СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир и Россия вначале эпохи Великих географических открытий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомится с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатого, А. Никитина

Просмотр содержимого документа
«Мир и Россия вначале эпохи Великих географических открытий»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока

Мир и Россия вначале эпохи Великих географических открытий



Цель урока

выявить аналогии исторического развития России и Европы

Задачи урока: образовательная

познакомится с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатого, А. Никитина

Развивающая

развитие метапредметной компетентности (смысловое чтение), умения выделять цели и результат походов, выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические источники, составление синхронистической таблицы, работа с исторической картой

Воспитательная

выражение своего отношения к новым открытиям в разных сферах жизни общества, и определить для себя важность новых знаний в жизни

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

комбинированный урок

Оборудование

учебник История России. Торкунова А.В. 1 часть, мультимедиа проектор, экран, компьютер


Основные вопросы

изучения материала

1. Краткая характеристика, задачи и особенности курса. Образовательные результаты

2. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация

3. Начало русских географических открытий и их специфика. Территория России к XVI в.

4. Последствия Великих географических открытий


Основные понятия и термины

Поморы, каравелла, хожения, общеевропейский рынок

Основные даты, периоды

периодизация всеобщей истории и истории России. Второй этап Великих географических открытий

Персоналии

Федор Курбский, Иван Салтык Семен, Курбский, Петр Ушатый, Афанасий Никитин




Формирование

УУД,

технология оценивания


Регулятивные УУД: 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии.3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД: 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карта). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД: 1. Умение работать в группах 2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД1. Оценивать свои и чужие поступки

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учеников

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

2 мин

Организационный момент.  Под русскую народную музыку учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Почему с начала урока звучит данная мелодия? (Уральская плясовая)

- Возьмите в руки учебник, как он называется?

- В чём отличие курса, который мы начинаем изучать?

- Чему вы предполагаете научиться на уроках истории России?

-Зачем?

- С перспективой на будущее определились, теперь определим тему урока.












Ответы детей – русская музыка т.к приступаем к изучению Истории России.




II. Постановка целей и задач урока.


3 мин

- Откройте учебник на стр.8. Прочитайте название параграфа запишите её. Цветограмма

- Что означает слово «великий»? Приведите словосочетания с эти словом

- Любого ли человека или событие можно назвать великим?

- Почему географические открытия назвали Великими?

- Исходя из названия параграфа, давайте определим цель нашего урока?

Выяснить общие и различные черты для России и стран Европы и Азии значение географических открытий 15 века, (цели, средства, итог).



Большой, значимый.

Словосочетания – великий человек, великое событие, значимое и т.д.

Ключевое событие для Европы, перевернувшее сознание Средневекового общества, изменило жизнь и мировоззрение человека



- Формулируют проблему урока


III. Актуализация знаний.

3 мин

- Какие будут предположения по решению проблемы?



-На основании знаний, сравнить значение ВГО для мира и России и ведущих стран Европы.

- Выяснить, были ли отрицательные последствия Великих географических открытий?

Ученики выдвигают любые версии, гипотезы.

(Черты Средневекового европейского общества характерны для России, т.к. одна из европейских стран, взаимодействует с соседями и другими странами).


IV. Планирование деятельности.

2 мин

- Скажите, действительно ли Колумб первым открыл Америку?

Работа с п.1 параграфа 1 стр.8 и предположения учёных










- Почему учёные не считают их географическими открытиями?


- Найдите и выпишите в тетрадь со с.8 определения понятия «географические открытия»:



Ученики выполняют задания на основе информации учебника и собственных знаний.

Ответы детей. Запись в тетради

Этапы накопления знаний о Земле:

1. Финикийские мореплаватели 600 г.до н э – вокруг Африки

2. Древние греки

3. Древние китайцы – моря Дальнего Востока, Ю-В Азии, Индия, Аравия и Африка

4. Викинги в 9-10 вв.- Исландия, Гренландия.


Ответы детей.


Самостоятельно работают с учебником. Читают текст параграфа и

называют  причины.

Запись в тетради. Географические открытия – это

1) Посещение новых территорий;

2) Хозяйственное освоение земель;

3) Установление контактов с местным населением.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

30 мин

- Предпосылки Великих географических открытий



- Устно вспомните изученные причины ВГО ранее изученные в курсе Всеобщая история.


Работа с п.1 параграфа 1 стр.8 и называют не названные причины открытий.



Во время ответов детей идёт ролик о Колумбе (4.44)

- С какого события считается начались ВГО?

- Для чего так стремились найти морской путь в Индию?

- Почему континент, открытый Х. Колумбом, получил сразу два названия – Новый свет и Америка?








Работа в группах

- Какие события включают в себя ВГО. Работа с п.1 параграфа 1 стр.8.

Выполнение задания №3 (1,3,4,5) из рабочей тетради.


1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию


Проверка.

1.Христофор Колумб

- Давайте вспомним итоги открытия Америки для её аборигенов


3. Америго Веспуччи


4.Васко да Гама

- Итоги открытия Васко да Гама Индии для её аборигенов.


5. Фернандо Магеллана

Объясните смысл слов: колонизация, аборигены, резервации







- Как вы думаете, почему об открытии новых земель и целых континентов не сразу становилось известно?


Физминутка. Дети садятся на места.


- По каким причинам Россия не приняла активного участия в Великих географических открытиях в XVI в.?

Работа с п.2 параграфа 1 стр.11 и называют причины.




- Была ли Россия вообще вовлечена в процесс ВГО?


В ходе выступления детей по подготовленным презентациям

Заполняется таблица Русские географические открытия


Годы/век

Первооткрыватели/

народ

Экспедиция/открытие































Отсюда выделяются основные направления движения

русских первооткрывателей. Какие? (отвечают)

- Восток – Урал и Западная Сибирь; ( мы живём на юге З-С)

- Север – проливы в Карское море, Новая земля;

Юго-Восток – Персия, Аравия, Индия, Африка.

- Какой вывод можем сделать о русских первооткрывателях.


Просмотр отрывка из фильма Хождение за три моря» (0.15 – 1.13).


-Назовите отличительные черты  людей Западной Европы и Руси в конце Средневековья, которые отправились в неизведанный путь.


Работа в группах с документами.

1. О чем этот отрывок?

2. Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

3. Можно ли считать это историческим источником?

4. Какие черты характерны для общества Индии и России (на примере А.Никитина)?

- Как вели себя русские первооткрыватели?

Астролябия – прибор для определения географических координат, каравелла.


Ответы детей.



1.Рост городов, развитие торговли (мешок перца);

2. Часть торговых путей находилась в руках турок-османов;

3.Стремление найти морские пути, чтобы торговать без посредников.

Озвучивают.



Ответы детей.



- Старый Свет – это континент Земли, известный европейцам до открытия Америки в 1492 г. (общее название стран трех частей света – Европы, Азии и Африки).

Новый Свет — это название Америки, данное ей европейскими первооткрывателями в конце XV в.


На последних кадрах ролика выступление Соколенко Полины, о результатах колонизации (Книга «Индейцы» стр.1).


















Овчаренко Д. о колонизации в Индии («Хождение за 3 моря» стр. 17)



Работа с картой атласа, выведенной на экран.

Колонизация — процесс заселения и освоения новых территорий, лишение политической и экономической самостоятельности. Аборигены - коренные народы.

Резервация - территория, отведённая для поселения (в прошлом насильственного) остатков коренного населения.

Предположения детей.


Предположения детей.




Причины неактивного участия России в Великих географических открытиях в XVI в.:

1.Неразвитость товарно-денежных отношений по сравнению с Европой;

2.Недостаточно денежных средств для снаряжения экспедиций;

3.Отсутствие выхода к незамерзающим морям;

4.Отсутствие флота;

5.Незавершено формирование единого государства.



Выступления:

- Вадим К., уч-ся с ОВЗ - Семен Курбский, Петр Ушатый

- Радик У., Роо Д. - Поморы

- Виталя К., Вова Н. - Федор Курбский, Иван Салтык


Овчаренко Д. «Хождение за 3 моря» стр. 17.

 Никитин едет в неведомую русским людям Индию исключительно с мирными целями, с намерением разведать путь из Руси в Индию, для того, чтобы собственными глазами видеть ее, чтобы там "посмотреть товаров на Русскую землю". Это говорит что он патриот своей Родины, прокладывает пути в неведомые страны ради пользы для Родины


- Радик У., Дима Д. - Афанасий Никитин

Проверим результаты работы


Годы/век

Первооткрыватели/народ

Экспедиция/открытие

1483 г.

Федор Курбский, Иван Салтык

Первый Сибирский поход на реку Обь.

кон. XV в.

Семен Курбский, Петр Ушатый

Поход в Западную Сибирь, во время которого была открыта самая высокая часть Уральских гор.

XII – XV вв.

Поморы — потомки русских, осевших на побережьях северных морей

Открыты о. Колгуев, проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли и подошли к Медвежьему острову и восточным берегам Шпицбергена.

1468 – 1674

Афанасий Никитин

Посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.

Показывают на карте

Это было связано с тем, что Россия осваивала территории, находящиеся непосредственно у своих границ.






Патриот


Называют следующие черты: энергичные, уверенные в себе, обладающие широким кругозором, образованные, критически смотрящие на мир.








Ответы детей

VI. Выражение решения проблемы.

3 мин

- Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

-- Значит какое значение имели географические открытия для развития России?


- Каковы были положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний?





- Каковы общие и различные черты для России и стран Европы и Азии значение географических открытий 15 века, (цели, средства, итог).

Великие – значит значительные. Великие географические открытия изменили представления людей о мире. Благодаря кругосветным путешествиям, европейцы убедились, что земля имеет форму шара. Они открыли для себя Тихий океан и новые континенты – Америку, Австралию.


Отрицательные последствия Великих географических открытий:

- способствовали усилению борьбы и соперничества между европейскими государствами за колонии;

- в колониальных войнах гибло большое количество людей;

- были завезены новые болезни;

- уничтожение целой цивилизации индейцев.

Борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний потому, что развитые европейские державы стремились захватить как можно больше территорий с целью получения прибыли за счет как торговли, так и вывоза золота и других ценностей.

VIII. Домашнее задание.

1 мин

§ 1, вопр., записи в тетради


IX. Рефлексия

3 мин






Оцените свою работу на уроке






Цветограмма.

Ученики продолжают предложения:

Я узнал…

Я научился …

Меня было интересно, потому что …

Я оцениваю свою работу на уроке отметкой …

Мне понравилась на уроке работа (назвать имя ученика)


















…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….

…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.

(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)


О чем этот отрывок?

Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

Можно ли считать это историческим источником?

Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?






…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….

…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.

(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)


О чем этот отрывок?

Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

Можно ли считать это историческим источником?

Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?






Два века эпоха открытий была.

Известны и славны вершились дела.

Немало открыли земель и морей,

Исполнить смогли много дерзких идей.


На трёх каравеллах Колумб не сплошал.

Он вместо индийцев к индейцам попал.

Испанской короне Америку пОдал -

Навечно всемирная слава на вОдах.


Испанцы хранят благодарность Колумбу,

Проводят туристов, курс, будто по румбу,

Все в парк Барселоны стремятся сердечно,

Ведь шхуны Колумба швартов там навечно.


На трёх кораблях с экипажем да Гама

Мыс "бурь" обогнул, подавил бунт и драму.

От Африки в Индию путь проложил.

Груз пряностей траты с лихвою покрыл.


Свершил кругосветку Фернан Магеллан.

Кругла, знать, Земля, Мировой океан.

Открыл Патагонию, новый пролив,

Как много мог сделать, остался бы жив.


Настал в Португалии славный момент.

На площади вырос, как снег, монумент.

Воздали долг чести сынам - мореходам

За мужество, стойкость великих походов.


Купец из Твери "за три моря ходил",

Путь русским на юго-восток он открыл.

Мечту Афанасий Никитин искал.

Нашёл "свою" Индию, путь описал.


Ермак Тимофеевич, русский казак,

С дружиной Урал перешёл, наш мастак.

Открыл он эпоху со знанием дела -

Освоить Сибирь может умный и смелый.





Был вызван с отрядом Ермак для защиты.

И войска Кучума не раз были биты.

Отряд Ермака взял столицу Кашлык.

Кучум отомстил, он прощать не привык.


Проходят столетия, мчат, словно годы,

Но помнят и ценят героев народы.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя 
женщину, религию, дорогу. 
Дьяволу служить или пророку - 
каждый выбирает для себя. 

Каждый выбирает по себе 
слово для любви и для молитвы. 
Шпагу для дуэли, меч для битвы 
каждый выбирает по себе. 

Каждый выбирает по себе 
щит и латы, посох и заплаты. 
Меру окончательной расплаты 
каждый выбирает по себе. 

Каждый выбирает для себя... 
Выбираю тоже - как умею. 
Ни к кому претензий не имею. 
Каждый выбирает для себя.





1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию


1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию




1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию




1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию




1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию




1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию