Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное
(МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное)
РАССМОТРЕНА Методическим советом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное (протокол от «__»__20__г.№__) | ПРИНЯТА Педагогическим советом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное (протокол от «__»___20__г. №__) | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное от «___»___20__г. №___ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
Уровень: начальное общее образование
1-4 класс
социальное направление
Составители:
учителя начальных классов
Долгих М.А.
Петрова Е.А.
Галкина М.Ф.
Ястребова Е.Л.
с.Засечное, 2018 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное и программы А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Данная программа реализуется на уровне начального общего образования в качестве программы курса внеурочной деятельности по социальному направлению в 1-4 классах в общем объёме – 135 часов, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 1 классов и 34 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 2-4 классов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (К)
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Коммуникативные:
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные результаты:
Понятия: исследователь, эксперимент, гипотеза, противоречие, проблема, цель исследования, объект и предмет исследования, защита, представление, причина и следствие.
У учащегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
- аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
II.Содержание курса внеурочной деятельности
1-й класс
Программа курса содержит разделы:
Введение. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.
Я и мир вокруг меня. (2ч.)
Наша Родина – Россия. (1ч.)
Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.
Практическая работа. Экскурсия по карте.
Моя малая родина. (1ч.)
Практическая работа. Фотоколлаж.
Времена года. (24ч)
Осень в природе. Признаки осени. (1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.
Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)
Теоретическая часть. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.
Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»
Птицы осенью.(2ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.
Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.
Перелетные птицы. Их охрана. (2ч.)
Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.
Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.
Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)
Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.
Зима в природе. Признаки зимы. (1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.
Вода. Три состояния воды. (2ч.)
Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.
Зимующие птицы. (3ч.)
Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.
Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Содержания комнатных растений зимой. (3ч.)
Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.
Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.
Утренник «Зимушка – зима». (1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Природа весной. Признаки весны. (1ч.)
Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».
Что вырастет из семечка? (2ч.)
Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Практическая работа. Выращивание растений из семени.
Птицы весной. (1ч.)
Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.
Водоемы. (1ч.)
Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.
Праздник весны (1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Мы – защитники природы. (5ч.)
Охрана природы. (2ч.)
Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.
Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».
Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)
Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».
Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Подведение итогов. (1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
2-й класс
Программа курса содержит разделы:
Раздел Ⅰ. Мои первые опыты: свет и звук (19 ч. )
Тема 1 «Что можно исследовать? Формулирование темы» - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2 «Распространение света.» - 1 ч.
Опыт 1. «Световые лучи распространяются прямолинейно». Опыт 2 «Как направить световой луч в определенную сторону?»
Тема 3 «Свет и тень» – 1 ч
Опыт 1 «Как возникает тень?». Опыт 2 «Почему тени разной длины?»
Тема 4. «Отражение света» – 1 ч.
Опыт1 «Как отражается свет?». Опыт 2 «Что мы видим в зеркале?»
Тема 5. «Учимся выдвигать гипотезы» - 1 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 6 - 7. «Отражение в зеркале» - 2 ч
Опыт 1 «Зеркала создают картинки». Опыт 2 «Бесконечный зеркальный коридор». Опыт 3 «Собираем орнамент». Опыт 4 «Делаем зеркальный калейдоскоп».
Тема 8 «Отражение в стекле» – 1 ч.
Опыт 1 «Отражение за стеклом». Опыт 2 «Таинственный рисунок».
Тема 9 «Преломление света» – 1 ч.
Опыт 1 «Когда световой луч ломается?». Опыт 2 «Как свет сломал палочку?»
Тема 10 «Как увидеть малое большим» - 1 ч.
Опыт 1 «Как капля воды увеличивает предметы?». Опыт 2 «Линзы из стакана и из пробирки».
Тема 11- 12 «Цвет света» -2ч.
Опыт 1 «Цвет радуги». Опыт 2 «Какого цвета свет?» Опыт 3 «Как можно увидеть цвета света?».
Тема 13 «Свет и цвет.» - 1ч.
Опыт 1 «Световая палитра». Опыт 2 «Смотрим через цветные лепестки».
Тема 14 «Звук вокруг нас» - 1 ч.
Опыт 1 «Звуки высокие и низкие». Опыт 2 «Изменение высоты звука».
Тема 15 «Откуда звук?» - 1 ч
Опыт 1 «Звуки со всех сторон». Опыт 2 «Какой звук ближе?»
Тема 16 «Вибрация и звук» - 1 ч.
Опыт 1 «Звуковые волны». Опыт 2 «Как распространяется звук?»
Тема 17 «Как увидеть звук?» - 1 ч.
Опыт 1 «О чем расскажет тамбурин?». Опыт 2 «Как свеча подружилась с тамбурином?»
Тема 18 «Не только увидеть, но и почувствовать» - 1 ч.
Опыт 1 «Ощущаем руками». Опыт 2 «Звук в воде».
Тема 19 «Забавные телефоны» - 1 ч.
Опыт 1 «Конструируем телефон». Опыт 2 «Передача звука».
Раздел II. Мои первые опыты: изучаем природу (15 ч.)
Тема 20-21 «Растения вырастают из семян» - 2 ч
Опыт 1 «Проращивание растения из семени». Опыт 2 «Что нужно для развития растения из семени?»
Тема 22 - 23 «Растения тянутся к свету» - 2 ч.
Опыт 1 «Как растение путешествует к солнцу?». Опыт 2 «Влияние света на прорастание семян».
Тема 24 «Растениям нужны хорошие условия» - 1 ч.
Опыт 1 «Вода или уксус?». Опыт 2 «Влияние загрязнения на прорастание семян».
Тема 25 - 26 «Растения растут по-разному» - 2 ч.
Опыт 1 «Какое растение взошло первым?». Опыт 2 «Какое растение самое высокое?»
Тема 27 «Строение растения» - 1 ч.
Опыт 1 «Исследуем листья». Опыт 2 «Исследуем корни и ростки»
Тема 28 «В почве есть жизнь» - 1 ч.
Опыт «Почва бывает разной»
Тема 29 - 30 «Насекомые вокруг нас» - 2 ч.
Опыт 1 «Ловим Насекомых». Опыт 2 «Зовем насекомых в «гости».
Тема 31 «Состав почвы» - 1 ч.
Опыт 1 «Что плавает и что оседает?». Опыт 2 «Как получаются слои»
Тема 32 «Почва может накапливать воду» - 1 ч.
Опыт 1 «Через какую почву вода проходит быстрее?». Опыт 2 «Как почва отдает воду»
Тема 33 «Вода в природе» - 1 ч.
Опыт «Собираем дождик».
Тема 34 «Рост растений в разных условиях. Мини-конференция» - 1 ч.
Опыт «Выращиваем растения в парнике»
3-й класс
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
4-й класс
Программа курса содержит разделы:
Раздел Ⅰ. Тренинг исследовательских способностей (18ч.)
Тема 1 «Научные исследования»-1ч.
Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема 2 «Культура мышления»-1ч
Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Тема 3 «Научная теория»-1ч.
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тема 4-5 «Научное прогнозирование»-2ч.
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»-1ч.
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 7 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»-1ч.
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тема 8-11 «Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей»-4ч.
Экскурсии в музей, посещение планетария.
Тема 12-13 «Ассоциации и аналогии»-2ч.
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Тема 14 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»-1ч.
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
Тема 15-16 «Умение выявлять проблемы»-2ч
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 17 «Как подготовиться к защите»-1ч
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Тема 18 «Учимся находить информацию с помощью компьютера»-1ч.
Нахождение необходимой информации в сети Интернет.
Раздел ⅠⅠ. «Исследовательская практика» (12ч.)
Тема 19-22 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»-4ч.
Тема 23 «Оформление работы»-1ч.
Требования к оформлению работ, презентаций.
Тема 24-28 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»- 5ч.
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 29-30 «Семинар»-2ч.
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.
Раздел ⅠⅠⅠ. «Мониторинг» исследовательской деятельности (4 ч.).
Тема 31-32 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»-2ч.
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 33-34 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»-3ч.
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Формы организации занятий:
• Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)
• Проектная деятельность
• Экскурсии
• Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)
• Индивидуальная самостоятельная работа
Виды деятельности:
познавательная;
игровая;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество.
III.Тематическое планирование занятий
1 класс
№ раздела | Название раздела и тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
I. | Введение. | 1 | 1 | |
II | Я и мир вокруг меня. | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Наша Родина – Россия. | 1 | 1 | |
2.2 | Моя малая родина. | 1 | | 1 |
III | Времена года. | 24 | 9 | 15 |
| Осень в природе. Признаки осени. | 1 | | 1 |
3.1 | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Птицы осенью. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Перелетные птицы. Их охрана. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Конкурсная программа «Золотая волшебница осень» | 1 | | 1 |
3.5 | Зима в природе. Признаки зимы. | 1 | | 1 |
3.6 | Вода. Три состояния воды. | 2 | 1 | 1 |
3.7 | Зимующие птицы. | 3 | 1 | 2 |
3.8 | Содержания комнатных растений зимой. | 3 | 1 | 2 |
3.9 | Утренник «Зимушка – зима». | 1 | | 1 |
3.10 | Природа весной. Признаки весны. | 1 | | 1 |
3.11 | Что вырастет из семечка? | 2 | 1 | 1 |
3.12 | Птицы весной. | 1 | 1 | |
3.13 | Водоемы. | 1 | 1 | |
3.14 | Праздник весны. Утренник | 1 | | 1 |
IV | Мы – защитники природы. | 5 | 2 | 3 |
4.1 | Охрана природы. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Растения и животные «Красной книги России». | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Игра – путешествие «По лесным тропинкам» | 1 | | 1 |
V | Подведение итогов. | 1 | 1 | |
| Итого: | 33 | 14 | 19 |
2 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Теория ч | Практика ч |
Раздел Ⅰ. Мои первые опыты: свет и звук (19 ч. ) |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 0,5 | 0,5 |
2 | Распространение света. | 0,5 | 0,5 |
3 | Свет и тень. | 0,5 | 0,5 |
4 | Отражение света. | 0,5 | 0,5 |
5 | Учимся выдвигать гипотезы. | 0.5 | 0,5 |
6 | Отражение в зеркале. | 1 | 1 |
7 | Отражение в стекле. | 0,5 | 0,5 |
8 | Преломление света | 0,5 | 0,5 |
9 | Как увидеть малое большим | 0,5 | 0,5 |
10 | Цвет света. | 1 | 1 |
11 | Свет и цвет. | 0,5 | 0,5 |
12 | Звук вокруг нас. | 0,5 | 0,5 |
13 | Откуда звук? | 0,5 | 0,5 |
14 | Вибрация и звук. | 0,5 | 0,5 |
15 | Как увидеть звук? | 0,5 | 0,5 |
16 | Не только увидеть, но и почувствовать | 0,5 | 0,5 |
17 | Забавные телефоны | 0,5 | 0,5 |
Мои первые опыты: изучаем природу (15 ч.) |
18 | Растения вырастают из семян | 1 | 1 |
19 | Растения тянутся к свету | 1 | 1 |
20 | Растениям нужны хорошие условия | 0,5 | 0,5 |
21 | Растения растут по-разному | 1 | 1 |
22 | Строение растения | 0,5 | 0,5 |
23 | В почве есть жизнь | 0,5 | 0,5 |
24 | Насекомые вокруг нас | 1 | 1 |
25 | Состав почвы | 0,5 | 0,5 |
26 | Почва может накапливать воду | 0,5 | 0,5 |
| Вода в природе | 0,5 | 0,5 |
| Рост растений в разных условиях. Мини-конференция. | 0,5 | 0,5 |
3 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Теория ч | Практика ч |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 0,5 | 0,5 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 1 | 1 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 0,5 | 0,5 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 1 | 1 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 1 | 1 |
9-10 | Планирование работы. | 1 | 1 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 1 | 1 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 | 1 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 | 1 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 1 | 1 |
22-23 | Исследование объектов. | 1 | 1 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 1 | 1 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 1 | 1 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 0,5 | 0,5 |
29-30 | Оформление работы. | 1 | 1 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | 1 |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 0,5 | 0,5 |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 0,5 | 0,5 |
4 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Теория 7 ч | Практика 27 ч |
Тренинг исследовательских способностей (18ч.) |
1 | Научные исследования. | 0,5 | 0,5 |
2 | Культура мышления. | 0,5 | 0,5 |
3 | Научная теория. | 0,5 | 0,5 |
4 - 5 | Научное прогнозирование. | 1 | 1 |
6 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. | 0,5 | 0,5 |
7 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. | 0,5 | 0,5 |
8-9 | Экскурсия в музей. | 1 | 1 |
10 - 11 | Посещение планетария. | 1 | 1 |
12-13 | Ассоциации и аналогии. | 1 | 1 |
14 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. | 0,5 | 0,5 |
15-16 | Умение выявлять проблемы. | 1 | 1 |
17 | Как подготовиться к защите. | 0,5 | 0,5 |
18 | Учимся находить информацию с помощью компьютера. | 0,5 | 0,5 |
Исследовательская практика» (12ч.) |
19-22 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 2 | 2 |
23 | Оформление работы. | 0,5 | 0,5 |
24-28 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 2 | 3 |
29-30 | Семинар. | | 2 |
Мониторинг исследовательской деятельности (4 ч.). |
31-32 | Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов, учащихся в качестве зрителей. | | 2 |
33-34 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | | 2 |