СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. (урок истории в 11 классе)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по всеобщей истории в 11 классе. В архиве находятся конспект урока и презентация. Видео данного урока находятся на YouTube-канале.

Просмотр содержимого документа
«Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.»

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ.

Цели:

рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;

познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;

оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;

изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США;

познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;

показать роль Народного Фронта во Франции.

Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

Задачи:

развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;

сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;

формулировать выводы и обобщения;

формирование навыков работы с текстом, документами;

развитие навыков самостоятельной работы;

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.

ПЛАН УРОКА

Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны

Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Экономический кризис в США.

Выход из кризиса в США.

Экономический кризис в Великобритании и Франции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.

1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий. Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)

1) Особенности развития государств после 1 мировой войны

Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:

В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.

Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно - в Германии.

Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.

США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

Факты, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.

рост уровня жизни населения

доля США в промышленном производстве в мире – 48%

производительность труда выросла на 43%

развитие автомобилестроения.

Развитие биржи

2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Рассказ учителя:

Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.

На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

Причины кризиса:

После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.

Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)

1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.

Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису. Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.

3) Экономический кризис в США

ЗАДАНИЕ 2.

Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).

Обвал курса акций и разорение владельцев акций

Банкротство банков и промышленных предприятий

Безработица – массовое явление

Разорение фермеров и крестьян

Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%

США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.

Уровень мировой торговли сократился на две трети

Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.

Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.

4) Выход из кризиса в США

ЗАДАНИЕ 3.

Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:

1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .

2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

Финансовые

Экономические

Социальные

Временное закрытие всех банков

На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

Усиление государственного контроля в банковской сфере.

Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

Ограничивались спекуляции на бирже.

“Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

“Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

“Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

Организовывались общественные работы



4) Итоги “Нового Курса”

в экономике возросла регулирующая роль государства

кризис удалось преодолеть

улучшение жизни трудящихся

в 1939 г. Новый курс прекращен.

5) Экономический кризис в Великобритании и Франции

ЗАДАНИЕ 4

1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

Страна

Особенности проявления кризиса

Меры, предпринятые для преодоления кризиса

Великобритания

страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

пик кризиса – 1932 г.

начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

Протекционистские меры по защите английской экономики.

Франция

Кризис – более поздний. 1931 – 1935 гг.

Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

Под контроль государства поставлен французский банк,

Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

Запрет фашистских организаций.

В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.



IV. Домашнее задание.

Ответьте на вопрос:

1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”

Просмотр содержимого презентации
«11 кл ВИ»

ТЕСТ «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»   1. Когда началась первая мировая война? А) 1914 б) 1915 в)1907 г)1916 2. Сколько стран принимало участие в первой мировой войне? А) 32 б) 25 в) 38 г) 20 3. Когда Россия вышла из первой мировой войны? А) 1916 Б) 1918 В) 1919 Г) 1920 4. Когда к войне присоединились США? А) 1914 б) 1916 в) 1915 г) 1917

ТЕСТ «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

  • 1. Когда началась первая мировая война?

А) 1914 б) 1915 в)1907 г)1916

  • 2. Сколько стран принимало участие в первой мировой войне?

А) 32 б) 25 в) 38 г) 20

  • 3. Когда Россия вышла из первой мировой войны?

А) 1916 Б) 1918 В) 1919 Г) 1920

  • 4. Когда к войне присоединились США?

А) 1914 б) 1916 в) 1915 г) 1917

ТЕСТ «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»   6.Когда Германия объявила войну России А) 1 августа 1914 г. Б) 9 ноября 1915 г. В) Апрель 1914 г. Г) 29 июля 1915 г. 7. Когда впервые было применено газовое оружие А) Сентябрь 1914 Б) Апрель 1915 В) Декабрь 1916 Г) Июль 1917 8. Кем впервые было применено газовое оружие А) Османская Империя Б) Франция В) Япония Г) Германия 9. Верденская мясорубка произошла в: А) 1915 Б) 1918 В) 1916 Г) 1917

ТЕСТ «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

  • 6.Когда Германия объявила войну России

А) 1 августа 1914 г. Б) 9 ноября 1915 г. В) Апрель 1914 г. Г) 29 июля 1915 г.

  • 7. Когда впервые было применено газовое оружие

А) Сентябрь 1914 Б) Апрель 1915 В) Декабрь 1916 Г) Июль 1917

  • 8. Кем впервые было применено газовое оружие

А) Османская Империя Б) Франция В) Япония Г) Германия

  • 9. Верденская мясорубка произошла в:

А) 1915 Б) 1918 В) 1916 Г) 1917

  • 10. План Германии по ведению войны носил название _________
ЭПОХА «ПРОЦВЕТАНИЯ НА ЗАПАДЕ» Генри Форд изобрел конвейер, позволивший сделать производство автомобилей массовым и дешевым. Наружная реклама США 20-е гг.

ЭПОХА «ПРОЦВЕТАНИЯ НА ЗАПАДЕ»

Генри Форд изобрел конвейер, позволивший сделать производство автомобилей массовым и дешевым.

Наружная реклама

США 20-е гг.

В США РАЗВИВАЛИСЬ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДМЕТОВ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА Состоятельные семьи пользовались радиоприемниками, холодильниками

В США РАЗВИВАЛИСЬ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДМЕТОВ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА

Состоятельные семьи пользовались радиоприемниками,

холодильниками

ФАКТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ БУРНОЕ РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ФАКТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ БУРНОЕ РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

  • рост уровня жизни населения
  • доля США в промышленном производстве в мире – 48%
  • производительность труда выросла на 43%
  • развитие автомобилестроения
  • развитие биржи
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ СОПРОВОЖДАЛОСЬ БУРНЫМ РОСТОМ СТОИМОСТИ АКЦИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ СОПРОВОЖДАЛОСЬ БУРНЫМ РОСТОМ СТОИМОСТИ АКЦИЙ

  • многие американцы вкладывали деньги в ценные бумаги
  • игра на бирже представляла собой чистую спекуляцию
  • создавались финансовые «пирамиды», которые рано или поздно должны были рухнуть
ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ОКТЯБРЬ 1929 Г.)

ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ОКТЯБРЬ 1929 Г.)

  • В октябре 1929 г. произошел обвал на Нью-Йоркской фондовой бирже, приведший к банкротству владельцев акций. Так начался финансовый кризис, вскоре ставший мировым, он отразился на промышленности, с/х, общественной жизни. Остановилось производство, обанкротились банки, волна безработицы захлестнула миллионы людей.
ПРИЧИНЫ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ

ПРИЧИНЫ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ

  • Нерегулируемое развитие мирового рынка (биржевые спекуляции приносили б о льшую прибыль, чем вложения в производство: банки выпускали акции, которые не были обеспечены реальным производством)
  • Низкая покупательная способность населения
  • Новые явления: мафия, теневая экономика
  • Неконтролируемые спрос и предложение затоваривание уничтожение товаров сокращение объёмов производства рост безработицы.
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ разрыв между размерами производства и возможностями потребления, с одной стороны, и между производством и искусственно возросшим финансовым капиталом,  с другой Толпы безработных перед зданием биржи на Уолл -стрит

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ

  • разрыв между размерами производства и возможностями потребления, с одной стороны, и между производством и искусственно возросшим финансовым капиталом,

с другой

Толпы безработных перед зданием биржи на Уолл -стрит

США 1929-1933 Г.Г. За годы кризиса США оказалась отброшенной на уровень 1905-1906 годов Очередь за бесплатным супом

США 1929-1933 Г.Г.

За годы кризиса США оказалась отброшенной на уровень 1905-1906 годов

Очередь за бесплатным супом

  • производство в обрабатывающей промышленности упало более чем на 53%
  • производство машин сократилось на 80%
  • источников дохода лишились 34 млн. человек
  • сократилось поступление налогов, социальная сфера пришла в полное расстройство
ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА В США Меры Гувера малоэффективны Президент-республиканец Г. Гувер

ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА В США

Меры Гувера малоэффективны

Президент-республиканец Г. Гувер

  • государство не оказывало никакой помощи попавшим в беду людям
  • президент призывал предпринимателей, благотворительные организации и местные власти поддерживать неимущих
  • такая позиция вызвала массовое движение протеста
ДЕМОНСТРАЦИИ И МИТИНГИ В 1932 году состоялся поход безработных на Вашингтон, который был разогнан войсками .

ДЕМОНСТРАЦИИ И МИТИНГИ

В 1932 году состоялся поход безработных на Вашингтон, который был разогнан войсками .

В 1932 ГОДУ ПОБЕДУ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ ОДЕРЖАЛ КАНДИДАТ ОТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ  ФРАНКЛИН РУЗВЕЛЬТ  ЕГО ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ СОВПАЛО С АПОГЕЕМ КРИЗИСА.

В 1932 ГОДУ ПОБЕДУ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ ОДЕРЖАЛ КАНДИДАТ ОТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ФРАНКЛИН РУЗВЕЛЬТ ЕГО ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ СОВПАЛО С АПОГЕЕМ КРИЗИСА.

«НОВЫЙ КУРС» РУЗВЕЛЬТА – КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

«НОВЫЙ КУРС» РУЗВЕЛЬТА – КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

  • Активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферы (широкая помощь безработным и малообеспеченным; общественные работы, пенсии, пособия по безработице);
  • Оздоровление банковской системы (аудит банков, стабилизация банковской системы, гос. контроль над золотом);
  • «Закон о восстановлении национальной промышленности» (кодексы «честной конкуренции», установление min зарплаты и max продолжительности рабочего дня);
  • «Закон о регулировании с/х»; (льготы для фермеров по выплате долгов, кредиты)
  • «Закон о трудовых отношениях»;
  • Отмена «сухого закона», борьба с мафией
ОСНОВНОЙ ИТОГ

ОСНОВНОЙ ИТОГ

  • В американской экономике возросла регулирующая роль государства;
  • Кризис удалось преодолеть;
  • Социальные реформы способствовали улучшению жизни трудящихся
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Политическая сфера Экономическая сфера Падение авторитета правительств и их частая смена Антиправительственные настроения Рост влияния радикальных политических партий Социальная сфера

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Политическая сфера

Экономическая сфера

  • Падение авторитета правительств и их частая смена
  • Антиправительственные настроения
  • Рост влияния радикальных политических партий

Социальная сфера

  • Массовое закрытие промышленных предприятий
  • Разорение банков
  • Инфляция
  • Уничтожение части продукции пром-ти и с/х
  • Массовая безработица
  • Резкое понижение уровня жизни населения
РЕФОРМЫ «НОВОГО КУРСА»

РЕФОРМЫ «НОВОГО КУРСА»


Скачать

© 2017 29005 621

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!