СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мир моих интересов". Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены материалы  по реализации в МОБУ "СОШ № 5" Арсеньевского городского округа комплексной программы организации внеурочной деятельности "Мир моих интересов"

Просмотр содержимого документа
«"Мир моих интересов". Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.»


«МИР МОИХ ИНТЕРЕСОВ»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ФГОС


Козлова Оксана Борисовна, учитель начальных классов МОБУ

«Средняя общеобразовательная школа № 5» Арсеньевского

городского округа, высшая квалификационная категория,

стаж работы 23 года.

На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, которые позволяют расширить рамки образовательной программы. С каждым годом можно наблюдать увеличение информационного потока, часть которого поступает из виртуального пространства. Актуальной проблемой становится умение ориентироваться, находить информацию, умение её применять. В связи с этим меняются задачи современной школы и роль учителя. Учитель становится не единственным источником знаний для обучающихся. Расширение образовательного пространства происходит за счёт многочисленных интернет-ресурсов и их сервисов: форумов, блогов, сообществ, творческих галерей. Разработка любого школьного проекта или выполнение письменной работы сегодня, несомненно, сопровождается поиском информации в Интернете. В связи с этим возникает проблема сопровождения обучающегося в этом всеобъемлющем виртуальном пространстве, где поиск материала становится хаотичным, бессистемным, сопровождающимся порой не только не нужной информацией, но и вредной для формирующейся молодой личности. Это приводит к потере времени и малой продуктивности учебной деятельности.

Из вышеизложенного была осознана проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. На протяжении нескольких лет на базе Открытого молодёжного университета города Томска разрабатывается и успешно реализуется комплексная образовательная программа, задачами которой являются:

  • обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным профессиям, новым средствам производства и рынку труда;

  • знакомство с информационной культурой современного общества;

  • формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;

  • прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.

Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта внеурочной деятельности придаётся особое значение: она становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени учащихся, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору.

В 2015 году был заключен договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве между «Средней общеобразовательной школой № 5» Арсеньевского городского округа и Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Открытый молодёжный университет» города Томска с целью развития дополнительного образования учащихся, обеспечения реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Программа «Мир моих интересов» построена по модульному принципу и рассчитана на работу по 4-м направлениям, каждое из которых соответствует одному году обучения:

1 класс – «Необычное в обычном», на данном этапе учащиеся знакомятся с различными явлениями окружающего в мира посредством информационных технологий.

2 класс – «Другой взгляд – другой мир» - знакомство с параллельными мирами природы и человека, обучение логическому мышлению и анализу.

3 класс – «Большое путешествие» - знакомство со странами и народами, поиск информации и контакт с новыми, незнакомыми людьми, иногда на чужом языке.

4 класс – «Мастерами становятся» - знакомство с современными технологиями и технологиями будущего, решение творческих задач.

Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход.

Использование комплекта учебных, методических и сопроводительных материалов, готовых медиа продуктов на занятии позволяет учителю сформировать внутреннюю мотивацию учащихся к познавательной деятельности, положительно повлиять на развитие функциональной грамотности, способствовать развитию рефлексивных способностей, информационно-коммуникативной компетенции. При этом обретение навыков работы на ПК в рамках программы становится не целью, а средством достижения образовательных результатов.

Кроме развития познавательной сферы ребенка, на занятиях также формируются исследовательские, проектные умения и когнитивные способности, такие как:

  1. Умение видеть проблемы.

  2. Умение выдвигать гипотезы.

  3. Умение наблюдать, сравнивать.

  4. Умение формулировать вопросы.

  5. Умения и навыки проведения экспериментов.

  6. Умение добывать необходимую информацию различными методами.

  7. Умение работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность.

В 2015 – 2016 учебном году я приступила к работе по программе «Мир моих интересов. Необычное в обычном» с 29 первоклассниками. В этом учебном году уже два педагога реализуют данную программу, это я, Козлова Оксана Борисовна и Павлишина Юлия Валентиновна. Сейчас по этой программе у нас в школе уже занимаются 55 первоклассников и 21 ученик продолжают обучение по программе второго класса «Другой взгляд – другой мир».

При проведении занятий, я использую комбинированный тип, характеризующийся сочетанием различных целей и видов учебной работы: активизация познавательного интереса, работа по осмыслению и усвоению нового материала, работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков, а также организация выполнения самостоятельной работы учащегося – в компьютерном классе или дома с родителями с помощью образовательно-игрового портала «Кувырком» в 1 классе и «Омунит» во 2 классе. Каждый ученик на портале имеет свои личный кабинет, в котором выполняет соответствующие задания и пополняет свое Портфолио. Программа «Мир моих интересов» предполагает активную позицию родителей по отношению к процессу обучения. Большинство родителей не остаются в стороне, а вместе с детьми участвуют в творческих проектах с использованием информационных технологий, а также в праздниках, конкурсах, и творческих мастерских.

При проведении занятий в интерактивном электронном учебнике использую учебный и познавательный материал разного типа, вида и формы: презентации, интерактивные игры, видеоролики, ресурсы сети Интернет.

Для актуализации познавательного интереса обучающегося каждое занятие начинаю со вступительного ролика с участием главного героя Хэлпика в 1 классе и анимированного героя во 2 классе. Это может быть улитка, панда, жеребенок, бобр или другой представитель природы. Он помогает понять тему занятия и задает положительный эмоциональный настрой детей.

Задания, которые предлагаю выполнить учащимся в рабочей тетради 1 класса, разнообразны: проблемные, творческие на развитие логического мышления, моторики, внимания, на обобщение и систематизацию знаний.

В рабочей тетради 2 класса на каждый модуль выделено две страницы. Одна страница представляет собой набор заданий, выполнив которые, ребята получат «ключ» для того, чтобы открыть новую игру на портале. Вторая страница предлагает различные творческие задания по теме занятия.

Программа «Мир моих интересов» соответствует не только возрастным особенностям младших школьников, интересам современных детей, но и федеральному государственному образовательному стандарту.

На сегодняшний день требования ФГОС ориентированы на становление определенных личностных характеристик выпускника начальной школы. Из них складывается так называемый портрет выпускника начальной школы.

Что же даёт ребёнку обучение по программе?

- Желание учиться и получать новые знания

- Нацеленность на результат (умеет ставить цели и достигать их)

- Адекватную самооценку и стремление к новым успехам (через анализ достижений на портале, работы в портфолио, творческие мероприятия и пр.)

- Эрудированность (осведомленность в разных областях)

- Навык самоорганизации и ответственность

- Навык эффективных коммуникаций в диалоге и в группе (аргументирует, излагает свое мнение, корректно возражает)

- Отношение к ПК как к образовательному инструменту.

Подводя итог, хочется согласиться со Львом Семеновичем Выготским, который сказал: «Обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития». И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день развития. То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве с взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.



В статье использованы материалы, предоставленные ОМУ г. Томска


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!