ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление - естественнонаучное.
Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Знания человечества имеют способность изменяться, обновляться, совершенствоваться, а умения, навыки и способы исследовательской деятельности остаются с человеком навсегда. Поэтому система занятий по данной программе сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Новизна и оригинальность программы заключается в методическом подходе. Программа « Мир под микроскопом» создана для учеников 6-10кл. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием. На практических занятиях ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах или тетрадях с помощью биологических рисунков, опорных схем.
Основной метод, используемый на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуальная.
Формы и методы, используемые в работе по программе: - словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой; - репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений; - частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала); - исследовательские методы (при работе с микроскопом).Цель: познакомить учащихся с многообразием живой природы, развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
Обучающие (предметные компетенции):
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие (метапредметные компетенции):
Развитие навыков работы с микроскопом, микропрепаратами, биологическими объектами.
Развитие навыков общения и коммуникации.
Развитие творческих способностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные (личностные компетенции):
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Сформировать мотивацию к личностному самообразованию.
Участники образовательного процесса: программа рассчитана на детей 11 - 15 лет.
Сроки реализации данной программы - 1 год, общий объем 34 часа.
Основные формы занятий: аудиторные занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В результате изучения курса «Мир под микроскопом» обучающиеся: - освоят метод микроскопирования различных биологических объектов; - овладеют практическими навыками приготовления микропрепаратов; - овладеют навыками исследовательской работы; - получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира; - овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;- получат возможность осознать своё место в мире; - познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты; - получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить небольшие презентации;- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы ,объяснений.
Методические рекомендации по освоению программы.
Деятельность школьников при изучении курса «Мир под микроскопом» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Учебно-тематический план
п/п № | Наименование темы | Количество часов | Дата проведения | |
Всего | Теория | Практика | план | факт | |
1. Введение | 3 | 2 | 1 | | | |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. | 1 | 1 | | | | |
2-3 | Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. | 2 | 1 | 1 | | | |
2. Клетка. Растения. Грибы. Бактерии. | 15 | 6,5 | 8,5 | | | |
4 (1) | Клетка – структурная единица живого организма. Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
5-6 (2 - 3) | Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом(изучение пластид под микроскопом). | 2 | 1 | 1 | | | |
7-9 (4-6) | Грибы и бактерии под микроскопом. Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом. Рассматривание зубного налёта. | 3 | 1 | 2 | | | |
10 – 11 (7-8) | Путешествие в клетку растений. Мини – исследование: «Кто раскрасил мир растений? «Почему вкус плодов и ягод разный?» Почему персик сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком. | 2 | 1 | 1 | | | |
12 -14 (9 -11) | Фотосинтез. Опыты по фотосинтезу. Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля. | 3 | 1 | 2 | | | |
15 – 16 (12-13) | Путешествие в подводный мир. Водоросли. Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей. Чем образована тина? Спирогира под микроскопом. | 2 | 1 | 1 | | | |
17 (14) | Корень. Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик? Рассматривание корневого чехлика под микроскопом. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
18 (15) | Транспорт веществ в растении. Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
3.Животные организмы под микроскопом. | 10 | 4 | 6 | | | |
19 - 20 (1-2) | Одноклеточные животные. Строение и жизнедеятельность одноклеточных животных: амёбы обыкновенной, инфузории-туфельки, эвглены зелёной. | 2 | 1 | 1 | | | |
21- 22 (3 - 4) | Ракообразные под микроскопом. Знакомство со строением, образом жизни и ролью в природе дафнии. Циклоп – как представитель ракообразных. | 2 | 1 | 1 | | | |
23 -24 (5-6) | Насекомые под микроскопом. Строение и жизнедеятельность клеща как представителя паукообразных. Внешнее строение комара и жука как представителей насекомых. | 2 | 1 | 1 | | | |
25 -28 (7-10) | Клетки и ткани человека под микроскопом. Строение мышечной, эпителиальной ткани человека. Особенности строения соединительных тканей. Строение нервной ткани человека. | 4 | 1 | 3 | | | |
4. Исследовательская работа. | 6 | | 6 | | | |
29 – 30 (1 -2) | Поиск информации. Работа над исследованием. Оформление результатов исследовательской работы.(Темы: «Растительный мир под микроскопом», «Животный мир под микроскопом», «Чудеса микромира»). | 2 | | 2 | | | |
31- 34 (1-4) | Подведение итогов. Представление результатов работы. Анализ работы. | 4 | | | | | |
Литература для педагога
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997.
Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: Учеб.пособие. М.: АОМДС, 1996.
Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 1983.
Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. М.: Просвещение, 1990.
Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М: Сов.энциклопедия, 1989.
Брагина С.В., Игнатович И.В. Взаимоотношения общества и природы. М.: НИА – Природа, 1999.
Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей / А.И. Никишов, З.А. Мокеева и др. М.: Просвещение, 1980.
Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
Журнал “Биология в школе”.
Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб.пособие для 9–10 кл. сред. шк.: Факультативный курс. М.: Просвещение, 1989.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь / Под.ред. А.М. Гилярова. М.: Устойчивый мир, 1993.
Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1981.
Литература для обучающихся
Аллен Р.Д. Наука о жизни. М., Просвещение,1981
Афонькин С.Ю. Приключения в капле воды. – Петрозаводск: Карелия, 1991; СПб.: Лань, 1995 г.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Москва. «Мир». 1993.
Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.
Денисова, Г.А. Удивительный мир растений: Пособие для учащихся – М: Просвещение, 1981. – 127с.
Кларк Дэвид П. Микробы, гены и цивилизация. – М.: Эксмо, 2011.
Мир вокруг нас. Беседы о Мире и его законах. Москва. Издательство политической литературы. 1983.
Никишов, А.И. Справочник школьника по биологии. 6-9 классы. М., 1997.
Нобел Б. Наука об окружающей среде. М., Мир,1993
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. Москва. «Просвещение». 1988.
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
Энциклопедический словарь юного биолога. М., Педагогика, 1981