§ 10. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Содержание данного урока акцентирует внимание на изучении экономических проблем в масштабе мирового хозяйства.
При изучении подтемы большое значение имеют внутрикурсовые и межпредметные связи. Это прежде всего опора на полученные в обществоведческих курсах знания: о процессах глобализации, о роли экономики в жизни общества и ее связях с другими сферами общественной жизни, об экономической политике государства, о факторах экономического роста и условиях экономического развития страны, об измерителях и показателях национальной экономики.
Связи с курсом истории предполагают опору на знания об экономическом развитии России и зарубежных стран в XX в., об экономических реформах в нашей стране в 1980—1990-е гг. Связь с курсом географии предполагает опору на знания о международном разделении труда, о размещении производства и об экономических связях, о мировом рынке и т. п.
Основные задачи подтемы: раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства; охарактеризовать как преимущества, так и негативные
стороны внешнеторговой политики государства; содействовать развитию элементарных умений экономического анализа.
Литература в помощь учителю
Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И. Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова (и др). – М.: Просвещение, 2006.
Боголюбов Л.Н. Обществознание: 11 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007.
Баранов П.А. Школьная программа. Обществознание в таблицах. 10 – 11 классы: справочные материалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
Баранов П.А. Обществознание: Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Форма урока: комбинированный, включающие изложение нового учебного материала учителем в сочетании с беседой, работу со схемой, таблицей, организацию работы
с документом, групповую работу по выполнению практических заданий и обсуждение практических выводов.
На изучение данной темы отводится два урока
Первый урок включает школьную лекцию по основным положениям параграфа с акцентом на новые аспекты подтемы; второй урок — изучение документа, выполнение практических заданий из учебного пособия и обсуждение материалов рубрики «Практические выводы».
Изучение темы сопровождается презентацией
План изучения нового материала
Что такое мировая экономика.
Международная торговля.
Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Ход урока:
Начать урок полезно с выявления имеющихся у учащихся знаний о таких разделах экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика. Учитель может предложить старшеклассникам вспомнить определение каждой из частей экономической теории и проиллюстрировать их соответствующим примером.
Можно ожидать следующие ответы учащихся.
Макроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Например, исследование факторов экономического роста или способов борьбы с бедностью, выбор методов обеспечения занятости населения или методов государственного регулирования экономики.
Микроэкономика — часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, условия конкуренции производителей, способы снижения издержек производства.
Обращение к имеющимся знаниям поможет учителю логично подвести учащихся к рассмотрению важнейших положений самостоятельной части экономической науки, изучающей мировую экономику, определить ее место в экономической теории и предмет исследования.
Что такое мировая экономика.
Основная задача изучения первого пункта плана — сформировать понятие «мировая экономика». Учащиеся знакомятся с определением этого понятия в учебном тексте. Полезно будет организовать словарную работу (см. школьный словарь по обществознанию, 10—11 кл. Учащимся предлагается сравнить различные определения и обсудить результаты сравнения.
- Мировая экономика — это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.
В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда, которое предполагает устойчивый международный обмен, или кооперацию.
Мировая экономика характеризуется определенной структурой.
Мировая |
— развитые страны с рыночной экономикой (25 государств) |
— развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства) |
— страны с переходной экономикой (от централизован ной (командной) к рыночной) (28 государств) |
экономика |
Международное разделение труда
Международная специализация
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.
Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Международное разделение труда основывается на международной специализации, которая предполагает наличие пространственного разрыва либо между отдельными стадиями производства, либо между производством и потреблением в международном масштабе, сосредоточение в отдельных странах производства определенных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, предъявляющих спрос на этот товар.
Характеризуя международное разделение труда (МРТ) и предпосылки специализации стран, важно отметить, что первоначально МРТ основывалось на различиях в природно-климатических условиях. С переходом на машинную стадию производства МРТ стало базироваться и на технологической специализации в сфере производства. Предложите учащимся привести собственные примеры (кроме приведенных в учебном тексте) подобной экономически выгодной специализации.
Знакомство с существенными признаками понятия «мировая экономика» уместно дополнить краткой информацией о процессе формирования мирового хозяйства. Учитель напоминает учащимся о том, что мировое хозяйство возникло в середине XIX в. с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу XX в. мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными почти все страны мира.
Затем рассматривается вопрос: какие отношения подразумеваются под международными экономическими отношениями? Учитель акцентирует внимание учащихся на основных составляющих системы международных экономических отношений, которые лишь перечислены в учебном тексте. Эти отношения являются определяющими, сущностными признаками изучаемого понятия «мировая экономика». Они, несомненно, требуют краткой характеристики и дополнительного разъяснения. Учитель может их дать с опорой на схему.
Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.
Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Международные экономические отношения осуществляются в следующих формах.
ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Международные экономические отношения – это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик |
По прогнозам экономистов процесс международного разделения труда будет углубляться, а на его основе опережающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.
Международное движение капиталов — это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания. Участниками этого процесса являются частные и государственные организации и компании. Капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме. Рекомендуем напомнить учащимся, что ссудный капитал приносит владельцу доход в виде процентов по вкладам, кредитам, а предпринимательский капитал — в виде прибыли (см. § 4).
Россия активно участвует в международном движении капитала. Она ежегодно импортирует ссудный капитал, увеличивая свою задолженность перед другими странами и международными организациями. Вместе с тем в последние годы правительство наращивает темпы погашения внешнего долга страны, расходы на обслуживание которого, например, в 2001 г. составляли 15,3% расходов государственного бюджета. Одновременно наша
страна и вывозит капитал (например, экспортирует ссудный капитал в страны СНГ)
Мировой рынок труда— важная составляющая международных экономических отношений. Необходимо подчеркнуть, что свободное Перемещение рабочей силы между странами является одним из условий эффективного развития национальных экономик. Существует экономическая целесообразность и необходимость использования иностранной рабочей силы. Страны и фирмы стремятся снизить издержки производства за счет использования более дешевого труда иностранцев. Для современного мирового рынка труда характерна миграция не только низкоквалифицированных рабочих, но и работников интеллектуального труда— «утечка мозгов». Учащимся предлагается привести примеры подобных миграций, имеющих место в российской действительности.
Уместно поставить вопрос: что теряет или выигрывает страна от эмиграции квалифицированных работников и специалистов?
Можно предположить, что учащиеся отнесут к потерям: затраты, вложенные в подготовку работников; утрату квалифицированных кадров; перспективы развития в будущем. Соответственно к выгодам, например, можно отнести экономию на образовании и научных разработках; возвращение в Россию сотен эмигрантов. Основные тенденции в развитии ' мирового рынка труда: постоянный рост масштабов перемещения рабочей силы; трудовые ресурсы направляются преимущественно из развивающихся стран в развитые.
Мировая валютная система (Валютно – кредитные отношения) — совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты. Она возникла в результате международных соглашений по валютным проблемам. Предметом подобных межгосударственных соглашений являлось согласование таких вопросов, как определение статуса международных платежных средств, установление способов соизмерения валют и принципов формирования валютных курсов, определение правил функционирования мировых валютных рынков и рынка золота.
Международная торговля.
Следующая составляющая международных экономических отношений — международная торговля. Это одна из основных и исторически самых ранних форм мировых экономических отношений. Учитель обращает внимание на усвоение учащимися основных терминов международной торговли: экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Полезна организация словарной работы.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Международная торговля |
Товарами | Услугами |
- Это сфера международных товарно – денежных отношений или совокупность внешней торговли всех стран мира | - Это торговля потребительными стоимостями, преимущественно не имеющими вещественной формы |
Делится на торговлю: - сырьевыми товарами; - машинами и оборудованием; - потребительскими товарами; | Охватывает: - транспорт; - торговлю лицензиями, знаниями; - туризм; посреднические услуги в международной торговле; - финансовые услуги; - информационные услуги и др. |
Сегодня ведущим сегментом мирового товарного рынка является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутриотраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Поставки здесь осуществляются в рамках производственной кооперации. Быстро развивается и торговля услугами в таких нетрадиционных сферах, как банковское, гостиничное и страховое дело, строительство, инженерные услуги, консультирование, реклама, торговые и посреднические операции.
Ряд стран торгует сырьем и несложными видами продукции (к таким странам относятся в основном развивающиеся), что тормозит их развитие. Однако в условиях международного разделения труда и развитой мировой торговли они не лишаются возможности выйти на передовые рубежи, например, Тайвань, Гонконг, Южная Корея. Промышленно развитые страны обычно экспортируют капиталоемкие и высокотехнологичные товары. Между тем экономическая эффективность производства различных товаров в отдельных странах может меняться.
Экспорт (лат. exportare - вывозить) |
Продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке |
Импорт (лат.importere - ввозить) |
Закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке |
Сальдо – (ит. saldo -расчет)торгового баланса – разница между экспортом и импортом за определенный период |
Важным представляется обсуждение различных теорий, объясняющих преимущества международной торговли и возможности всех стран участвовать в международном обмене. Уместно поставить следующие вопросы: 1) Что страны выбирают объектом международного обмена? 2) В чем суть теории абсолютного и сравнительного преимуществ во внешней торговле? 3) Какие товары, производимые в России, позволяют иметь стране абсолютное преимущество в международном обмене?
Анализируя итоги обсуждения вопросов, учитель подводит учащихся к следующему выводу: объектом международной торговли является, как правило, наиболее конкурентоспособная продукция, обладающая лучшими потребительскими свойствами и имеющая более низкие издержки производства.
Положения учебного текста, кратко характеризующие специфику, положительные и отрицательные моменты российской внешней торговли, полезно дополнить информацией о возможных путях улучшения ее структуры. Например, это возможно за счет роста экспорта конкурентоспособной продукции химической, атомной, электротехнической, оборонной промышленности, приборов, судов. Значительную статью доходов может обеспечить продажа космических, транспортных, строительных, туристских услуг. Эта информация позволит подвести учащихся к разговору о необходимости целенаправленной политики государства в области внешней торговли.
Второй урок
3. Государственная политика в области международной торговли.
Основная задача рассмотрения вопроса «Государственная политика в области международной торговли» — сформировать представление о выгодах и потерях страны от выбора той или иной политики в сфере международной торговли.
Государства следуют различной внешнеторговой политике: политике свободной торговли, протекционизма или умеренной торговой политике.
Протекционизм (лат. protectio – покровительство, защита. )
Умеренная торговая политика
Свободная торговля (фритредерство (англ. free trade – свободная торговля
Предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма
Политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли
Внешнеторговая политика государства
Политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов
Формы
Селективный
Отраслевой
Коллективный
Скрытый
Направлен против отдельных стран или отдельных товаров
Защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство
Проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них.
С помощью методов внутренней экономической политики
Большинство стран с переходной экономикой поддерживает протекционистский режим внешней торговли. Среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой, торговый режим которых эксперты оценили как свободный, выделяются Эквадор, Латвия, Литва и Эстония. В 90-е гг. XX в. обозначилась тенденция либерализации торговых режимов и роста числа государств, проводящих умеренную торговую политику.
Закрепить изученный материал поможет организация выполнения практических заданий 1 и 2 к параграфу. Дополнением к ним могут стать высказывания учащихся, сформулированные в процессе обсуждения в классе актуальной проблемной ситуации:
Известно, что результатом либерализации внешней торговли в России стал спад производства в таких сферах экономики, как сельское хозяйство, радиоэлектроника, легкая промышленность, и рост в экспорте доли невозобновляемых ресурсов нефти.
А каковы положительные стороны либерализации?
Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить соответствующий учебный текст и записать свои суждения в столбцы следующей таблицы, форму которой он дает на доске:
Международная торговля и политика государства
Направления экономической политики | Положительные черты | Отрицательные черты |
Свободная торговля | | |
Протекционизм | | |
В большинстве стран основная задача в области внешней торговли заключается в том, чтобы помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке, и ограничить импорт, превратив иностранные товары в менее конкурентоспособные на внутреннем рынке. Достичь этого можно с помощью инструментов государственного регулирования внешней торговли.
Задача для обучающихся: Изучив, соответствующую часть текста параграфа, составить схему: «Методы государственного регулирования внешней торговли».
Обобщить мнения учащихся и закрепить изученный материал учителю поможет организация работы с документом «Выгоды от политики свободной торговли», предложенным в конце параграфа. При обсуждении документа и заданий к нему учителю важно обратить внимание учащихся на то, что ускоренная интеграция бывших социалистических стран с мировыми рынками не только имеет выгоды, но и чревата некоторыми опасностями. Национальные производители, попав в условия непривычно жесткой конкуренции, рискуют не выдержать ее и обанкротиться (примером служит положение на предприятиях российского автопрома, легкой и пищевой промышленности). Между тем государство не всегда может полагаться на импорт товаров, имеющих стратегическое значение (например, продовольствие). Во временной защите от иностранной конкуренции нуждаются новые отрасли национального производства, чтобы иметь возможность развиться и стать конкурентоспособными. Потенциальные опасности побуждают Правительство России не отказываться от использования различных методов протекционистской политики.
В завершение обсуждения данного вопроса учащиеся подводятся к следующему выводу: каждая страна должна найти наиболее выгодное для себя место в системе международных экономических отношений в зависимости от так называемых сравнительных преимуществ, уникальных для каждой отдельной страны.
4. Глобальные проблемы экономики.
При рассмотрении последнего пункта плана необходимо опереться на имеющиеся знания учащихся о глобальных проблемах общественного развития, причинах и последствиях процесса глобализации. Основная задача — рассмотреть процесс глобализации во взаимосвязи с развитием мирового хозяйства.
Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция (лат. integratio — восстановление, восполнение) — это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Типы экономической интеграции | Преференциальные (от лат. praefarre — предпочитать) торговые соглашения, предполагающие снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран |
Зоны свободной торговли, предполагающие взаимную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам |
Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режима относительно третьих стран |
Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осуществляется согласование экономической политики |
Экономические союзы, в которых происходит унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду |
В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:
Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 европейских стран.
НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле с участием США, Канады и Мексики.
АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
В основе функционирования мировой экономики лежит валютно-финансовая система.
Международная валютно-финансовая система — это закрепленная международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
| Структура международной валютно-финансовой системы | |
| | | | | | | |
Валютные отношения по поводу условий обращения и взаимной конвертируемости национальных валют, механизмов регулирования валютных курсов | | Финансовые отношения, которые охватывают международные финансовые рынки и механизмы торговли валютой, ценными бумагами, кредитами | | Экономические отношения, складывающиеся в процессе международных расчетов, выражаются в платежных балансах страны |
| | | | | | | |
Международный финансовый рынок | Международный валютный рынок |
Рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне | Сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки |
Международный финансовый рынок включает рынок капитала и денежный рынок.
| Международный финансовый рынок | |
| | | |
| | |
Рынок капитала | | Денежный рынок |
Средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги | | Краткосрочные кредиты- ценные бумаги и т. п. |
| | |
|
| Деятельность регулируйте международные валютно-кредитные организации | |
• Международный валютный фонд (МВФ) • Международный банк реконструкции и развития (МБРР) • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. |
Центральное место во внешних экономических связях принадлежит международному движению капитала. Основными заемщиками финансовых средств сегодня являются США и Великобритания. Япония и Германия выступают чистыми кредиторами.
Движение капитала может осуществляться в форме прямых и портфельных инвестиций, внутрифирменных потоков в рамках транснациональных корпораций (ТНК), предоставления кредитов, государственных займов, создания совместных предприятий и т. д.
Чтобы страны могли осуществлять взаимные операции на мировом рынке, их национальные денежные единицы должны быть приведены в определенное соответствие. Это достигается посредством международного валютного рынка, на котором действуют те же законы, что и на товарном рынке, и прежде всего законы спроса и предложения.
Появление рынка евровалют и ценных бумаг отражает тенденцию к растущей интернационализации финансовой системы.
Закрепление: обсуждение рубрики «Практические выводы».
Домашнее задание: § 10, вопросы для самопроверки, задания 1, 2, 3; рубрика «Мысли мудрых» - написать ЭССЭ «Великие нации никогда не беднеют из – за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти».
А. Смит (1723-1790),шотландский экономист и философ.
10