СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мир под микроскопом"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Мир под микроскопом"»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление - естественнонаучное.

Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Знания человечества имеют способность изменяться, обновляться, совершенствоваться, а умения, навыки и способы исследовательской деятельности остаются с человеком навсегда. Поэтому система занятий по данной программе сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Новизна и оригинальность программы заключается в  методическом подходе.  Программа « Мир под микроскопом» создана для учеников 6-10кл. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса.  Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием. На практических занятиях ученики ищут ответ на поставленный вопрос  с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах или тетрадях с помощью биологических рисунков, опорных схем.

Основной метод, используемый на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуальная.

Формы и методы, используемые в работе по программе: - словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой; - репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений; - частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала); - исследовательские методы (при работе с микроскопом).Цель: познакомить учащихся с многообразием живой природы, развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Обучающие (предметные компетенции):

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие (метапредметные компетенции):

  • Развитие навыков работы с микроскопом, микропрепаратами, биологическими объектами.

  • Развитие навыков общения и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные (личностные компетенции):

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

  • Сформировать мотивацию к личностному самообразованию.

Участники образовательного процесса: программа рассчитана на детей 11 - 15 лет.

Сроки реализации данной программы - 1 год, общий объем 34 часа.

Основные формы занятий: аудиторные занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся: - освоят метод микроскопирования различных биологических объектов; - овладеют практическими навыками приготовления микропрепаратов; - овладеют навыками исследовательской работы; - получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира; - овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;- получат возможность осознать своё место в мире; - познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты; - получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить небольшие презентации;- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы ,объяснений.

Методические рекомендации по освоению программы.

Деятельность школьников при изучении курса «Мир под микроскопом» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения;

  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.








Учебно-тематический план

п/п №

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения


Всего

Теория

Практика

план

факт


1. Введение

3

2

1




1.


Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

1

1






2-3

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

2

1

1




2. Клетка. Растения. Грибы. Бактерии.

15

6,5

8,5




4 (1)

Клетка – структурная единица живого организма. Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

1

0,5

0,5




5-6

(2 - 3)

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом(изучение пластид под микроскопом).

2

1

1




7-9

(4-6)

Грибы и бактерии под микроскопом. Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом. Рассматривание зубного налёта.

3

1

2




10 – 11 (7-8)

Путешествие в клетку растений. Мини – исследование: «Кто раскрасил мир растений? «Почему вкус плодов и ягод разный?» Почему персик сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.

2

1

1




12 -14 (9 -11)

 Фотосинтез. Опыты по фотосинтезу. Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.

3

1

2




15 – 16 (12-13)

 Путешествие в подводный мир. Водоросли. Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей. Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.

2

1

1




17 (14)

 Корень. Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик? Рассматривание корневого чехлика под микроскопом.

1

0,5

0,5




18 (15)

Транспорт веществ в растении. Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.

1

0,5

0,5




3.Животные организмы под микроскопом.

10

4

6




19 - 20 (1-2)

Одноклеточные животные. Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: амёбы обыкновенной, инфузории-туфельки, эвглены зелёной.

2

1

1




21- 22 (3 - 4)

Ракообразные под микроскопом. Знакомство со строением, образом жизни и ролью в природе дафнии. Циклоп – как представитель ракообразных.

2

1

1




23 -24 (5-6)

Насекомые под микроскопом. Строение и жизнедеятельность клеща как представителя паукообразных. Внешнее строение комара и жука как представителей насекомых.

2

1

1




25 -28 (7-10)

Клетки и ткани человека под микроскопом. Строение мышечной, эпителиальной ткани человека. Особенности строения соединительных тканей. Строение нервной ткани человека.

4

1

3




4. Исследовательская работа.

6


6




29 – 30 (1 -2)

Поиск информации. Работа над исследованием. Оформление результатов исследовательской работы.(Темы: «Растительный мир под микроскопом», «Животный мир под микроскопом», «Чудеса микромира»).

2


2




31- 34 (1-4)

Подведение итогов. Представление результатов работы. Анализ работы.


4
















Литература для педагога

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: Учеб.пособие. М.: АОМДС, 1996.

  3. Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 1983.

  4. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. М.: Просвещение, 1990.

  5. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М: Сов.энциклопедия, 1989.

  6. Брагина С.В., Игнатович И.В. Взаимоотношения общества и природы. М.: НИА – Природа, 1999.

  7. Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей / А.И. Никишов, З.А. Мокеева и др. М.: Просвещение, 1980.

  8. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.

  9. Журнал “Биология в школе”.

  10. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.

  11. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

  12. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

  13. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.

  14. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.

  15. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб.пособие для 9–10 кл. сред. шк.: Факультативный курс. М.: Просвещение, 1989.

  16. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь / Под.ред. А.М. Гилярова. М.: Устойчивый мир, 1993.

  17. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1981.

Литература для обучающихся

  1. Аллен Р.Д. Наука о жизни. М., Просвещение,1981

  2. Афонькин С.Ю. Приключения в капле воды. – Петрозаводск: Карелия, 1991; СПб.: Лань, 1995 г.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Москва. «Мир». 1993.

  4. Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.

  5. Денисова, Г.А. Удивительный мир растений: Пособие для учащихся – М: Просвещение, 1981. – 127с.

  6. Кларк Дэвид П. Микробы, гены и цивилизация. – М.: Эксмо, 2011.

  7. Мир вокруг нас. Беседы о Мире и его законах. Москва. Издательство политической литературы. 1983.

  8. Никишов, А.И. Справочник школьника по биологии. 6-9 классы. М., 1997.

  9. Нобел Б. Наука об окружающей среде. М., Мир,1993

  10. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. Москва. «Просвещение». 1988.

  11. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.

  12. Энциклопедический словарь юного биолога. М., Педагогика, 1981








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!