Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Аннотация к рабочей программе
учебного курса внеурочной деятельности «мир глазами художника»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «мир глазами художника» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 1год 1класс
Рабочая программа разработана группой учителем/педагогом Колощенко Натальей Ивановной в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по учебному курсу внеурочной деятельности «мир глазамит художника»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью ООП НОО определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ – Стеченская СОШ
Дата: 24.08.2023
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Брянской области
Муниципальное образование Погарский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Выписка
из основной образовательной программы начального общего образования
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол от 24.08.2023 г. №1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР О.М. Куттина 24.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Мир глазами художника» 1 класс
Выписка верна _____________
Директор школы _______ С.А. Решетниковас.
Стечна, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств
Содержание курса.
Живопись.
Четвёртый год обучения.
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
Графика
Четвёртый год обучения..
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Скульптура.
Четвёртый год обучения.
Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
Аппликация.
Четвёртый год обучения.
Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
Бумажная пластика
Четвёртый год обучения.
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении
Работа с природными материалами
Четвёртый год обучения.
Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Четвёртый год обучения.
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
2. Планируемые результаты освоения курса.
В результате изучения курса в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Разноцветный мир»:
— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; — понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
— сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
— процессом коллективной деятельности в совместной творческой работе в команде одноклассников под руководством учителя;
— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение способом творческого видения с позиций художника, т. е. сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; — вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
— рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
— осознанное стремление к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
«Воспитанник научится»
Личностные результаты:
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты:
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Предметные результаты:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать простые композиции на заданную тему;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.
«Воспитанник получит возможность научиться»
Личностные результаты:
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.
Метапредметные результаты:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Предметные результаты:
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно - полезной деятельности.
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
П. | Ф. |
| Живопись. | 10 ч. | | |
1 | Знакомые приёмы работы с цветовым пятном. | 1 | | |
2 | Получение цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности. Рисунок «Моя семья». | 1 | | |
3 | Практическая работа Изображение сюжетных композиций. | 1 | | |
4 | Прием подмалевок. Практическая работа. Изображение сказочных животных. | 1 | | |
5 | Практическая работа. Изображение сказочных животных. | 1 | | |
6 | Практическая работа. Изображение натюрморта. | 1 | | |
7 | Практическая работа. Изображение натюрморта. Окончание работы. | 1 | | |
8 | О тёмном пятне как пятне цветном. | 1 | | |
9 | Практическая работа. Изображение сюжетных композиций. | 1 | | |
10 | Практическая работа. Изображение трав. | 1 | | |
| Графика. | 8 ч. | | |
11 | Знакомые приемы графики: линия, штрих, пятно. "Идет дождь". | 1 | | |
12 | Освоение новых графических материалов. Практическая работа: «Изображение цветов». | 1 | | |
13 | Практическая работа: « Изображение цветов». | 1 | | |
14 | Работа с цветными карандашами Практическая работа: «Изображение растений». | 1 | | |
15 | Игры света Практическая работа. «Изображение деревьев». | 1 | | |
16 | Рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой. Практическая работа: « Изображение веток». | 1 | | |
17 | Практическая работа: « Изображение сказочных пейзажей». | 1 | | |
18 | Практическая работа: « Изображение пейзажей». | 1 | | |
| Скульптура. | 4 ч. | | |
| 19 | Рельеф. Продавливание карандашом. | 1 | | |
| 20 | Продавливание карандашом. Практическая работа: «Нахождение образа в общей пластической массе». | 1 | | |
| 21 | Практическая работа: «Нахождение образа в общей пластической массе». | 1 | | |
| 22 | Практическая работа: «Работа над рельефом". | 1 | | |
| | Аппликация | 4 ч. | | |
| 23 | Шерстяные нити в создании цветового пятна. Аппликация из осенних листьев «Сказочный лес». | 1 | | |
| 24 | Прием использования дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Практическая работа "Фантастические животные". | 1 | | |
| 25 | Практическая работа "Фантастические растения". Работа с засушенными цветами, листьями, травами. | 1 | | |
| 26 | Соединение различных материалов. Практическая работа: «Сказочная птица». | 1 | | |
| | Графика. | 3 ч. | | |
| 27 | Практическая работа: «Изображение уголка природы». | 1 | | |
| 28 | Практическая работа: «Изображение уголка природы». | 1 | | |
| 29 | Практическая работа: портрет. | 1 | | |
| | Бумажная пластика | 1 ч. | | |
| 30 | Практическая работа "Изображение образов танцующих фигур 2. | 1 | | |
| | Работа с природными материалами. | 1 ч. | | |
| 31 | Практическая работа "Оформление уголков природы". | 1 | | |
| | Живопись | 2 ч. | | |
| 32 | Работа с природными материалами. | 1 | | |
| 33 | Практическая работа: « Здравствуй лето!» | 1 | | |
18