СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир на ладошке(внеурочная деятельность)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Мир на ладошке(внеурочная деятельность)»

Программа по внеурочной деятельности

«Мир на ладошке» 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопо­мощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого челове­ка, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Программа позволяет включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы, что даёт много преимуществ и по­ложительных результатов. Программа направлена на:

фор­мирование творческой личности;

получение и применение на практике знаний и умений;

разви­тие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа;

развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуаль­ности с социумом;

формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся ми­ре, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического раз­вития системы образования.

Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, род­ной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной си­стемы ценностей. Грамотно направленный воспитательный процесс, основанный на со­четании традиционных форм и методов воспитания, привлечение возможностей ин­теграции краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают позна­вательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.

Цель программы

Цель программы - формирование целостного представления об окружающем мире на осно­ве информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале.

Задачи:

Формирование знаний:

  • познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;

  • создать представление о главных вехах в истории родного города;

  • познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;

  • расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;

  • раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края,

  • формировать уваже­ние к культуре предков.

Формирование нравственно-эстетических норм:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

  • воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;

  • развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

- соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе).

Формирование учебных умений:

  • развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;

- умение работать с краеведческими источниками;

- овладение навыками социальных опросов.

Формирование воспитанности:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • воспитание доброты, честности, взаимопомощи;

  • воспитание культуры труда и этики общения;

- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;

  • создание условий для социальной адаптации.

Сроки реализации программы

Возраст учащихся – 8-9 лет

Программа рассчитана на 1 год

Особенности программы

Программа «Мир на ладошке» предполагает концентрический подход к изложению познавательного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах - с 1-го по 4-й включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности детей. В частности, во 2 классе основной формой организации деятельности детей должно стать выполнение проектных и исследовательских работ по соответству­ющей тематике. Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.

Особенностью программы является следующее:

  • реализация идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;

  • развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированно­го обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;

  • непрерывность дополнительного образования;

  • развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;

  • развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятель­ный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, ребёнок тем самым раскрывает свои способности, то есть само реализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

     Основные формы организации деятельности на занятиях:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстра­ций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные ме­тоды, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; поз­воляют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.


Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необхо­димо использовать такую форму проведения занятий, как экскурсии. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является дина­мичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на возду­хе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего вос­питания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные тех­нологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.

Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят по 1 часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся в кабинете, на свежем воздухе, в рекреации, музеи, театры, парки города.

Планируемые результаты

Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

  • ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;

  • осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принци­пах равноправного сотрудничества;

  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных си­туациях;

  • проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;

  • осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связы­вает тебя с природой;

  • понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Метапредметнме результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

  • определение цели деятельности с помощью взрослого и самостоятельный поиск средств её осуществления;

  • решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно со взрослым;

  • использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

  • планирование и организация самостоятельной деятельности с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

  • обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявле­ниях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возраст­ным особенностям.



В результате занятий по программе обучающиеся научатся:

выделять главную проблему из нескольких;

формулировать проблемы с определенной по­зиции;

нахождить компромисс с членами группы;

умение управлять голосом;

формировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа деятельности; структурировать инфор­мациию;

выделелять главное;

самостоятельно осуществлять поиск информации;

анализировать результат,

изготовлеивать предметы для демонстрации результатов работы;

ранжированию цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личностной, групповой);

распределению общей групповой цели между чле­нами группы;

постановке задачи по поиску информации по каждому этапу в зависимости от предполагаемого результата;

умению выражать свою точку зрения;

анализировать результат по оптимальности затрат;

рефлексии;

подготовке письменного отчета о проделанной работе.

Методы и формы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстра­ций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные ме­тоды, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; поз­воляют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.


Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необхо­димо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с инфор­мантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является дина­мичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на возду­хе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего вос­питания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные тех­нологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:

представлении коллективного результата деятельности обучающихся в рамках одного направления

индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основе оценки личного Портфолио

качественная и количественная оценка эффективности деятельности ГБОУ СОШ № 618.

Результаты достижений фиксируются в Портфолио обучающихся.

Формы предъявления результатов:

  • творческие задания;

  • викторины;

  • конкурсы;

  • выставки творческих работ;

  • тесты


Содержание программы (34 часа)

Мир вокруг (12 часов).

Понятие «двор». Виды дворов. История своего двора. Школьный двор. Дорога и безопас­ность. Составление безопасного маршрута движения в школу и обратно. Макет двора и дорож­ные знаки. Фотовыставка «Наши дворы». Праздник «А у нас во дворе».

Природа и мы (11 часов).

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы осени, весны, лета и зимы. Красота природы в разные времена года. Растения-часы, растения-барометры. Наблюдения в природе с использованием простейших измерительных приборов: термометр, флюгер. Просмотр видео­фильма «Куда ушло море?». Создание коллажа «Дом природы и дом человека». Чтение стихов русских поэтов о природе. Праздник «Мы - друзья природы».

Моя семья (11 часов).

Семья. Понятие «родословная». Имя человека. Нравственные ценности моей семьи: тради­ции, обычаи, праздники. Основные этические понятия: уважение, понимание, терпимость, мило­сердие. Изготовление пальчиковых кукол. Организация спектакля для родителей «Семья на ла­дошке».

Результаты изучения курса:



Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

  • ощущение чувства гордости за свой парод, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;

  • осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принци­пах равноправного сотрудничества;

  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных си­туациях;

  • проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;

  • осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связы­вает тебя с природой;

  • понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Метапредметные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

  • определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;

  • решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;

  • использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

  • обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявле­ниях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возраст­ным особенностям.

Умения и навыки проектной деятельности, которые нужно формировать в процессе рабо­ты над проектом.

    1. класс.

Формулирование проблемы после рассмотрения какой-либо ситуации; рассмотрение пробле­мы под разными углами зрения; умение выяснять другие точки зрения; взаимодействие внутри группы; планирование поэтапного достижения цели; прием и передача информации; анализ ре­зультата по практической важности; проведение собственного эксперимента; выбор способов и форм презентации конечного продукта.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстра­ций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные ме­тоды, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; поз­воляют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необхо­димо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с инфор­мантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является дина­мичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие и т. д.). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на возду­хе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего вос­питания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные тех­нологии, крае ведо-туристи чес кие технологии, проектные технологии.



Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:

-представлении коллективного результата деятельности обучающихся в рамках одного направления

--индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основе оценки личного партфолио

-качественная и количественная оценка эффективности деятельности ГБОУ СОШ № 618.

Результаты достижений фиксируются в Портфолио обучающихся.

Список литературы



1. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения: по страницам Красной книги СССР, - М.: Агропромиздат, 1989

2. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка, - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997

3. Большая энциклопедия природы для детей. - М.: Межкнига, 1994

4. Виноградов Н. Ф. Окружающий мир: беседы с учителем, - М.: Про­свещение, 1995

5.Воробьев Г. И. Лесная энциклопедия, в 2 т., - М.: Советская энциклопедия, 1985-1986.

6. Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе, - М.: Педагогический поиск, 2001

7. Колени Л. Живой мир: энциклопедия, - М.: Росмэн, 1996

8. Костинская И. В. Исследователи природы / Программы для вне­школьных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1997

9. Красная книга РСФСР. Животные / сост. В. А. Забродин, А. М. Колосов. - М.: Россельхозиздат, 1983

10. Красная книга РСФСР. Растения / сост. А. Л. Тахтаджян - М.: Росагропромиздат, 1988

11Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1989

  1. Мир и человек: географический атлас для детей. - М.: ГУГК СССР, 1988.

  2. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: посо­бие для педагогов дошкольных учреждений, - Минск: Асар, 1999

  3. Мухина И. А. Острова жизни: фотоальбом / И. А. Мухина. - М.: Советская Россия, 1988

  4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду, - М.: Мозаика-Синтез, 1999

  5. Они должны жить: 6 альбомов о животном мире нашей страны / Н. И. Кочетова, И. М. Парамонова, М. В. Черкасова - М.: Агропромиздат, 1982-1990

  6. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя, - М.: Просвещение, 1991

  7. Плавилыциков Н. Я. Юным любителям природы, - М.: Детская литература, 1975

  8. Плешаков А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся начальных классов, -М.: Просвещение, 1994

  9. Полещук Л. Л. Человек открывает Землю: по страницам журнала «Вокруг света», -М.: Мысль, 1986

  10. Природные условия и ресурсы Волгоградской области / под. ред. проф. В. А. Брылева - Волгоград: Перемена, 1995

  11. Радость познания: популярная энциклопедия: в 4 т. Т. 2: Мир живой природы / под ред. Р. Л. Беме [и др.]; пер. с англ. Б. Д. Васильева - М.: Мир, 1984

  12. Резникова А. С. Сказания о лекарственных растениях, - М.: Высшая школа, 1992

  13. Сосновский И. П. Редкие и исчезающие животные: по страницам Красной книги СССР, - М.: Лесная промышленность, 1987

  14. Черкасова М. В. Они должны жить. Птицы: альбом, - М.: Лесная промышленность, 1984

  15. Энциклопедия комнатного цветоводства / авт.-сост. Т. П. Белоусова [и др.], - М.: Колос, 1993











































Календарно- тематическое планирование «Мир на ладошке»



2 класс



№ п/п

Тема

Количество часов

Дат

всего

теория

практика

План

Факт


Мир вокруг

12

6

5

1


1

Экскурсия «Мой двор»

-

-

1



2-3

Моя дорога в школу

-

1

1



4

Дорожные знаки

■ -

1

-



5

Школьный двор

-

-

1



6-7

История моего двора

-

1

1



8-11

Литературно-музыкальная компози­ция «А у нас во дворе»

-


3



12

Фотовыставка «Наши дворы»

-

-

-

1



Природа и мы


11

6

5

1


13

Осень в нашем крае

-

1

-



14

Зима в нашем крае

-

1

-



15

Весна в нашем крае

-

1

-



16

Лето в нашем крае

-

1

-



17

Двенадцать месяцев

-

-

1



18-19

Музей народных названий

-

1

1



20

Времена года в народных приметах

-

1

-



21

Растения -часы, растения – барометры.



1



22

Стихи русских поэтов о природе



1



23

Создание коллажа «Дом природы»



1




Моя семья

11

3

4

4


24

Понятие «родословная»


1




25

Имя человека



1



26

Традиции семьи



1



27

Обычаи, праздники семьи



1



28

Взаимоотношения в семье


1




29-30

Изготовление пальчиковых кукол


1

1



31-34

Праздник для родителей «Семья на
ладошке»




4



Итого

34

15

13

6




25