СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Миражная интрига" в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается понятие "миражная интрига", объясняется, что такое "хлестаковщина".

Просмотр содержимого документа
«"Миражная интрига" в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"»

«Миражная интрига» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

«Миражная интрига» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Цель: сформировать понятие у учащихся о «миражной интриге» в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» .

Цель:

  • сформировать понятие у учащихся о «миражной интриге» в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» .
Задачи: систематизировать знания учащихся об образе Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»; продолжить формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев; обогащать словарный запас учащихся.

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся об образе Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»;
  • продолжить формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев;
  • обогащать словарный запас учащихся.
Словарная работа. Интрига – 1.  Скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-н., происки. 2.  Способ построения сложной фабулы в романе, драме (книжн.). Сложная, запутанная и. Мираж – о птическое явление в атмосфере, заключающееся в появлении мнимых изображений участков неба или предметов; марево.  “ Миражная интрига” – ?

Словарная работа.

  • Интрига1.  Скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-н., происки.
  • 2.  Способ построения сложной фабулы в романе, драме (книжн.). Сложная, запутанная и.
  • Мираж – о птическое явление в атмосфере, заключающееся в появлении мнимых изображений участков неба или предметов; марево. 
  • Миражная интрига” – ?
Когда завязывается «миражная интрига» Добчинский говорит: «Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему?…так он и в тарелки к нам заглянул».

Когда завязывается «миражная интрига»

Добчинский говорит: «Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему?…так он и в тарелки к нам заглянул».

Воплощение «миражной интриги» При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. В сцене первого свидания Городничего и Хлестакова, комизм которой основан на ситуации взаимного испуга, у Антона Антоновича пропадают всяческие сомнения на сей счет.

Воплощение «миражной интриги»

  • При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. В сцене первого свидания Городничего и Хлестакова, комизм которой основан на ситуации взаимного испуга, у Антона Антоновича пропадают всяческие сомнения на сей счет.
« Подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек», - говорит городничий. Но Хлестаков говорил чистую правду. Он спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников чистосердечием. Хлестаков и не бросал никакого вызова, он просто говорил и делал рефлекторно то, что требовала от него данная минута. Страх подготовил почву для обмана.

« Подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек», - говорит городничий.

  • Но Хлестаков говорил чистую правду. Он спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников чистосердечием. Хлестаков и не бросал никакого вызова, он просто говорил и делал рефлекторно то, что требовала от него данная минута. Страх подготовил почву для обмана.
Головокружительная карьера Хлестакова За несколько минут в сцене вранья Хлестакова (явление 6-е дейст­вие III) мираж вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру.

Головокружительная карьера Хлестакова

  • За несколько минут в сцене вранья Хлестакова (явление 6-е дейст­вие III) мираж вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру.
Проверим домашнее задание. Головокружительная карьера Хлестакова. Как Хлестаков из «фитюльки» превращается в «ревизора, фельдмаршала»?

Проверим домашнее задание.

  • Головокружительная карьера Хлестакова.
  • Как Хлестаков из «фитюльки» превращается в «ревизора, фельдмаршала»?

Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш... 

Превращение Хлестакова в «фельдмаршала»

Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. 

А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...

У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. 

Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.

Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Все .. это я написал.

Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге.

А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»

Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!»

 
  •  
Словарная работа Водевиль -  жанр драматического искусства, а также театральное произведение комедийного характера. БЕЛЬЭТАЖ - в торой снизу, обычно лучший этаж дома в постройках 19 — начала 20 в. 

Словарная работа

  • Водевиль -  жанр драматического искусства, а также театральное произведение комедийного характера.
  • БЕЛЬЭТАЖ - в торой снизу, обычно лучший этаж дома в постройках 19 — начала 20 в. 
В чём заключается комизм сцены? Усилиями окружающих созданы условия для раскрытия с полной откровенностью всего того, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его существования. С одной стороны, россказни Ивана Александровича теряют всякую правдоподобность. С другой стороны, слушатели испытывают всё возрастающий страх.

В чём заключается комизм сцены?

  • Усилиями окружающих созданы условия для раскрытия с полной откровенностью всего того, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его существования.
  • С одной стороны, россказни Ивана Александровича теряют всякую правдоподобность. С другой стороны, слушатели испытывают всё возрастающий страх.
Приведите примеры ремарок, передающих переживания чиновников. «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». «Городничие и прочие трясутся от страха». Городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.

Приведите примеры ремарок, передающих переживания чиновников.

  • «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».
  • «Городничие и прочие трясутся от страха».
  • Городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Каковы средства создания образа Хлестакова? Как враньё характеризует скудость его воображения? Его преувеличения носят чисто количественный характер: «в семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Из Парижа Хлестаков «выписывает» лишь «суп в кастрюльке», приехавший на пароходе. Будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора. В разговоре он перескакивает с одного момента на другой.

Каковы средства создания образа Хлестакова? Как враньё характеризует скудость его воображения?

Его преувеличения носят чисто количественный характер: «в семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров».

Из Парижа Хлестаков «выписывает» лишь «суп в кастрюльке», приехавший на пароходе.

Будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора.

В разговоре он перескакивает с одного момента на другой.

Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету? Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья. Он врёт по вдохновению, завираясь, с лёгкостью выходит из затруднительного положения. Именно враньё освобождает Хлестакова от социальной скованности, жизненной ничтожности.

Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету?

Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья. Он врёт по вдохновению, завираясь, с лёгкостью выходит из затруднительного положения. Именно враньё освобождает Хлестакова от социальной скованности, жизненной ничтожности.

Найдите фразы, где Хлестаков выдаёт своё истинное положение. Почему этого не замечают чиновники? «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже». «А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать». Чиновники верят вранью, так как их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза.

Найдите фразы, где Хлестаков выдаёт своё истинное положение. Почему этого не замечают чиновники?

  • «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже».
  • «А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».

Чиновники верят вранью, так как их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза.

«А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».   Какие интонации звучат в речи Хлестакова, когда он говорит о себе, «петербургском»?

«А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».

  • Какие интонации звучат в речи Хлестакова, когда он говорит о себе, «петербургском»?
«А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».   «Искреннее презрение своему настоящему социальному и «человеческому» положению». (В.В.Набоков)

«А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».

  • «Искреннее презрение своему настоящему социальному и «человеческому» положению». (В.В.Набоков)
Найдите фразу, которая отражает жизненные принципы Хлестакова. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Найдите фразу, которая отражает жизненные принципы Хлестакова.

  • «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Какой фразой Хлестаков даёт себе исчерпывающую характеристику? «У меня легкость необыкновенная в мыслях».

Какой фразой Хлестаков даёт себе исчерпывающую характеристику?

  • «У меня легкость необыкновенная в мыслях».
Что способствует превращению ничтожного человека в значительное лицо? Его подбадривает робость и угодливость чиновников.

Что способствует превращению ничтожного человека в значительное лицо?

  • Его подбадривает робость и угодливость чиновников.
Намеренно ли обманывает Хлестаков чиновников? Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя играть её. Всё возрастающий страх, затмевающий разум, заставляет принять «сосульку», «тряпку», «вертопраха» за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за ПУСТОТОЙ, МИРАЖОМ.

Намеренно ли обманывает Хлестаков чиновников?

  • Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя играть её. Всё возрастающий страх, затмевающий разум, заставляет принять «сосульку», «тряпку», «вертопраха» за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за ПУСТОТОЙ, МИРАЖОМ.
Что такое «миражная интрига»? Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, то есть в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием . Ее развитие обусловлено не только страхом и нелогичностью мышления чиновников, но некими качествами самого Хлестакова.

Что такое «миражная интрига»?

  • Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, то есть в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием . Ее развитие обусловлено не только страхом и нелогичностью мышления чиновников, но некими качествами самого Хлестакова.
«Миражная интрига»  Особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворённого их НЕЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ и СТРАХОМ РАСПЛАТЫ. Противник фактически отсутствует: тот, кто принят за ревизора, даже сначала не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Тем смешнее усилия городских пройдох улестить мнимого ревизора, понравиться ему, найти с ним общий язык и отвести грозу, нависшую над ними.

«Миражная интрига»

Особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворённого их НЕЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ и СТРАХОМ РАСПЛАТЫ.

  • Противник фактически отсутствует: тот, кто принят за ревизора, даже сначала не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.
  • Тем смешнее усилия городских пройдох улестить мнимого ревизора, понравиться ему, найти с ним общий язык и отвести грозу, нависшую над ними.
Дайте толкование фамилии Хлестакова.

Дайте толкование фамилии Хлестакова.

Дайте толкование фамилии Хлестакова. «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец. Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай». (В.В. Набоков)

Дайте толкование фамилии Хлестакова.

  • «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец. Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай». (В.В. Набоков)
Обратимся вновь к 6 явл.3 действ. Объясните фразу: «Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.

Обратимся вновь к 6 явл.3 действ. Объясните фразу:

«Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.

Обратимся вновь к 6 явл.3 действ. Объясните фразу: «Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.  Исчезли ли в наше время беззастенчивое, безудержное хвастовство, враньё, легкомысленность, ложь, фразёрство – всё то, что зовётся ХЛЕСТАКОВЩИНОЙ?  « Хлестаков – тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту… делался и делается Хлестаковым» (Н.В.Гоголь)

Обратимся вновь к 6 явл.3 действ. Объясните фразу:

«Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.

Исчезли ли в наше время беззастенчивое, безудержное хвастовство, враньё, легкомысленность, ложь, фразёрство – всё то, что зовётся ХЛЕСТАКОВЩИНОЙ?

« Хлестаков – тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту… делался и делается Хлестаковым» (Н.В.Гоголь)

ХЛЕСТАКОВЩИНА -   «Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.  - это бахальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами; стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием..

ХЛЕСТАКОВЩИНА -

«Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.

- это бахальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами; стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием..

Сделаем выводы: Новаторство Гоголя заключается в том, что он отказывается от жанра комедии с высоким героем. В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица. Всё возрастающий страх заставляет принять «сосульку, тряпку» за ревизора. Герои устремляются в погоню за пустотой, миражом.

Сделаем выводы:

  • Новаторство Гоголя заключается в том, что он отказывается от жанра комедии с высоким героем.
  • В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица.
  • Всё возрастающий страх заставляет принять «сосульку, тряпку» за ревизора. Герои устремляются в погоню за пустотой, миражом.