СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир на ладошке 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по краеведению «Мир на ладошке» отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания).

Просмотр содержимого документа
«Мир на ладошке 2 класс»

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и  науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009  №373

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Письмом Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Актуальность программы

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Практика работы в начальной школе, беседы с учащимися, наблюдения свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в классе проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ интересов младших школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы «Мир на ладошке».

Новизна программы

Программа кружка по краеведению «Мир на ладошке» отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами села; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем селе; поиска нужной информации о родном крае, людях, внесших вклад в развитие и историю села. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.



Цель программы:

Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.

Задачи:

  • Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.

  • Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.

  • Изучение истории и природы своего родного села.

  • Формирование потребности в саморазвитии.

  • Формирование активной жизненной позиции.

  • Развитие культуры общения.

  • Воспитание любви к своей малой Родине;

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  • Развитие вкуса к родному слову.

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-10 лет и реализует социальное направление.

Режим проведения занятий

Занятия проводятся с детьми 3 класса 1 раз в неделю, всего 34 часа в течение года.


Формы и методы работы:

  • Наблюдения и опыты.

  • Практические работы.

  • Использование наглядного материала, схем, опор, таблиц.

  • Дидактические игры, моделирование.

  • Использование заданий на классификацию (группировку).

  • Различные формы интеграции естествознания с другими предметами (с использованием регионального компонента).

  • Использование материалов детской художественной литературы.

  • Творческие доклады (отчеты) ребят.

  • Работа учащихся со справочной и энциклопедической литературой.

  • Изучение материалов СМИ (с использованием регионального компонента).

  • Использование ИКТ.

  • Занимательный материал (ребусы, кроссворды, задачи-шутки и др.).

  • Экскурсии.

  • Экологические акции.

  • Викторины.

  • Участие в школьных и городских экологических конкурсах.


Внеурочная деятельность по программе «Мир на ладошке» направлено на достижение следующих личностных и метапредметных результатов освоения содержания.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Содержание программы

1. Мир природы Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Экологическая пирамида. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров. Охраняемые растения. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, причины сокращения численности данных животных и меры их охраны. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Практическая работа по изготовлению кормушек для птиц. Практическая работа на местности по уборке мусора. Изготовление поделок из бросового материала.

2. Мир истории. Изучение символов области и родного города (флаг, герб), экскурсии в школьный музей, знакомство с историей школы. Экскурсии по улицам города, в краеведческий музей. Земляки, прославившие родной край, земляки-герои, история названий улиц. Городские памятники, старинные дома. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

3. Мир культуры. Жилище и предметы быта древних смолян. Что ели наши предки. Достопримечательности нашего края. Фотовыставка «Красивые места нашего края». Мини-сочинение «Моя малая родина».



Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

Мир природы.

10

3

7

2

Мир истории.

16

8

8

3

Мир культуры.

8

3

5


Всего:

34

14

20



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата



теория

практика



Мир истории

16


1

Вводное занятие. Наши предки.

1



2

Древний город Поречье.

1



3

Герб и флаг городов Поречья и Смоленска.

1



4

Экскурсия в школьный музей.


1


5

Урок творчества. Рисуем герб своей семьи.


1


6

Урок-презентация герба семьи.


1


7

Наши земляки: Герой СССР Фрадков Е.Б.

1



8

Интерактивная экскурсия по улицам Демидова.


1


9

О чем рассказали названия улиц города.

1



10

Наши земляки: художник – иллюстратор Кокорин А. В.

1



11

Демидов в годы ВОВ.

1



12

Памятники Демидова, посвященные ВОВ.

1



13-14

Экскурсия в краеведческий музей.


2


15

Наши земляки: Народный артист СССР Никулин Ю.В.


1


16

Урок-викторина «Мой Демидов».


1



Мир природы

10


17

Птицы нашего края.

1



18

Акция «Покормим птиц зимой».


1


19

Животный мир нашего края.

1



20

Урок творчества. Рисуем растения и животных родного края.


1


21

Красная книга Смоленской области.

1



22

Заочная экскурсия в «Смоленское Поозерье».


1


23-24

Урок творчества. Изготовление поделок из бросового материала.


2


25

Обобщающий урок. Викторина «Природа Смоленщины».


1


26

Акция «Чистый город».


1



Мир культуры.

8


27

Жилища и быт древних Смолян.

1



28-29

Урок творчества. Изготовление макета избы.


2


30

Как одевались в старину.

1



31

Что ели наши предки.

1



32

Готовим фотовыставку «Красивые места нашего края».


1


33

Фотовыставка «Красивые места нашего края».


1


34

Заключительное занятие. Мини-сочинение «Моя малая родина».


1



Итого

14

20



Итого

34