СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мир профессий – не ошибись дверью…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационное мероприятие для старшеклассников  с ОВЗ и инвалидностью

Просмотр содержимого документа
««Мир профессий – не ошибись дверью…»»

Слайд 1

КОУ ВО «Елань – Коленовский ЦППМСП»

«Мир профессий – не ошибись дверью…»

Подготовил воспитатель Зайцев Ю.Ф.

2020 год


Слайд 2

Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней.

Пусть станет профессором

каждый из вас

В профессии нужной своей.

М.Раскатов


Цель: определить профессиональную направленность учащихся, выявить их основные интересы и склонности.


Задачи:

1. Расширять представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении.

2. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

3. Побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбо­ру профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению це­лей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска,

презентация «Мир профессий – не ошибись дверью…»

Слайд 3

Ход занятия

Вводная часть

Сегодня у нас с вами состоится разговор о важном шаге в жизни каждого человека – о выборе будущей профессии. Совсем скоро завершится очередной учебный год. Скоро вы получите первый до­кумент об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 1 год, чтобы подумать, а выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить и о том, как правильно сделать этот выбор.

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным.

Есть разные способы выбора профессии. Метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, своими желаниями и способностями.


Основная часть

Итак, профессий в мире де­сятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную.

А что же такое профессия вообще. Давайте попытаемся дать определение этому понятию. (Ответы детей).


Слайд 4

Профессия – это трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.

Слайд 5

А как вы считаете, что влияет на выбор профессии? (обсуждение)

Способности, престиж профессии, наличие учебных заведений в городе, востребованность профессии, советы родителей, мнение друзей.


Слайд 6

Вы уже слышали такое словосочетание «профессиональное самоопределение», что же оно означает?

Ответы детей -

Профессиональное – то, что касается какой либо профессии.

Самоопределение – слово сложное, «само» - касается персонально каждого, «определение» или «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советуют психологи.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важ­ных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психо­логических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей.

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - ре­альные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, воз­можности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.


Слайд 7

Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Как вы думаете, почему так произошло?

Воспитанники:

У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной.

Педагог:

Совершенно верно. И согласитесь, что это - счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание) - вывести на доску словарное слово.

Слайд 8

Призвание – это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

 Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.


Слайд 9 (по щелчку)

Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, давайте повторим еще раз:

- свои интересы и склонности;

- свои способности и состояние здоровья;

- потребности общества в кадрах.

Верно. И только тогда ваш выбор можно будет назвать – успешным профессиональным выбором.


Слайд 10

А сделать выбор и помочь определиться с профессией может изучение своей личности, индивидуальных особенностей и предрасположенностей.

Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Евгения Александровича Климова.

Давайте вспомним её, выполнив задание.

На доске предложены 5 типов профессий, а на столе - на карточках, названия определенных профессий – нужно определить к кому типу профессий подходит профессия, выбранная вами.


Слайд 11

 1.Человек – природа: (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог, лесник.)

 2.Человек – техника: люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик).

3.Человек – человек: обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод).

 4.Человек – знаковая система: люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ).

 5.Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт).

Задание выполнено, молодцы.


Слайд 12

А теперь, давайте озвучим результаты тестирования, проведенного нами накануне. (Каждый зачитывает свои результаты и определяет свой тип профессии по Е.А. Климову)


Слайд 13 « Экзамен по знанию профессий»

Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны?

А теперь вам предстоит небольшой экзамен по знанию профессий.

Ваши экзаменационные билеты лежат у меня на столе (картинки с изображением предметов, относящихся ко всем пяти типам профессий).

Назовите профессии, которые нужны для изготовления этого предмета, выбрав их из списка на доске, а если этой профессии нет – допишите сами мелом.

-                 школьная парта;

-                 школьный учебник;

-                 булочка;

-                 фарфоровая чашка;

-                джинсы.

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, кон­структор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.) О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы при­числим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окру­жает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны, они будут востребованы и престижны.


Слайд 14 «Требования к моей будущей профессии»

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? Я предлагаю вам внимательно посмотреть на слайд, выбрать те фразы, которые вам подходят и озвучить свои требования к профессии, начав свое выступление со слов «Я хочу, чтобы моя профессия была…»

Итак, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России по­меняли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)


Слайд 15

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприя­тия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Что можно или нужно сделать? (выбор каждого)

-                 Нужно получить 2-3 образования.

-                 Нужно овладеть смежными специальностями.

-                 Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

-                 Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

Куда пойти учиться после окончания школы?


Слайд 16 Новоусманский многопрофильный техникум

Слайд 17 Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж

Слайд 18 БТПИТ

Слайд 19 Мир профессий БТПИТ (просмотр промо-ролика при наличии времени)


Выбирая профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

-               Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

-               Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

-                Найти применение своим талантам.

-                Найти свое призвание.

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он мо­жет продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор.


Слайд 20

Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

Слайд 21

Подведение итогов (рефлексия)

Закончить нашу встречу, мне хотелось бы притчей.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “А что ты делал целый день?”

А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!


Памятка профессионального самоопределения:

1. Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

- Интересна и привлекательна.

- Доступна и посильна.

- Имеет спрос на рынке труда.

2. Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

3. Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.


Слайд 22 Удачи Вам в выборе профессии!