«Миражная интрига» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Цель:
- сформировать понятие у учащихся о «миражной интриге» в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» .
Задачи:
- систематизировать знания учащихся об образе Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»;
- продолжить формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев;
- обогащать словарный запас учащихся.
Словарная работа.
- Интрига – 1. Скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-н., происки.
- 2. Способ построения сложной фабулы в романе, драме (книжн.). Сложная, запутанная и.
- Мираж – о птическое явление в атмосфере, заключающееся в появлении мнимых изображений участков неба или предметов; марево.
Когда завязывается «миражная интрига»
Добчинский говорит: «Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему?…так он и в тарелки к нам заглянул».
Воплощение «миражной интриги»
- При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. В сцене первого свидания Городничего и Хлестакова, комизм которой основан на ситуации взаимного испуга, у Антона Антоновича пропадают всяческие сомнения на сей счет.
« Подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек», - говорит городничий.
- Но Хлестаков говорил чистую правду. Он спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников чистосердечием. Хлестаков и не бросал никакого вызова, он просто говорил и делал рефлекторно то, что требовала от него данная минута. Страх подготовил почву для обмана.
Головокружительная карьера Хлестакова
- За несколько минут в сцене вранья Хлестакова (явление 6-е действие III) мираж вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру.
Проверим домашнее задание.
- Головокружительная карьера Хлестакова.
- Как Хлестаков из «фитюльки» превращается в «ревизора, фельдмаршала»?
Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...
Превращение Хлестакова в «фельдмаршала»
Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом.
А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...
У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича.
Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.
Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Все .. это я написал.
Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге.
А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».
Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»
Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!»
Словарная работа
- Водевиль - жанр драматического искусства, а также театральное произведение комедийного характера.
- БЕЛЬЭТАЖ - в торой снизу, обычно лучший этаж дома в постройках 19 — начала 20 в.
В чём заключается комизм сцены?
- Усилиями окружающих созданы условия для раскрытия с полной откровенностью всего того, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его существования.
- С одной стороны, россказни Ивана Александровича теряют всякую правдоподобность. С другой стороны, слушатели испытывают всё возрастающий страх.
Приведите примеры ремарок, передающих переживания чиновников.
- «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».
- «Городничие и прочие трясутся от страха».
- Городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Каковы средства создания образа Хлестакова? Как враньё характеризует скудость его воображения?
Его преувеличения носят чисто количественный характер: «в семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров».
Из Парижа Хлестаков «выписывает» лишь «суп в кастрюльке», приехавший на пароходе.
Будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора.
В разговоре он перескакивает с одного момента на другой.
Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету?
Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья. Он врёт по вдохновению, завираясь, с лёгкостью выходит из затруднительного положения. Именно враньё освобождает Хлестакова от социальной скованности, жизненной ничтожности.
Найдите фразы, где Хлестаков выдаёт своё истинное положение. Почему этого не замечают чиновники?
- «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже».
- «А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».
Чиновники верят вранью, так как их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза.
«А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».
- Какие интонации звучат в речи Хлестакова, когда он говорит о себе, «петербургском»?
«А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать».
- «Искреннее презрение своему настоящему социальному и «человеческому» положению». (В.В.Набоков)
Найдите фразу, которая отражает жизненные принципы Хлестакова.
- «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Какой фразой Хлестаков даёт себе исчерпывающую характеристику?
- «У меня легкость необыкновенная в мыслях».
Что способствует превращению ничтожного человека в значительное лицо?
- Его подбадривает робость и угодливость чиновников.
Намеренно ли обманывает Хлестаков чиновников?
- Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя играть её. Всё возрастающий страх, затмевающий разум, заставляет принять «сосульку», «тряпку», «вертопраха» за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за ПУСТОТОЙ, МИРАЖОМ.
Что такое «миражная интрига»?
- Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, то есть в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием . Ее развитие обусловлено не только страхом и нелогичностью мышления чиновников, но некими качествами самого Хлестакова.
«Миражная интрига»
Особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворённого их НЕЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ и СТРАХОМ РАСПЛАТЫ.
- Противник фактически отсутствует: тот, кто принят за ревизора, даже сначала не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.
- Тем смешнее усилия городских пройдох улестить мнимого ревизора, понравиться ему, найти с ним общий язык и отвести грозу, нависшую над ними.
Дайте толкование фамилии Хлестакова.
Дайте толкование фамилии Хлестакова.
- «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец. Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай». (В.В. Набоков)
Обратимся вновь к 6 явл.3 действ. Объясните фразу:
«Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.
Обратимся вновь к 6 явл.3 действ. Объясните фразу:
«Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.
Исчезли ли в наше время беззастенчивое, безудержное хвастовство, враньё, легкомысленность, ложь, фразёрство – всё то, что зовётся ХЛЕСТАКОВЩИНОЙ?
« Хлестаков – тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту… делался и делается Хлестаковым» (Н.В.Гоголь)
ХЛЕСТАКОВЩИНА -
«Я везде, везде…», - говорит Хлестаков.
- это бахальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами; стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием..
Сделаем выводы:
- Новаторство Гоголя заключается в том, что он отказывается от жанра комедии с высоким героем.
- В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица.
- Всё возрастающий страх заставляет принять «сосульку, тряпку» за ревизора. Герои устремляются в погоню за пустотой, миражом.