СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы «Мир путешествий и приключений (литературная викторина по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая методическая разработка посвящена уроку литературы по внеклассному чтению. Тема занятия – «Мир путешествий и приключений (литературная викторина «Умники и умницы» по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы «Мир путешествий и приключений (литературная викторина по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)».»








Мир путешествий и приключений (литературная викторина «Умники и умницы» по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ








учителя русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина» Куляба Ирины Николаевны









г. Севастополь

2016



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Аннотация конкурсного материала

3


  1. Методические рекомендации к уроку литературы по теме «Мир путешествий и приключений (литературная викторина «Умники и умницы» по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)»

4


  1. Технологическая карта урока

6


  1. Краткий анализ практических результатов образовательной деятельности учителя по теме урока

30


  1. Список используемой литературы

31




Аннотация материала


Предлагаемая методическая разработка посвящена уроку литературы по внеклассному чтению. Тема занятия – «Мир путешествий и приключений (литературная викторина «Умники и умницы» по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)». В процессе урока на основе личностно ориентированной технологии, деятельностного подхода к обучению, элементов здоровьесберегающей технологии, технологии критического мышления и организации дискуссии создаются условия для формирования у обучающихся представлений о тенденциях развития приключенческой литературы на конкретных произведениях (романах Д. Дефо и Ж. Верна). Проведение урока в форме литературной викторины позволяет обучающимся 5 класса глубже войти в мир произведений, познакомиться с историей их создания, выявить причину конфликта главных героев, понять мотивы их поступков.




Методические рекомендации к уроку литературы по теме «Мир путешествий и приключений (литературная викторина «Умники и умницы» по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)»

Немецкий писатель Т. Манн в докладе по поводу написания романа «Иосиф и его братья» говорит об особом значении для художника слова «подкрепляющего чтения», имея в виду чтение высоких образцов мировой литературы, «созерцание которых поддерживает в авторе творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, особенно юного, познающего литературный текст. Поэтому уроки по основному курсу литературы целесообразно постоянно «подкреплять» уроками по внеклассному чтению (на это нацеливает и УМК Г.С. Меркина).

Уроки внеклассного чтения вообще, а внеклассного чтения по зарубежной литературе в частности содействуют развитию читательской самостоятельности обучающихся, формированию их читательских интересов. Цель таких уроков – познакомить учащихся с художественной литературой, входящей в круг чтения современного школьника, во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению.

Формы проведения таких занятий могут быть самыми различными. Учитывая, что одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие у детей интереса к чтению, их неумение читать внимательно, анализировать прочитанное и что учителю постоянно приходится искать оригинальный подход к теме, чтобы стимулировать читательские интересы школьников, возможны и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом, и итоговая викторина. Главное, чтобы урок вызывал живой интерес у ребят, возбуждал не только желание читать художественную литературу, но и стремление запоминать детали, мелочи. Для реализации этого я и стала при обобщающем повторении пройденного материала использовать литературную викторину по типу телевизионной передачи «Умники и умницы».

Например, с целью исследования типологических связей между творчеством Жюля Верна и Даниэля Дефо и с целью формирования у обучающихся представлений о тенденциях развития приключенческой литературы провожу в 5 классе урок смешанного типа (комбинированный урок) в форме литературной викторины «Умники и умницы» по теме «Мир путешествий и приключений (по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)

 Отбор участников игры происходит в ходе изучения романа Д. Дефо. В начале каждого занятия проводится письменный тест-опрос с последующей взаимопроверкой. Он занимает не более 5 минут и позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, выявить самых внимательных читателей, при желании можно оценить обучающихся (8 правильных ответов – “5”, 7–6 – “4”, 5–4 –“3”).

Занятие рассчитано на один урок. С одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый его участник (агонист или теоретик) должен проделать определенную работу. Однако, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по зарубежной литературе. Но самое главное,  что отличает этот урок от обычного, – его особая атмосфера, которая и определяет успех дела. Уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе в форме литературной викторины «Умники и умницы» всегда носят праздничный характер.



Технологическая карта урока


Предмет

литература

Класс

5 класс

Тема

Мир путешествий и приключений (литературная викторина «Умники и умницы» по романам Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)

Место урока в системе уроков по данной теме: урок внеклассного чтения, на котором осуществляется проверка ранее изученного на уроках литературы материала по теме «Герои и события в приключенческом романе Д. Дефо «Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо» и ознакомление с новым материалом – творчеством Ж. Верна.


Цель деятельности учителя:

  • повторить и закрепить знания обучающихся о романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;

  • познакомить обучающихся с творчеством Ж. Верна (по книге «Пятнадцатилетний капитан»);

  • развивать внимательное отношение к художественной детали и её роли в идейно-образной структуре произведения,

  • развивать творческие и актёрские способности детей;

  • воспитывать интерес к приключенческой литературе.

Тип урока урок смешанного типа (комбинированный урок)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В ходе подготовки к уроку и в процессе выполнения и анализа заданий на уроке, установления причинно-следственных связей достигнуты следующие результаты:

  • повторены и закреплены знания о романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;

  • осуществлено знакомство с романом Ж. Верна «Пятнадцатилетний

  • капитан»;

  • закреплено понятие художественная деталь и определена ее роль в идейно-образной структуре произведения,

  • выявлены особенности приключенческой литературы.

  • закрепление и развитие умения решать речемыслительные задачи;

  • закрепление и развитие умения излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • закрепление и развитие умения самостоятельно получать (вычитывать) все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, пользоваться изучающим видом чтения.


В процессе совершенствования культуры речи закрепление и развитие умения вступать в диалог, полилог, на основе личного опыта вырабатывать собственную позицию.

Методы и формы обучения: частично-поисковая (эвристическая) беседа; анализ и синтез изучаемых явлений; выразительное чтение фрагментов текста.

УМК

  • Базовый учебник: «Литература». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С. Меркин. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (ФГОС. Инновационная школа).

  • Тематическое планирование к учебнику: «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С. Меркина. Москва: «Русское слово», 2014

  • Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина «Литература. 5 класс», «Литература. 6 класс». Автор-составитель Ф.Е.Соловьева. Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

  • Методическое пособие для учителя: «Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С. Меркина; Москва, «Русское слово», 2014.

Оборудование: компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, портреты Д. Дефо, Ж. Верна; выставка книг; иллюстрации, рисунки обучающихся к романам; географические карты; Эпиграфы: Дерзающим судьба помогает. / Море, музыка, свобода – вот всё, что я люблю. (Жюль Верн). С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. (Д. Дефо).

Предварительная подготовка к уроку: обучающимся было предложено

  • повторить

  • основные факты биографии Д. Дефо;

  • историю создания, сюжет, систему образов романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;

  • самостоятельно изучить биографию Ж. Верна;

  • самостоятельно прочитать роман Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан», составить простой план основных событий, в «Дневнике литературных наблюдений» дать краткую характеристику героев романа (капитана Халла, кузена Бенедикта, Геркулеса, миссис Велдон, Негору, Дика Сенда).

Опорные понятия, термины: приключенческая литература, художественная деталь, роман-путешествие, роман-воспитание


Организационная структура (сценарий) урока


Этап урока/

мероприятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность

учителя

Осуществляемая

деятельность

обучающихся

Формы

организации

взаимодействия

Формируемые

умения

(УУД)

Промежуточ-

ный контроль

1.Организацион-ный этап

(1 мин.).



Приветствует обучающихся, проверяет организацию рабочего места и создаёт эмоциональный настрой на работу.

Проверяют, всё ли готово к уроку, организуют свои рабочие места.

Учебно-организацион-

ные методы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.


2. Целеполагание и мотивация

(3 мин.).


Вопрос: Обратите внимание на эпиграфы.

  • Какая мысль объединяет высказывания писателей, живущих в разное время в разных странах?

  • А с чем у вас ассоциируется море?


Слово учителя.

Страстью к путешествиям, жгучим интересом к неизведанным странам была охвачена Европа и XVIII в., и XIX в. Да и современный человек с удовольствием

читает о путешествиях, о неизвестных племенах, иных нравах, далеких землях, о неведомом, необыкновенном.

Тем и привлекательны писатели Д. Дефо и Ж. Верн, что они избрали такую форму повествования, когда герои проявляют характер не при обычных, а при исключительных обстоятельствах. В книгах Д. Дефо и Ж. Верна живут и действуют люди светлого, пытливого ума и благородного сердца. Люди, верящие в победу добра и всеми силами души ненавидящие зло, люди, ищущие высший смысл человеческого существования. Именно поэтому читатели с радостью готовы отправиться в любое далекое путешествие с героями Д. Дефо и Ж. Верна.

  • Но в любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя вместе с героями книг этих писателей.


Правила игры:

Викторина состоит из трёх агонов («агон» в переводе с греческого «состязание»), в ходе которых в финал выйдут трое участников. Финал определит победителя.

За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. Если агонист ответил неправильно или не знает ответа, обращается к теоретикам (из числа зрителей). Теоретик, давший правильный ответ, получает визитку. Количество визиток подсчитывается в конце игры.

Судит состязание высокий ареопаг (в переводе с греческого – «аресов холм» – высший орган судебной и политической власти в древних Афинах).

Обращает внимание учащихся на эпиграфы к уроку и предлагает, задавая наводящие вопросы, высказать соображения относительно того, как эпиграфы связаны с темой урока.


Осуществляет подготовку к осознанному восприятию материала, стимулированию познавательного интереса и организует деятельность обучающихся по формулированию цели и задач урока.































Объявляет тему и цели викторины; объясняет правила игры «Умники и умницы»; представляет жюри.




















































После коротких рассуждений самостоятельно формулируют тему и цель урока, записывают тему и эпиграфы в тетрадь.


Знакомятся с правилами игры «Умники и умницы».


Беседа

Познавательные

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные:  целеполагание.


3. Актуализация знаний. Первый этап викторины. (10 мин.)


Вопросы для розыгрыша дорожек:

1. История какого человека повлияла на создание романа о Робинзоне Крузо? (История шотландского матроса Александра Селкирка, который провёл около 45 лет на ост. Хуан-Фернандес в Тихом океане, потом был обнаружен английским судном).

2. Сколько лет прожил Р. Крузо на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней).

Перед тем как агонисты начнут соревноваться, учитель предлагает им ответить на вопросы, чтобы разыграть дорожки, и объясняет особенность каждой из них:

1) красная дорожка – самый короткий путь к победе: участник игры должен ответить на 2 вопроса. Однако игрок рискует, т.к. не имеет права на ошибку;

2) на жёлтой дорожке игрока ожидают 3 вопроса, но он может один раз ошибиться;

3) зелёная дорожка длиннее предыдущих – игроку задаётся 4 вопроса, зато есть свой плюс: допускается 2 ошибки.


Организует проверку результатов и подводит итоги.

Тот, кто первым поднимет карточку, отвечает на вопрос. Если ответ правильный, участник выбирает дорожку и занимает место на ней.

Эвристическая беседа по содержанию произведения, наблюдение, анализ текста

Познавательные

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные

самоопределение.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса.



Вопросы для участника на зелёной дорожке:

1. Узнайте, кто вы? Согласно портрету автора, у Вас «на голове красовалась высокая бесформенная шапка из козьего меха со свисающим назад назатыльником...»; «был короткий камзол, ...штаны до колен, тоже из козьего меха»; «нечто вроде полусапог»; « над головой… огромный меховой зонтик, крайне безобразный», но очень необходимый. Итак, Ваше имя?

Организует проведение Первого агона викторины.


Игрок на зеленой дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Робинзон Крузо.






2. Как вы оказались на необитаемом острове?












3. Какими ремеслами Вы овладели на острове?







4. «В бедственном положении есть немало хорошего. На каждый отрицательный вывод находится утешительный. Список успокоил Робинзона, он стал думать, как наладить свою жизнь на острове, в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение», – написано в романе. О каком списке идет речь, прокомментируйте его и приведите примеры из этого списка.

5. Что Вы взяли с разбитого корабля?

Деньги. Что говорите Вы о них?


Поочередно предлагает игрокам на зеленой, желтой и красной дорожке узнать героя по авторскому описанию и ответить на вопросы по содержанию романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Контролирует процесс ответов на вопросы викторины, делает замечания, комментирует, за каждый правильный ответ вручает агонисту и теоретику визитку.

2. Вопреки родительской воле бежал из дома, вёл разгульную жизнь, был в плену; когда плыл на корабле в Гвинею, начался страшный шторм, произошло кораблекрушение, я – единственный из команды, кто спасся

3. Я стал охотником и звероловом, пастухом и

земледельцем, строителем, пекарем, гончаром, портным.

4. Список «Зло и Добро» из дневника Р. Крузо.


5. Съестные припасы, ящик плотника, оружие и заряды; одежду, запасной парус, гамак, тюфяки и подушки. В конце концов, перевёз почти всё, в том

числе – железные части, канаты. Деньги – «Ненужный хлам». Человеку нужно лишь то, что обеспечивает и поддерживает его жизнь, естественность.







































Вопросы для участника на желтой дорожке:


1. Узнайте, кто вы?

Д. Дефо говорит, что Вы «красивый малый высокого роста, безукоризненного телосложения с прямыми и длинными руками ногами», «волосы чёрные, длинные и прямые; лоб высокий и открытый..., цвет кожи смуглый скорее оливковый, овал лица округлённый, нос небольшой..., быстрые блестящие глаза, хорошо очерченный рот... превосходные зубы».

2. Расскажите о том, как Вас спас Робинзон?


3.Что необычного было в Вашем поведении в первые дни жизни на острове?




4. Библия. Какие библейские истории вы узнали от Робинзона Крузо?


Игрок на желтой дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Пятница.

2. Пятница сбежал от дикарей, хотевших его съесть; Робинзон оглушил одного преследователя, а другого застрелил из ружья.

3. Каннибальские инстинкты, было неудобно в одежде, боялся ружья, не знал, как печь и сеять хлеб.

4. Рассказ об Иисусе Христе, посланном на землю, о дьяволе и его восстании против бога, о его ненависти к людям, о молитвах богу.





Вопросы для участника на красной дорожке:


1. Узнайте, кто вы?

При первой встрече вы показаны автором в «страшном отчаянии», вы рассказали, что были «уверены в своей гибели». Вас спас герой этого произведения, и именно он, в свою очередь, называл вас «другом и освободителем».

2. Расскажите о том, как вас спас Робинзон.





3. Корабль. Какова была реакция Робинзона, когда Вы подвели корабль почти к порогу его дома?



































Подводит итоги Первого агона.

Игрок на красной дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Капитан английского корабля.


2. Робинзон обнаружил трёх пленников, сначала они обезоружили матросов, оставшихся на берегу, потом Робинзон и англичане отбили корабль.

3. «От неожиданной радости чуть не лишился чувств», «от волнения не мог выговорить ни слова». Капитан успокаивал его, как малого ребёнка», «они радовались вместе».

За агониста, ответившего неправильно или не знающего ответа, отвечает теоретик (из числа зрителей). Теоретик, давший правильный ответ, получает визитку.




































Подсчитывается баллы, заработанные в первом туре.

4. Физминутка

(1 мин.)


На основе здоровьесберегающей технологии организует выполнение физминутки.

Выполняют упражнения.


Регулятивные и личностные: реализация установок здорового образа жизни.


5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(10 мин.)

Вопросы для розыгрыша дорожек:

1. Какое название носила шхуна, на которой герои романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» отправились в путешествие? («Пилигрим).

2. Кого нашли на потерпевшем крушение «Вальдексе» наши герои? (5 негров и собаку).

Организует проведение Второго агона викторины.

Предлагает участникам ответить на вопросы, чтобы разыграть дорожки.

Организует проверку результатов и подводит итоги.

Отвечают на вопросы и занимают места на дорожках согласно результатам ответов на вопросы.






Эвристическая беседа по содержанию произведения, наблюдение, анализ текста

Познавательные

формирование интереса к данной теме.

Личностные

формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.



Вопросы для участника на зелёной дорожке:

1. Узнайте, кто вы? Ж. Верн утверждает, что Вы «храбрая женщина, и море Вас не пугало», Вам «около 30 лет, отличалась завидным здоровьем...»

2. Как вы оказались на «Пилигриме» и куда Вы направлялись?







3. В чем проявилась Ваша сила духа во время плена в усадьбе работорговца?












4. Как вы и ваш муж

Джеймс Уэлдон позаботились о тех, кто спас Вам жизнь, по возвращении в Сан-Франциско?


5. Что означали буквы «С» и «В», нарисованные на кубиках, которые складывал Ваш сын Джек, узнанные собакой Динго?

Поочередно предлагает игрокам на зеленой, желтой и красной дорожке узнать героя по авторскому описанию и ответить на вопросы по содержанию романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».

Контролирует процесс ответов на вопросы викторины, делает замечания, комментирует, за каждый правильный ответ вручает агонисту и теоретику визитку.

Игрок на зеленой дорожке отвечает на поставленные вопросы.

Возможные варианты ответов:

1. Миссис Уэлдон


2. Плыла в Сан- Франциско. Были в Новой Зеландии с мужем (по торговым делам), но Джеймс (муж) заболел, осталась, через 3 месяца в порт пришел «Пилигрим».

3. Разговор с Негоро: он требовал написать письмо мужу с просьбой выкупить их, м. Уэлдон отказалась.








4. Д. Сэнд стал сыном, Геркулес – другом; Дик окончил курсы, в 18 лет стал капитаном; выкупили Тома, Бата, Остина, Актиона.

5. Самюэль Вернон – французский путешественник.




Вопросы для участника на желтой дорожке:

1. Узнайте, кто вы?

Согласно портрету автора, Вы «среднего роста, худощавый, жилистый, черноволосый и смуглый»; производите впечатление «сильного человека»; Вам «около 40 лет»; «молчаливый, замкнутый человек».

2. Как вы оказались на «Пилигриме» и какие обязанности там выполняли?


3. Почему собака Динго, спасенная с «Вальдекса», так люто ненавидела Вас? Как она отомстила за Ваше зло?

4. Компас. Почему «Пилигрим» поменял курс? Расскажите о Вашей причастности к этому событию.


Игрок на желтой дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Негоро.

2. Бежал с каторги, прибыл в Окленд в трюме корабля, через полгода устроился коком.

3. Был проводником ее хозяина, убил и ограбил его, бросив в хижине у р. Конго; Динго

загрыз его.






4. Испортил компас, подложив под него железный брусок, корабль поменял курс, обогнул мыс Горн, потом опять стрелка компаса приняла нормальное положение.





Вопросы для участника на красной дорожке:

1. Узнайте, кто вы?

Вы прекрасный моряк, один из лучших гарпунщиков южной флотилии, «прославленный китобой».

2. В результате чего «Пилигрим» потерял почти весь экипаж?

3. Почему поверхность моря иногда становится красноватой?














Подводит итоги Второго агона.

Игрок на красной дорожке отвечает на поставленные вопросы.

Возможные варианты ответов:

1. Капитан Халл.

2. Разъяренный раненый кит утопил шлюпку со всем экипажем.

3. Окрашивается «китовой похлебкой» – миллионами крохотных рачков.














Подсчитываются баллы, заработанные во втором туре.


Вопросы для розыгрыша дорожек:

1. Какой науке посвятил свою жизнь кузен Бенедикт? (Энтомология)

2. Кто оказался колдуном и кого он спас? (Геркулес. Миссис Уэлдон, Джека, Дика Сэнда).





Вопросы для участника на зелёной дорожке:

1. Узнайте, кто вы?

Вам «лет 50... Скорее сухопарый, чем худой, не то чтобы высокий, но какой-то длинный, с огромной взлохмаченной головой, с золотыми очками на носу...»

2. Куда Вам и Вашим товарищам пришлось спрятаться от грозы во время путешествия? Что об этом Вы рассказали друзьям?

3. Что помогло Вам выбраться за ограду усадьбы работорговца?


4. Какое жестокое разочарование постигло Вас по возвращении из путешествия, связанное с африканской находкой?

5. Очки. У него и как оказалось Ваши очки?

Организует проведение Третьего агона викторины.

Предлагает участникам ответить на вопросы, чтобы разыграть дорожки.

Организует проверку результатов и подводит итоги.


Поочередно предлагает игрокам на зеленой, желтой и красной дорожке узнать героя по авторскому описанию и ответить на вопросы по содержанию романа Ж. Верна.

Контролирует процесс ответов на вопросы викторины, делает замечания, комментирует, за каждый правильный ответ вручает агонисту и теоретику визитку.















Отвечают на вопросы и занимают места на дорожках согласно результатам ответов на вопросы.

Игрок на зеленой дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Кузен Бенедикт

2. Термитник – постройка ратных термитников, огромное сооружение; акулы среди насекомых (боятся даже звери); они почувствовали наводнение.

3. Преследовал мантикору, вылез через кротовую нору.

4. Обыкновенный паук, а не «Шестиног Бенедикта».


5. Их преподнёс королю Муани- Луига работорговец Алвши, который нашёл их в кармане Бата.

Игрок на желтой дорожке отвечает на поставленные вопросы.


Познавательные

формирование интереса к данной теме.

Личностные

формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.



Вопросы для участника на желтой дорожке:

1. Узнайте, кто вы? Ж. Верн говорит, что Вы

«могучий человек, ростом в 6 футов с лишним», автор называет Вас «гигантом», «великаном».

2. После того, как Путешественники выбрались из термитника, какая опасность подстерегала Вас и ваших друзей и как именно Вам удалось избежать её?

3. Расскажите о том, как Вы спасли Дика Сэнда.

4. Колокольчики. Как они оказались у Вас и для чего Вам нужно было так украсить свой наряд?


Игрок на желтой дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Геркулес.



2. Туземцы, караулившие с луками добычу; Геркулес выскочил из пироги, в которую их бросили, и скрылся в лесу.

3. Дик был привязан к столбу, врытому в яму, её заполнили водой; Геркулес под водой выдернул столб.

4. Костюм колдуна – для спасения миссис Уэлдон.





Вопросы для участника на красной дорожке:

1. Узнайте, кто вы? Вас «продали в рабство 6-летним ребёнком. Из Африки доставили в США, где Вы получили свободу. Вы обладаете «энергией и большим опытом, накопленным за жизнь».

2. После гибели экипажа «Пилигрима» какую помощь Вы, Бат, Актеон и Остин оказали Дику Сенду?

3. Колодки, цепи. Расскажите, когда и где Вы увидели эти предметы, какие воспоминания возникли у Вас?























Подводит итоги Третьего агона.

Игрок на красной дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Том.

2. Том-боцман, начальник вахты, другие матросы, хорошо справлялись с делом.

3. Во время странствования по Африке, воспоминания детства.






















Подсчитываются баллы, заработанные в третьем туре.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации. (10 мин.)

Вопросы для розыгрыша дорожек:

1. Путешествие по географической карте - показать по глобусу путь «Пилигрима».

(Новая Зеландия – Тихоокеанское побережье – Южная Америка (п. Вальпараисо – Чили – Сан-Франциско), но из-за неисправности компаса шхуна обогнула мыс Горн (Атлантический океан) с юго-запада на северо- восток, потерпела крушение у берегов Экваториальной Африки (район Анголы)).

2.Что убедило Д. Сэнда в том, что он и его спутники попали в Африку? (Нет каучуковго дерева, колибри, ярких попугаев, обезьян-ревунов, хинного дерева; есть жирафы, бегемоты, слоны, львы, муха-цеце).

Организует проведение финального состязания.

Предлагает участникам ответить на вопросы, чтобы разыграть дорожки. Организует проверку результатов и подводит итоги.

Занимают места на дорожках согласно результатам ответов на вопросы.

Эвристическая беседа по содержанию произведения, наблюдение, анализ текста

Познавательные

формирование интереса к данной теме.

Личностные

формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.




Вопросы для участника на зелёной дорожке:

1. Узнайте, кто вы? Согласно портрету автора, Вы невысок, но «крепко сколочен, темноволос, с темно-синими глазами; Ваше «умное лицо дышало энергией».

2. Кто назначил Вас капитаном?

3. Расскажите, что стало с «Пилигримом»?









4. Куда держал путь караван рабов? Что вы можете рассказать об этом страшном походе?











5. Пирога. Каким образом Вы и Ваши друзья добрались до океана? Какое испытание было последним?









Поочередно предлагает игрокам на зеленой, желтой и красной дорожке узнать героя по авторскому описанию и ответить на вопросы по содержанию романа Ж. Верна.

Контролирует процесс ответов на вопросы викторины, делает замечания, комментирует, за каждый правильный ответ вручает агонисту и теоретику визитку.



























Игрок на зеленой дорожке отвечает на поставленные вопросы.

Возможные варианты ответов:

1. Дик Сэнд.

2. Дик Сэнд сам объявил себя капитаном, приняв всю ответственность за корабль и его пассажиров на себя.

3. «Пилигрим» погиб, когда Дик выбросил судно на берег, чтобы спасти пассажиров.

4. В Казонду – один из крупнейших невольничьих рынков Анголы; Дик не был закован, но видел мучения других рабов (голод, побои, гибель от крокодилов); благодаря Динго, Дик получил записку от Геркулеса.

5. Вплавь на пироге. Дик увлёк за собой пирогу с нагонявшими их туземцами-людоедами, раздробив выстрелом кормовое весло; обе лодки понеслись в водопад, Дик выплыл.





Вопросы для участника на желтой дорожке:

1. Узнайте, кто вы? Вы рослый мужчина, лет на вид не более 40, с седеющими волосами и бородой, с живыми быстрыми глазами и загорелый почти до черноты.

2. За какую часть Южной Америки Вы выдали Анголу Д. Сэнду и его друзьям? Какую «помощь» им предложили?


3. Как Вы были наказаны за обман?










4. Пампа. Что это? Что Вы рассказывали о ней Дику?



Игрок на желтой дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Гаррис.


2. Нижняя Боливия; предложил вместе отправиться к асьенде (крупной ферме), где можно отдохнуть, а потом идти в Атакаму.

3. Гаррис сказал Дику, что миссисУэлдон и Джек умерли. Дик выхватил нож и всадил Гаррису в сердце, после этого Дик был связан и посажен в темницу.

4. Засушливая равнина, напоминающая саванну; отсутствие деревьев, камней, заросшая огромными чертополохами, карликовыми деревьями. Гаррис говорил, что в Боливии пампы выглядят иначе.





Вопросы для участника на красной дорожке:

1. Узнайте, кто вы? Вас по праву считают знаменитым «исследователем Африки», пересекшим её «со смелостью, которая навсегда осталась непревзойденной, с юга на северо-запад (от мыса Доброй Надежды до верховий Замбези).

2. Какой знаменитый водопад в Центральной Африке Вы открыли? Какое по счету это было путешествие?




3. Вестминстерское аббатство. Как память о герое-путешественнике почтили в Англии?






















Подводит итоги финальной игры.

Игрок на красной дорожке отвечает на поставленные вопросы. Возможные варианты ответов:

1. Доктор Ливингстон.

2. Водопад Виктория – «грохочущий дым»; второе путешествие (первое в истории пересечение Центр. Африки от западного до восточного ее берега).

3. Похоронен в Англии среди других великих людей.
























Подсчитываются баллы, заработанные в финале.

7. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

(4 мин.)

Задание: Вместо точек устно вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Приключенческая литература — это произведения, в центре внимания которых стоят … сюжеты, … конфликты личной или общественной жизни, заставляющие читателя следить главным образом за тем, как … занимательные события, а в них проявляются … черты характеров людей.

Ставя человека в острые положения, требующие …, …, … и … идеалов, за которые он должен бороться, приключенческая литература играет большую … роль.

Слова для справок: острые, напряженные, развиваться, наиболее значительные, воля, смелость, находчивость, воспитательная, высокие.








Вопросы:

  • Какие известные вам произведения вы бы отнесли к приключенческой литературе и почему?

  • Какие уроки вы извлекли из произведений Д. Дефо и Ж. Верна?

Жюри подводит итоги, подсчитывает визитки.

Учитель с целью выявить особенности приключенческой литературы

организует работу по (представлен на интерактивной доске и на партах) и обеспечивает мотивацию выполнения задания.















































Предлагает ответить на вопросы.

Восстанавливают текст, мотивируют свой выбор:

Приключенческая литература — это произведения, в центре внимания которых стоят острые сюжеты, напряженные конфликты личной или общественной жизни, заставляющие читателя следить главным образом за тем, как развиваются занимательные события, а в них проявляются наиболее значительные черты характеров людей. Ставя человека в острые положения, требующие воли, смелости, находчивости и высоких идеалов, за которые он должен бороться, приключенческая литература играет большую воспитательную роль.

Перечисляют известные им произведения приключенческой литературы, аргументируя свой ответ; делятся впечатлением, чему научили их произведения Д. Дефо и Ж. Верна.

Трансформация текста

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.


8. Подведение итогов викторины.

(2 мин.)


Подводит итоги викторины, награждает победителей.


.


Личностные: умение толерантно воспринимать оценку своей деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий.


9. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

(2 мин.)


Организует подведение итогов урока. Отмечает наиболее активных агонистов и теоретиков, выставляет оценки по результатам работы на уроке.

Участвуют в обсуждении, комментируют ответы. Оценивают вклад каждого.


Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение давать рецензию на ответ товарища.



10. Информация о домашнем задании.

(2 мин.)

Домашнее задание (по выбору):

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Мое любимое приключенческое произведение».

2. Написать отзыв об уроке.

3. Письменно ответить на вопрос: «Что отличает творчество Жюля Верна и Даниэля Дефо»?

Дает комментарий к домашнему заданию (по выбору).

Записывают домашнее задание и комментарий к нему.


Познавательные и регулятивные: усвоение содержания нового материала, осознанный выбор способов деятельности.



Краткий анализ практических результатов

образовательной деятельности учителя по теме урока


Занятие способствовало формированию у обучающихся ключевых компетенций:

в предметной области: в процессе наблюдения за героями и событиями двух художественных произведений сформированы умения осознанного и произвольного построения речевого монологического высказывания в устной и письменной форме; приобретены навыки работы с информацией;

в области информационных технологий работа с разными источниками и видами информации, работа в межпредметных полях (география, история, МХК);

в плане продолжения образования и эффективного самообразования: осознанное восприятие литературного произведения как вида искусства слова, стремление прочитать другие произведения Жюля Верна; желание самостоятельно создавать высказывание на заданную тему.

Занятие способствовало развитию качеств личности: коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность за результат своей деятельности, рефлексивность, способность к самооценке, толерантность.

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора обучающихся.

Такая форма проведения уроков понравилась школьникам, некоторые из них сами стали принимать активное участие в разработке заданий. Наблюдения показали, что при повторении через год или два обучающиеся хорошо помнят материал, о котором говорилось на этом уроке.

Список используемой литературы


  1. Беленький Г.М. Приобщение к искусству слова. – М., 1996.

  2. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / О.Ю. Богданова – М.: Академ А, 1999. – 162 с.

  3. Бондаревская Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. – Ростов-на-Дону., 1998. - 24 с.

  4. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе. – Литература, 1998, № 8, с. 10.

  5. Горелик И.Ф, Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. – Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.

  6. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. – М.: Дрофа, 2006.

  7. Меркин Г.С. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. / Автор-составитель Г.С. Меркин – 2-е издание Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (ФГОС. Инновационная школа).

  8. Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие для учителя: «Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва, под редакцией Г.С. Меркина. – Москва, «Русское слово», 2014.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!