СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир музыкальных образов 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка являет собой один из вариантов проведения вводного урока в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Мир музыкальных образов 6 класс»

Урок в 6 классе


Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»


Тема: «Удивительный мир музыкальных образов»


Цель урока: Ввести обучающихся в мир музыкальных образов

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление о музыкальных образах, вспомнить такие понятия как вокальная и инструментальная музыка, интонация;

Развивающие: развивать умение внимательно слушать и анализировать музыку;

Воспитательные: воспитывать интерес к музыкальному искусству, а также уважение к школе, мотивировать стремление к учебе.


Тип урока: вводный


Методы: наблюдение за музыкой, размышление о музыке, забегание вперед и возвращение к пройденному, пластическое интонирование.

Оборудование: магнитофон, проектор, ноутбук, колонки, наглядный материал.

Музыкальный материал: М.И. Глинка романсы «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье», Г. Струве «Школьный корабль»


Ход урока:

Музыка – сама жизнь, она подвластна законам жизни, воздействует на нас, на людей. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Этим уроком мы открываем раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Вспомним определения, что такое вокальная, а что такое инструментальная музыка.


Работа в 2-х группах:


1 – Что такое Инструментальная музыка? Какие жанры относятся к инструментальной музыке?

2 – Что такое вокальная музыка? Какие жанры относятся к вокальной музыке?


Ответы детей


Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом, жанры – вокализ, песня, романс, серенада.

Инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты. Жанры – пьеса, соната.


Прослушайте фрагмент музыкального произведения, определите вокальная или инструментальная это музыка и жанр.


Слушают песню Г. Струве «Школьный Корабль»


Ответы детей


Это вокальная музыка, жанр песня.


Когда вы слушали песню, какие чувства, ощущения возникали?


Ответы детей


Ощущение праздника, радости от того что стали на год старше.

Эта песня называется «Школьный корабль», музыку сочинил композитор Г.Струве (портрет), а слова К.Ибряев. Ваши представления, ощущения, вызванные песней и есть музыкальный образ – образ радостных школьных будней.

Лекгим, полетным должен быть голос в песне, таким его сделает распевка.


Распевка, разучивание 1 куплета песни.


Музыкальные образы бывают лирические, эпические, лирико-эпические, драматические.

Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе и т.д.

Эпические образы – это грустные воспоминания, разочарование и т.д.

Драматические образы – это образ, где присутствует драма, трагедия и т. д.


Подводя итог можно сказать, что музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.


Сегодня обратимся к лирическим образам. Встречу с этими образами нам приблизят изображенные предметы. Посмотрите на предметы на доске, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, цветок роза, перо с чернильницей, и др.)


Делятся на 3 команды. Объясняют значение предметов.


Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.


Учитель (показывает на веер) Что вы знаете об этом предмете?


Отвечает 1 команда, дополняют их ответ остальные.


Дети делятся знаниями о веере.


По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.


Учитель (показывает на свечу) А свеча – это символ чего?



Дети отвечают.


Свеча – трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает её трепетное пламя. Свеча – источник вдохновения учёного, писателя и поэта.


-Что скажет команда 3 о своём предмете? (шкатулка)


Дети отвечают.


Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки. Шкатулка для украшений с музыкой — это изысканный и оригинальный подарок девушке со вкусом.

Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки каким-либо музыкальным инструментом?


Пишет на доске – гитара.


Что можете рассказать об этом инструменте?


Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара. Он может занять место на выставке.


Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».


А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?


Дети. Романс.


Давайте вспомним, что слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов.

Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.

Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.


Что представляет собой этот вид вокальной музыки?


Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.


В России романс стал популярен в 19 веке. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композитор, о котором мы сегодня поговорим, это Михаил Иванович Глинка. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок” и “Попутная песня”.


Слушание романса «жаворонок» м. И. Глинки


КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ

ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,

Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ –

ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.

ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ

ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,

И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,

И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.

ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ

НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА,

Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ

И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…

Это стихотворение Н. Оленина, посвященное романсу.


Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке. Почему? И что значит камерная музыка?


Ответы детей.


Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс - это усложненный вид "комнатой", "домашней", салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией». Таким образом, романс, как откровение героя, о котором не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.


Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.


Листочек с текстом стиха лежит на столах у каждой команды.


Работа в командах.


Разделите, пожалуйста, в командах этот текст на части. Сколько частей у вас получилось?


Ответы детей.


Три части.


Дети зачитывают стих А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.


Это стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой Пушкин. Впервые познакомившись с ней, поэт был очарован красотой Анны Керн. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угасшее чувство. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти и любви. После второй встречи, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, Пушкин и создал свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Михаил Иванович Глинка также оказался очарован красотой Керн, только не Анны, а её дочери, Екатерины.


Так, великое стихотворение А.С.Пушкина, благодаря русскому композитору Глинке, стало музыкальным гимном женской красоте.


Слушание романса «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки


Вы познакомились с двумя романсами. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)


-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)


- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.


- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

- Образ какой любви воплощён в романсе «Я помню чудное мгновенье» Почему?

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

- Какими чувствами наполнен романс?


Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.


“Я помню чудное мгновенье” — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией. Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (“В глуши, во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение — подвижным и трепетным. Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.


Подведение итогов урока.


Ребята, сегодня говорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался...

В.Семернин

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему; «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки «Жаворонок»).