СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Миры олонхо" . Якутский народный героический эпос в произведениях Тимофея Андреевича Степанова.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

К Национальному Дню олонхо, 25 ноября, я подготовила материал для выставки "Миры Олонхо" в произведениях "певца олонхо" - якутского художника Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий, олонхо и верований народа Саха.

Тимофей Андреевич Степанов (1943-2005) - живописец, реставратор, народный художник Якутии. Родился 22 ноября 1943г. в п. Кюндяя Сунтарского улуса. В 1968г. окончил Якутское художественное училище, после чего два года работал в сувенирном цехе фабрики "Сардаана".

В 1977 г. окончил реставраторское отделение живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. По окончании его до конца жизни работал в Национальном художественном музее РС (Я) в качестве художника-реставратора, с 1995 г. - зав. реставрационной мастерской.

Параллельно идет напряженная творческая работа над созданием картин на тему якутского эпоса, фольклора, верований и религии, чем он увлекся с юношеских лет. С его именем связано возрождение интереса к древней национальной культуре саха в начале 1980-х годов. За 20 лет творческой деятельности он создал сотни больших полотен, составляющих серии картин, преломляющих в живописном варианте героический эпос - олонхо, шаманизм и христианство, проблемы экологии. Неудержимый полет фантазии при своеобразном изобразительном мышлении художника делает его произведения уникальными.

Художник создал тридцать крупномасштабных композиций серии «Якутский героический эпос – Олонхо» (1979-1997) . Самые известные картины из этой серии: «Страна олонхо», «Миры олонхо с мировым деревом», «Верхний мир», «Средний мир», «Главные герои олонхо», «Юность главных героев олонхо». 

 

Просмотр содержимого документа
«"Миры олонхо" . Якутский народный героический эпос в произведениях Тимофея Андреевича Степанова.»























































































































































































































































































































































































































































































































































1 «Страна Олонхо» . В картине "Страна олонхо" (1982) Т.Степанов яркими, красочными тонами сумел передать очарование волшебной страны, созданной в стародавние времена, когда люди еще не разделились на племена. За жизнью Земли Олонхо сверху, сквозь облака наблюдают три апостола. И вправду раздольная широкая земля предоставлена богатырю, ему есть где показать свою удаль и силу. Вдалеке раскинуло свои ветви цветущее древо Аал Луук Мас. К нему ведут апостолов девушки-стерхи.

2. . "Средний мир" - Средний мир - страна, где нашли пристанище люди айыы. Народ саха обрел в нем счастье. Богатыри олонхо, победив в ожесточенном сражении своих врагов, возвратились в свои родные места, поставили большую коновязь Аар Багах и празднуют ысыах. "Средний мир" показывает картины празднования ысыаха- национальный праздник встречи лета.  В центре ритуал исполнения алгыса- благословение божествам. Средний мир- это греза художника о золотом веке и торжестве добра. Сцены полотна посвящены эпизодам праздника: спортивные состязания, музыкальные конкурсы, кумысопитие. Художник любовно выписывает детали национальной одежды, посуды- от стройного чорона до плоского кытыйа и берестяного туеса с ягодой. А над всем этим миром благословение свыше- потоки солнечных лучей, в которых парят священные птицы народа саха - стерхи. Передать атмосферу праздника помогает колорит, построенный на сочетаниях зеленых, желтых, красных, голубых тонов. В центре представлен ритуал исполнения алгыса – благословения божествам и главные герои олонхо – Нюргун Боотур, Айталы Куо, Урун Уолан, Туйаарыма Куо и их родители.

3. "Главные герои олонхо". Левую сторону полотна заняли темные силы, правую сторону - светлые. На переднем плане - Сэркээн Сэсэн, над зажженным им костром - Хозяин Огня - Бырджа Бытык Хатан Тэмиэрийэ. Чуть поодаль расположился Хозяин дремучей тайги Барылах Баай Байанай со своим зверьем и птицами. На левой стороне - предводитель Нижнего мира Арсан Дуолай Буор Маналай со своей женой. На центральном плане изображены две противоборствующие стороны - племя абаасы и богатыри айыы в окружении своих подданных, друзей, удаганок.

4. "Верхний мир". Здесь изображен весь якутский "Олимп", здесь боги рока и судьбы. В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира - Юрюнг Айыы тойон, наблюдающий за происходящим во всех трех мирах. Поэтому на его суд доставлены богатыри нижнего и среднего мира. Летописец Верхнего мира Длинный Джурантай ведет запись будущих событий на восьмигранном столбе на котором написаны судьбы каждого. Цветовое решение картины основано на золотисто-желтых тонах, символизируя солнечный свет.

5. - Аал Луук Мас, - исполинское родовое священное дерево, выросшее во владениях богатыря Среднего мира. Ветви его доходят до неба. Это дерево - жилище хозяйки земли Аан Алахчин Хотун, и поэтому вокруг него царят вечные весна и лето,  и никогда не бывает холодных дней. Оно имеет целебные свойства, поэтому люди и животные, оказавшись возле Дерева Жизни, преображаются. Те, кто страдали от болезней, исцеляются, древо дает хромому ноги, слепому возвращает зрение, у горбатого исчезает горб, к старику возвращается молодость, молодые постоянно здоровы, полны сил.

6. "Миры олонхо с мировым деревом" . Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего). Центр Вселенной - Средний мир. На Средний мир приходятся его основные ветви. Ствол Древа Жизни, проходя через девять небес, доходит до владений Юрюнг Айыы Тойона и превращается в восьмигранную алтан коновязь - сэргэ. Древо Жизни - жилище Аан Алахчин Хотун. Ее охраняет хозяин четвертого неба Хомпоруун Хотой Айыы. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун совета, благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока.  В долине выводят свой танец стерхи, духи цветов, трав, деревьев - эрэкэ-дьэрэкэ, рогатый скот, табуны лошадей, радостная победа доброго богатыря - все это картины жизни Среднего мира. В Верхнем мире, где обитают божества айыы, всегда светло, лучезарно. В Нижнем мире протекает жизнь абаасы.

7. "Юность главных героев олонхо". Юношу с Девушкой спустили с Верхнего мира в Средний для того, чтобы они продолжили род человеческий - Юноша должен стать защитником Среднего мира, Девушка должна дать жизнь народу саха. Видно, что они выросли вместе в детских играх и веселье. Вдруг раздается гром среди ясного неба. Настала пора, когда спускаются жители Верхнего и поднимаются существа Нижнего миров. Девушка напугана, а Юноша готовится к отпору.

9. "Кюн куо" (Девушка-Солнце) -  это собирательный образ девушки Айыы в олонхо, из-за которой борются богатыри. Героини олонхо идеализируются как воплощение женственности, красоты и человеческой доброты: "Прекрасная Айталын Куо, белая, как горностай, в одеянии драгоценном своем засверкала огнем девяти лучей. Улыбаются алые губы ее, белеют зубы ее, брови, как два камчатских бобра, изгибаются темной дугой; черные играют глаза, пламенеют живым огнем; румянец у ней земляники нежней на золотых щеках. О таких красавицах в старину пели, бывало, певцы. Сквозь меха драгоценных одежд несравненные очертанья видны нежного тела ее; светятся сквозь нежную плоть стройные кости ее; видно сквозь тонкие кости ее, как из сустава в сустав переливается мозг: -  так прославляли ее красоту древние олонхосуты - певцы в солнечных трех мирах".

10. «Нижний мир», триптих «Ысыах» из серии «Якутский героический эпос олонхо», (1980)



11. «Состязание» из триптиха «Гимн коню».

12. «Финал» из серии «Миры олонхо»

Финал. Богатырь олонхо Нюргун Боотур Стремительный – победитель сражения.

13. Арсан Дуолай из серии «Миры олонхо»

В нижнем мире живут абаасы, главный из которых Арсан Дуолай. Абаасы имеют облик человека ростом в лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Они искушают людей, подбивают их на преступления, насылают на них бедствия и болезни. Многие из абаасы могут лишить людей рассудка. Они питаются душами животных и людей.

14. Богатырь Нюргун Боотур Стремительный, пролетая над Огненным океаном, настиг сына абаасы на его трехглавом драконе.
Размахнувшись острым мечом, он хочет обезглавить сына абаасы, но тот, применив свои чары, исчезает, а вместо него лишается всех своих трех голов дракон и падает в горящий океан.
Но перед тем, как сгинуть с лица земли, он выбрасывает своих отродий – всякую нечисть, которая тут же находит укрытия, заползает под камни.
Когда-нибудь они вырастут, наберутся сил и станут верой и правдой служить племени абаасы, как служил и их создатель.
Нюргун Боотура сопровождает Илбис Хаан в облике сокола.

15. «Ярость» из триптиха «Гимн коню» из серии «Миры олонхо» (1988) Конь Среднего мира красной масти, конь Верхнего мира – черной. Через их поединок изображено противоборство двух миров.