СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мир глазами ребенка по рассказу А.П.Платонова "Никита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок должен привести учащихся к пониманию, что надо быть добрым, ответственным. Дети должны усвоить важность труда и заботу о близких людях. Урок поможет воспитать веру в себя.

Просмотр содержимого документа
«"Мир глазами ребенка по рассказу А.П.Платонова "Никита"»



Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема. «А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;

  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

воспитывать стремление к внутренней глубине личности, трудолюбию и доброте

Оборудование: учебник, тексты рассказа, раздаточный материал, набор слов, презентация по теме, интерактивная доска.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, стремление проложить невидимую нить единой устремлённости к познанию в сотрудничестве

Приём "Побуждение" Учитель приветствует учащихся.

Звучит музыка Людвига Ван Бетховена « К Элизе». На фоне музыки учитель рассказывает притчу:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладошках и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».

Сформулируйте мораль данной притчи.

Дети предлагают свои ответы.

Учитель: Вера в себя- это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

Введение в тему урока ( определяем основной вопрос урока).

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.


II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель:

  • повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

  • формулирование темы урока.


Приём "Привлекательная цель".


Учащиеся формулируют тему урока.

Беседа по первичному восприятию рассказа.

  • Каким вы представляете себе Никиту?

  • Составьте устный портрет героя рассказа.


Учащиеся заполняют таблицу ( работа с интерактивной доской)

Возраст:


Возраст: 5 лет


Место проживания:


Место проживания: деревня


Семья:


Семья: отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.


Обязанности:


Обязанности: хранить дом, очаг.


Внутренний мир героя:


Внутренний мир героя: любит фантазировать, мечтать


Выводы:

Учитель: Обычный ребёнок?

Дети: Не совсем. Видит то, чего другие не замечают.

III. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель:познакомить с содержанием рассказа.


Приём " Расшифруй".


Учитель предлагает набор слов: Никита, баня, паучок, лопухи, петух, колодец, пень, бочка.


  • Мир Никиты ограничен данными предметами?

  • Дополните список, опираясь на текст.

  • О чём говорит такое многообразие?


IV. Первичное закрепление

Цель: закрепить знания по тексту, опираясь на лексическое значение слов.


Приём "Работа над понятием ".

Предлагается обратить внимание на слова, размещенные на доске. При работе с текстом в случае затруднения, пользоваться представленным словариком (лексическая работа).


Ощериться- осклабиться, оскалить зубы, улыбнуться, усмехнуться, ухмыльнуться, оскалиться, ощерить зубы. Словарь русских синонимов.

Про́со- (лат. Panicum) — род однолетних травянистых растений семейства злаки.

Трудодень - единицаучетатрудаколхозников, предусматривающаякакнормудневнойвыработки, такикачествоработы.

Щербатый - конопатый, рябой, щедровитый, щербатенький, выщербленный Словарь русских синонимов.щербатый см. рябой Словарь синонимов русского языка.

Горница – чистая половина крестьянской избыСени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом. Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить умения работать с текстом, давать характеристику образу-персонажу, самоконтроль усвоения знаний.


Приём "Учимся сообща" .

Дети объединены в группы, обеспечены раздаточным материалом.


Составление кластера "Обязанности Никиты"

Один хозяин

Ел молоко

Не сжёг двор

Собрал яйца

Чужой петух не приходил







VI. Исследовательская работа с текстом.


Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 группа.


Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.


2 группа


Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.


3 группа.


Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.


  • Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

  • Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?


Физкультминутка для глаз.


VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему изученного материала.


  • Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

  • Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?


Прочитайте на доске определение фантастики.


Фантастика- разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.


Работа с текстом.

  • Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…»


Почему окружающие Никиту предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.

  • «Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце».


VIII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Приём "Синквейн".

Никита

  • Ответственный любознательный

  • Наблюдает, общается, трудится

  • Доброта всех сделает живыми

  • Человек

  • В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказаА. Платонова?

«Давайте все трудом работать, и все живые будут».

Значение имени Никита – победитель (греч.).

  • Какую победу одержал Никита в рассказе А. Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

«Приобретаем опыт»

1.Нужно быть добрым на весь свой долгий век.

2.Нужно трудиться.

Никита- это мальчик, у которого богатое воображение, восприимчивый, добрый, ответственный, умеющий видеть мир вокруг живым, проявляющий заботу о близких ему людях, понимающий важность труда.

IX. Содержание домашнего задания

Написать эссе (по методике свободного письма): «Что значит быть добрым человеком?»


6