СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир вокруг нас внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир вокруг нас внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное)



РАССМОТРЕНА

Методическим советом

МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(протокол

от «__»__20__г.№__)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(протокол

от «__»___20__г. №__)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

от «___»___20__г. №___











Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

Уровень: начальное общее образование

1-4 класс

социальное направление





Составители:

учителя начальных классов

Долгих М.А.

Петрова Е.А.

Галкина М.Ф.

Ястребова Е.Л.





с.Засечное, 2018 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное и программы А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Данная программа реализуется на уровне начального общего образования в качестве программы курса внеурочной деятельности по социальному направлению в 1-4 классах в общем объёме – 135 часов, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 1 классов и 34 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 2-4 классов.


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (К)

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

Коммуникативные:

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Предметные результаты:

Понятия: исследователь, эксперимент, гипотеза, противоречие, проблема, цель исследования, объект и предмет исследования, защита, представление, причина и следствие.

У учащегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Учащийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,

- аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


II.Содержание курса внеурочной деятельности

1-й класс

Программа курса содержит разделы:

Введение. (1ч.)

Теоретическая часть.   Знакомство с содержанием работы кружка.


Я и мир вокруг меня. (2ч.)

Наша Родина – Россия. (1ч.)

Теоретическая часть.  Родина. Россия. Города России.

Практическая работа. Экскурсия по карте.

Моя малая родина. (1ч.)

Практическая работа. Фотоколлаж.

Времена года. (24ч)

Осень в природе. Признаки осени. (1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)

Теоретическая часть.   Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»


Птицы осенью.(2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.

Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

Перелетные птицы. Их охрана. (2ч.)

Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.

Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)

Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.

Зима в природе. Признаки зимы. (1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.

Вода. Три состояния воды. (2ч.)

Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.

Зимующие птицы. (3ч.)

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.

Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Содержания комнатных растений зимой. (3ч.)

Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.

Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.

Утренник «Зимушка – зима». (1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Природа весной. Признаки весны. (1ч.)

Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».

Что вырастет из семечка? (2ч.)

Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Практическая работа. Выращивание растений из семени.

Птицы весной. (1ч.)

Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.

Водоемы. (1ч.)

Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.

Праздник весны (1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.


Мы – защитники природы. (5ч.)

Охрана природы. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.

Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)

Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».

Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.


Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.

Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.


2-й класс

Программа курса содержит разделы:

Раздел Ⅰ. Мои первые опыты: свет и звук (19 ч. )

Тема 1 «Что можно исследовать? Формулирование темы» - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2 «Распространение света.» - 1 ч.

Опыт 1. «Световые лучи распространяются прямолинейно». Опыт 2 «Как направить световой луч в определенную сторону?»

Тема 3 «Свет и тень» – 1 ч

Опыт 1 «Как возникает тень?». Опыт 2 «Почему тени разной длины?»

Тема 4. «Отражение света» – 1 ч.

Опыт1 «Как отражается свет?». Опыт 2 «Что мы видим в зеркале?»

Тема 5. «Учимся выдвигать гипотезы» - 1 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 6 - 7. «Отражение в зеркале» - 2 ч

Опыт 1 «Зеркала создают картинки». Опыт 2 «Бесконечный зеркальный коридор». Опыт 3 «Собираем орнамент». Опыт 4 «Делаем зеркальный калейдоскоп».

Тема 8 «Отражение в стекле» – 1 ч.

Опыт 1 «Отражение за стеклом». Опыт 2 «Таинственный рисунок».

Тема 9 «Преломление света» – 1 ч.

Опыт 1 «Когда световой луч ломается?». Опыт 2 «Как свет сломал палочку?»

Тема 10 «Как увидеть малое большим» - 1 ч.

Опыт 1 «Как капля воды увеличивает предметы?». Опыт 2 «Линзы из стакана и из пробирки».

Тема 11- 12 «Цвет света» -2ч.

Опыт 1 «Цвет радуги». Опыт 2 «Какого цвета свет?» Опыт 3 «Как можно увидеть цвета света?».

Тема 13 «Свет и цвет.» - 1ч.

Опыт 1 «Световая палитра». Опыт 2 «Смотрим через цветные лепестки».

Тема 14 «Звук вокруг нас» - 1 ч.

Опыт 1 «Звуки высокие и низкие». Опыт 2 «Изменение высоты звука».

Тема 15 «Откуда звук?» - 1 ч

Опыт 1 «Звуки со всех сторон». Опыт 2 «Какой звук ближе?»

Тема 16 «Вибрация и звук» - 1 ч.

Опыт 1 «Звуковые волны». Опыт 2 «Как распространяется звук?»

Тема 17 «Как увидеть звук?» - 1 ч.

Опыт 1 «О чем расскажет тамбурин?». Опыт 2 «Как свеча подружилась с тамбурином?»

Тема 18 «Не только увидеть, но и почувствовать» - 1 ч.

Опыт 1 «Ощущаем руками». Опыт 2 «Звук в воде».

Тема 19 «Забавные телефоны» - 1 ч.

Опыт 1 «Конструируем телефон». Опыт 2 «Передача звука».

Раздел II. Мои первые опыты: изучаем природу (15 ч.)

Тема 20-21 «Растения вырастают из семян» - 2 ч

Опыт 1 «Проращивание растения из семени». Опыт 2 «Что нужно для развития растения из семени?»

Тема 22 - 23 «Растения тянутся к свету» - 2 ч.

Опыт 1 «Как растение путешествует к солнцу?». Опыт 2 «Влияние света на прорастание семян».

Тема 24 «Растениям нужны хорошие условия» - 1 ч.

Опыт 1 «Вода или уксус?». Опыт 2 «Влияние загрязнения на прорастание семян».

Тема 25 - 26 «Растения растут по-разному» - 2 ч.

Опыт 1 «Какое растение взошло первым?». Опыт 2 «Какое растение самое высокое?»

Тема 27 «Строение растения» - 1 ч.

Опыт 1 «Исследуем листья». Опыт 2 «Исследуем корни и ростки»

Тема 28 «В почве есть жизнь» - 1 ч.

Опыт «Почва бывает разной»

Тема 29 - 30 «Насекомые вокруг нас» - 2 ч.

Опыт 1 «Ловим Насекомых». Опыт 2 «Зовем насекомых в «гости».

Тема 31 «Состав почвы» - 1 ч.

Опыт 1 «Что плавает и что оседает?». Опыт 2 «Как получаются слои»

Тема 32 «Почва может накапливать воду» - 1 ч.

Опыт 1 «Через какую почву вода проходит быстрее?». Опыт 2 «Как почва отдает воду»

Тема 33 «Вода в природе» - 1 ч.

Опыт «Собираем дождик».

Тема 34 «Рост растений в разных условиях. Мини-конференция» - 1 ч.

Опыт «Выращиваем растения в парнике»


3-й класс

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.


4-й класс

Программа курса содержит разделы:

Раздел Ⅰ. Тренинг исследовательских способностей (18ч.)

Тема 1 «Научные исследования»-1ч.

Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема 2 «Культура мышления»-1ч

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема 3 «Научная теория»-1ч.

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тема 4-5 «Научное прогнозирование»-2ч.

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тема 6 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»-1ч.

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

Тема 7 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»-1ч.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Тема 8-11 «Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей»-4ч.

Экскурсии в музей, посещение планетария.

Тема 12-13 «Ассоциации и аналогии»-2ч.

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Тема 14 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»-1ч.

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тема 15-16 «Умение выявлять проблемы»-2ч

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема 17 «Как подготовиться к защите»-1ч

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Тема 18 «Учимся находить информацию с помощью компьютера»-1ч.

Нахождение необходимой информации в сети Интернет.

Раздел ⅠⅠ. «Исследовательская практика» (12ч.)

Тема 19-22 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»-4ч.

Тема 23 «Оформление работы»-1ч.

Требования к оформлению работ, презентаций.

Тема 24-28 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»- 5ч.

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 29-30 «Семинар»-2ч.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

Раздел ⅠⅠⅠ. «Мониторинг» исследовательской деятельности (4 ч.).

Тема 31-32 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»-2ч.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 33-34 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»-3ч.

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.


Формы организации занятий:

• Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)

• Проектная деятельность

• Экскурсии

• Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)

• Индивидуальная самостоятельная работа

Виды деятельности:

  • познавательная;

  • игровая;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество.


III.Тематическое планирование занятий

1 класс

раздела


Название раздела и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Введение.

1

1


II

Я и мир вокруг меня.

2

1

1

2.1

Наша Родина – Россия.

1

1


2.2

Моя малая родина.

1


1

III

Времена года.

24

9

15


Осень в природе. Признаки осени.

1


1

3.1

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.

2

1

1

3.2

Птицы осенью.

2

1

1

3.3

Перелетные птицы. Их охрана.

2

1

1

3.4

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»

1


1

3.5

Зима в природе. Признаки зимы.

1


1

3.6

Вода. Три состояния воды.

2

1

1

3.7

Зимующие птицы.

3

1

2

3.8

Содержания комнатных растений зимой.

3

1

2

3.9

Утренник «Зимушка – зима».

1


1

3.10

Природа весной. Признаки весны.

1


1

3.11

Что вырастет из семечка?

2

1

1

3.12

Птицы весной.

1

1


3.13

Водоемы.

1

1


3.14

Праздник весны. Утренник

1


1

IV

Мы – защитники природы.

5

2

3

4.1

Охрана природы.

2

1

1

4.2

Растения и животные «Красной книги России».

2

1

1

4.3

Игра – путешествие «По лесным тропинкам»

1


1

V

Подведение итогов.

1

1



Итого:

33

14

19


2 класс

Наименование раздела

Количество часов

Теория

ч

Практика

ч

Раздел Ⅰ. Мои первые опыты: свет и звук (19 ч. )

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

0,5

0,5

2

Распространение света.

0,5

0,5

3

Свет и тень.

0,5

0,5

4

Отражение света.

0,5

0,5

5

Учимся выдвигать гипотезы.

0.5

0,5

6

Отражение в зеркале.

1

1

7

Отражение в стекле.

0,5

0,5

8

Преломление света

0,5

0,5

9

Как увидеть малое большим

0,5

0,5

10

Цвет света.

1

1

11

Свет и цвет.

0,5

0,5

12

Звук вокруг нас.

0,5

0,5

13

Откуда звук?

0,5

0,5

14

Вибрация и звук.

0,5

0,5

15

Как увидеть звук?

0,5

0,5

16

Не только увидеть, но и почувствовать

0,5

0,5

17

Забавные телефоны

0,5

0,5

Мои первые опыты: изучаем природу (15 ч.)

18

Растения вырастают из семян

1

1

19

Растения тянутся к свету

1

1

20

Растениям нужны хорошие условия

0,5

0,5

21

Растения растут по-разному

1

1

22

Строение растения

0,5

0,5

23

В почве есть жизнь

0,5

0,5

24

Насекомые вокруг нас

1

1

25

Состав почвы

0,5

0,5

26

Почва может накапливать воду

0,5

0,5

Вода в природе

0,5

0,5

Рост растений в разных условиях. Мини-конференция.

0,5

0,5


3 класс

Наименование раздела

Количество часов

Теория

ч

Практика

ч

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

0,5

0,5

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

1

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

0,5

0,5

5-6

Какими могут быть проекты?

1

1

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1

1

9-10

Планирование работы.

1

1

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1

1

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

1

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

1

19-21

Анализ прочитанной литературы.

1

1

22-23

Исследование объектов.

1

1

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

1

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

1

28

Как сделать сообщение о результатах исследования


0,5

0,5

29-30

Оформление работы.

1

1

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

1

33

Мини конференция по итогам собственных исследований


0,5

0,5

34

Анализ исследовательской деятельности.

0,5

0,5


4 класс

Наименование раздела

Количество часов

Теория

7 ч

Практика

27 ч

Тренинг исследовательских способностей (18ч.)

1

Научные исследования.

0,5

0,5

2

Культура мышления.

0,5

0,5

3

Научная теория.

0,5

0,5

4 - 5

Научное прогнозирование.

1

1

6

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.

0,5

0,5

7

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

0,5

0,5

8-9

Экскурсия в музей.

1

1

10 - 11

Посещение планетария.

1

1

12-13

Ассоциации и аналогии.

1

1

14

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.

0,5

0,5

15-16

Умение выявлять проблемы.

1

1

17

Как подготовиться к защите.

0,5

0,5

18

Учимся находить информацию с помощью компьютера.

0,5

0,5

Исследовательская практика» (12ч.)

19-22

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

2

2

23

Оформление работы.

0,5

0,5

24-28

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

2

3

29-30

Семинар.


2

Мониторинг исследовательской деятельности (4 ч.).

31-32

Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов, учащихся в качестве зрителей.


2

33-34

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!