологическая тропа”. 8ч.
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области, реки и речушки своей местности.
Демонстрация: Красная книга Ростовской области.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”. 8ч.
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”. 12ч.
Мы рисуем зиму. Альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски. Практическая деятельность: конкурс рисунков.
Изготовление ёлочной игрушки из различных материалов.
Практическая деятельность: конкурс игрушек
8 раздел – “Загадки животного мира”. 12ч.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”. 12ч.
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “ Удивительный мир насекомых ”.12ч.
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее! Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”. Практическая деятельность: выставка рисунков.
11 раздел – “ Хочу все знать”. 16ч.
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”,
Ф.Ибрагимова “Красота природы”. Практическая работа: коллективная работа “Весенние цветы в вазе”. Подведение итогов «Экологическая игра».
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Овладеть основными экологическими терминами;
Различать основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
Знать значение растений и животных в жизни человека;
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Учебный план. Календарный учебный график
Таблица 1.
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Теория. | Практ. | Всего часов |
1 | Я и природа | 8 | 8 | 16 |
1.1 | Что такое “экология”? Как вести себя на природе | 2 | 2 | 4 |
1.2 | Экологическая тропа осенней экскурсии. Сбор природного материала | 2 | 2 | 4 |
1.3 | Природа в творчестве художников. Зарисовка и раскрашивание осенних деревьев и листьев | 2 | 2 | 4 |
1.4 | Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная | 2 | 2 | 4 |
2 | Братья наши меньшие | 8 | 8 | 16 |
2.1 | Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” | 2 | 2 | 4 |
2.2 | Чем мы кормим домашних животных | 2 | 2 | 4 |
2.3 | Как ухаживать за своим питомцем | 2 | 2 | 4 |
2.4 | Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные” | 2 | 2 | 4 |
3 | Пернатые друзья | 6 | 6 | 12 |
3.1 | Птицы Донского края | 2 | 2 | 4 |
3.2 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | 2 | 2 | 4 |
3.3 | Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | 2 | 2 | 4 |
4 | Путешествие в мир леса | 10 | 10 | 20 |
4.1 | Взаимосвязь растений и животных | 2 | 2 | 4 |
4.2 | Следы на снегу | 2 | 2 | 4 |
4.3 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 2 | 2 | 4 |
4.4 | Природа – источник творческого вдохновения | 2 | 2 | 4 |
4.5 | Экскурсия в парк | 2 | 2 | 4 |
5 | Экологическая тропа | 4 | 4 | 8 |
5.1 | Редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области | 2 | 2 | 4 |
5.2 | Водоёмы нашей местности | 2 | 2 | 4 |
6 | Зимний сад на окне | 4 | 4 | 8 |
6.1 | Комнатные растения. | 2 | 2 | 4 |
6.2 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа | 2 | 2 | 4 |
7 | В мастерской художницы Зимы | 6 | 6 | 12 |
7.1 | “Красавица - зима”. Конкурс рисунков | 2 | 2 | 4 |
7.2 | Изготовление ёлочной игрушки из различных материалов. | 4 | 4 | 8 |
8 | Загадки животного мира | 6 | 6 | 12 |
8.1 | Любопытные факты о живой природе | 2 | 2 | 4 |
8.2 | Это интересно! Сбор информации о клестах. | 2 | 2 | 4 |
8.3 | Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | 2 | 2 | 4 |
9 | Секреты неживой природы | 6 | 6 | 12 |
9.1 | Смена дня и ночи | 2 | 2 | 4 |
9.2 | Смена времен года | 2 | 2 | 4 |
9.3 | Наш друг - эхо. Экскурсия в парк | 2 | 2 | 4 |
10 | Удивительный мир насекомых | 6 | 6 | 12 |
10.1 | Бабочки, занесенные в Красную книгу Ярославской области | 2 | 2 | 4 |
10.2 | Искусные строители: муравьи и пчелы. | 2 | 2 | 4 |
10.3 | Природа и фантазия. Конкурс рисунков. | 2 | 2 | 4 |
11 | Хочу все знать | 8 | 8 | 12 |
11.1 | Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? | 2 | 2 | 4 |
11.2 | Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” | 2 | 2 | 4 |
11.3 | Итоговое занятие. Экологическая игра | 2 | 2 | 4 |
| | | | |
| Итого: 144 часа | | | |
Календарный учебный график в Приложении 1.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Календарный учебный график в Приложении 1.
2.2. Материально-техническое обеспечение программы:
просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;
парты, стулья;
классная доска и проекционный экран;
шкафы для хранения методического, дидактического материалов;
ноутбук, проектор;
CD-диски, вата, пуговицы, фантики, открытки;
нитки, ткани, иголки, салфетки,
листья, веточки, ягоды, шишки;
раковина с холодной водой.
2.3 Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Культура и традиции мира руками ребёнка» используется методическая продукция, литература для детей, Интернет-ресурсы.
Методы обучения, используемые педагогом дополнительного образования при реализации данной программы: словесный, объяснительно-иллюстративный метод, метод стимулирования учебной деятельности репродуктивный, проблемный («Тематические композиции», «Поделки из бросового материала», «Тематические композиции»).
Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:
- репродукции;
- фотографии;
- картинки с изображением композиций, поделок и т.д.;
- презентации, подготовленные к каждому занятию.
2.4. Формы аттестации: беседы, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок, игры.
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися за период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Диагностический инструментарий
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается за счёт творческих проектов, критериями оценки которых являются:
Оценка самой работы:
1. Содержание выполненной работы;
2. Передача формы (простая-сложная, точная-неточная);
3. Строение (части целого расположены верно-неверно);
4. Пропорции (насколько верно выполнены пропорции);
5. Композиция (насколько верно выполнено расположение элементов работы относительно друг друга);
6. Цвет (реальность цвета, сочетание цветов);
Оценка процесса работы:
7. Уровень самостоятельности выполнения творческой работы (сам, помогали дети, помогал педагог);
8 Эмоционально-эстетическое выполнение творческой работы (эмоциональное отношение к процессу и готовой работе, какой вид творчества предпочитает)
9. Творческое мышление (внёс ли ребёнок что-то новое в свою работу или делала по образцу.
А также предусматриваются индивидуальные и фронтальный опросы.
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Программы составляются ежегодно с учетом конкретного количества учебных недель и приоритетных направлений образовательной деятельности учреждения, уровнем реализации программы. Цели и задачи деятельности определяются для каждого объединения на год. Условия реализации определяется педагогом. Предметные, личностные, метапредметные в рабочей программе определяются в соответствии с целеполаганием и уровне программы для каждого объединения. Составной частью программы является календарный учебный график, который составляется в зависимости от расписания занятий для каждого объединения.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности, духовной культуры, способности к успешной самореализации, таким образом внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Воспитание любви к природе через знакомство с различными природными закономерностями на краеведческом материале. Обеспечивает заполнение досуга учащихся интересной, полезной деятельностью.
Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний, полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству, повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации программы. Педагог создает на занятиях эмоционально- положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение учащихся о взаимодействии с природой.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия: беседы, лекции, экскурсии, прогулки, обучающие занятия.
Календарный план воспитательной работы
Таблица 2
№ п/п | Название мероприятия, события | Цель | Краткое содержание | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Экологическая тропа осенней экскурсии. Сбор природного материала | Воспитание у учащихся умения применять экологические знания в жизненных ситуациях; экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | Наблюдение связи живой и неживой природы | экскурсия | сентябрь | Григорьева И.А. |
2 | Как ухаживать за своим питомцем | наблюдение | беседа | октябрь | Григорьева И.А. |
3 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | Изготовление поделки | Практическое занятие | октябрь, ноябрь | Григорьева И.А. |
4 | Чудо природы - заповедники | Наблюдения за жизнью природы | беседа | декабрь | Григорьева И.А. |
5 | Экологические проблемы главной реки Ростовской области - Дон. | Наблюдения за жизнью природы | беседа | январь | Григорьева И.А. |
6 | Польза использования бросового материала для изготовления поделок. | Изготовление поделки | Практическая работа | февраль | Григорьева И.А. |
7 | Красная книга животных Ростовской области | Наблюдения за жизнью природы | беседа | март | Григорьева И.А. |
8 | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Наблюдения за жизнью природы | Экскурсия беседа | март, апрель | Григорьева И.А. |
9 | Наше экологическое богатство - парк (наблюдение за экосистемой окружающей среды) | Наблюдения за жизнью природы. Экскурсия | беседа | апрель | Григорьева И.А. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
5. Детские развивающие и познавательные журналы.
6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
17. «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Литература
1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.