СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мистика в жизни и творчестве Н. В. Гоголя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена изучению мистики в жизни и творчестве Н. В. Гоголя

Просмотр содержимого документа
«Мистика в жизни и творчестве Н. В. Гоголя»









































Оглавление:

1.

Введение………………………………………………………………………………..

3

2.

I. Мистика в жизни и смерти Н.В. Гоголя



§1. Место мистики в жизни Н.В. Гоголя……………………………………………

5


§2. Загадка смерти Н.В. Гоголя……………………………………………………...

8


II. Фольклор как источник мистических образов в творчестве Гоголя…………..

11

3.

Заключение…………………………………………………………………………….

15

4.

Библиографический список…………………………………………………………..

16

5.

Приложение……………………………………………………………………………

17




















Введение

В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную, чем Гоголь. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистики и верил, что черт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и черта не гневи». Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом литераторе. О таинственности этого человека до сих пор ходят слухи, а некоторые его произведения могут посоперничать с современными фантастическими рассказами.

Данную тему разрабатывали многие ученые, в том числе В.Б. Соколов, Е. Добин, А.Н. Кожин. Однако нельзя сказать, что проблема освещена полностью.

Кто же он? Гений, опередивший своё время, или простой сумасшедший? Почему его произведения полны мистики?

Актуальность исследования. Мистические мотивы имеют широкое распространение в русской классической, а также современной литературе. Именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся с частыми обращениями к мистическим мотивам, и примером этому может служить его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и каждый писатель, переосмысливающий в ходе творческой работы первоначальный материал, взятый за основу, Гоголь не просто переносит на бумагу народные сказания (хотя и сам писатель утверждал, что не изменял малороссийского предания), но создает на их основе – и на основе виденной им реальности – новое, истинно художественное произведение.

В данной работе мы поставили цель:

  • изучить материал о жизни и творчестве Н.В. Гоголя,

  • выяснить место мистики в его жизни,

  • рассмотреть специфику мистических мотивов в произведениях писателя.

Для этого мы выдвинули следующие задачи:

  • изучить теоретические и историко-литературные работы по теме;

  • исследовать причины введения мистической линии в произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания;

  • сопоставить литературные мистические образы, созданные Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявить сходства.

Исследовательскими методами стали историко-генетический, индуктивный и метод интерпретации.

Объект исследования – отдельные повести из сборников повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

Предмет исследования – место мистики в жизни Н.В. Гоголя, специфика мистических мотивов в произведениях писателя.





























  1. Мистика в жизни и смерти Н.В. Гоголя

§1. Место мистики в жизни Н.В. Гоголя.

О Н.В. Гоголе писали лучшие умы России, но понять и разгадать его тайну, загадку, так никому и не удалось: было очень много «частных заметок» и почти полное отсутствие исчерпывающих разгадок.

Вот как писал русский религиозный философ и литературный критик Константин Мочульский: «Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу».

Загадочностью отмечен, прежде всего, жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов.

С одной стороны, можно сказать, что родители Гоголя были вполне обычные люди – добрые, набожные, в меру образованные, любили друг друга и жили в мире и согласии. А с другой стороны, они были совершенно необыкновенными!

История женитьбы Василия Гоголя на Марии Ивановне Косяровской была овеяна мистикой. Еще мальчиком Василий Гоголь ездил с матушкой на богомолье в Харьковскую губернию, там был чудесный образ Божьей матери. Оставшись ночевать, он увидел во сне этот храм и небесную царицу, которая предрекла его судьбу: « Ты будешь одержим многими болезнями (и точно, он страдал многими недугами), но все пройдет, ты выздоровеешь, женишься и вот твоя жена». Выговорив эти слова, она подняла вверх руку, и он увидел у ее ног маленькое дитя, сидящее на полу, черты которого врезались в его памяти.

Дома Василий забыл сон. Родители его, не имея тогда церкви, ездили в местечко Ярески. Там он увидел у кормилицы на руках дитя семи месяцев, он взглянул на него и остановился от удивления: ему вспомнились те самые черты ребенка, которые он увидел во сне.

Никому не рассказав об этом, он начал наблюдать за девочкой, забавлял игрушками. Спустя тринадцать лет, он увидел тот же сон, и в том же храме отворились ворота, и вышла девица красоты необыкновенной и, показав рукой в левую сторону, сказала: «Вот твоя невеста!». Он увидел девочку в белом платьице с теми же чертами лица. Через короткое время Василий Гоголь посватался к тринадцатилетней Марии Косяровской.

История рождения Николая Васильевича Гоголя так же загадочна, как и его смерть. Его биографы сегодня говорят о том, что писатель появился на свет благодаря молитвам матери.

Мария Гоголь-Яновская верила, что над родом Гоголей висит проклятье, ведь все мальчики, которые должны были появиться на свет, умирали практически сразу после рождения. Когда женщина окончательно отчаялась родить наследника, диканьские казаки посоветовали ей сходить в местную церковь – Никольскую и поклониться там иконе Николая Чудотворца. Гоголь-Яновская прислушалась к совету и стала посещать эту церковь. Она пешком приходила сюда к образу Святителя Николая и вымаливала рождение сына.

С появлением иконы Святителя Николая в Диканьке связывают такую легенду. Якобы местные жители обнаружили ее в лесу, лежащей на пне. Образ отнесли в местную церковь, но там икона пробыла недолго - загадочно исчезла. А потом ее снова нашли на том же самом пне. Тогда селяне решили построить на этом месте церковь, которая стоит там и ныне. В честь этой церкви и чудотворной иконы она назвала мальчика.

Очень рано мать стала приводить Николая в церковь. Поначалу он испытывал только скуку, с отвращением перенося запах ладана. Но однажды, присмотревшись к росписи, изображавшей рай и ад, он попросил мать рассказать ему о Страшном суде. Она поведала мальчику о гибели мира и Страшном Суде, об адских муках грешников. У Гоголя с детства укоренился в сознании страх перед "загробной жизнью".

Мать наставляла, что необходимо соблюдать нравственную чистоту во имя спасения. Особенно запомнились и произвели впечатление на ребенка рассказы о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». С тех пор Гоголь постоянно жил «под террором загробного воздаяния». А образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному подъему и нравственному росту, к самоусовершенствованию. Перед смертью при дрожащем свете ночника искал с тоской и ужасом Гоголь эту лестницу, громко закричав: «Лестницу, поскорей давай лестницу!»

Видимо, от подобных рассказов приключилась и пренеприятнейшая история с кошкой: «Я прижался к уголку дивана и среди полной тишины прислушивался в стуку длинного маятника старинных стенных часов… Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, зелёные глаза искрились недобрым светом…».1 Очень страшная это была кошка, так что маленький Николай схватил её, выбежал в сад, выбросил кошку в пруд и шестом стал ее топить. А когда кошка утонула, ему показалось, что он утопил человека, он горько плакал, признался в проступке отцу. Василий Афанасьевич высек сына. Только тогда Гоголь успокоился.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к мистической созерцательности и богобоязненную религиозность. В глубокой тишине ему мерещилось, что он слышал загробные голоса, которые взывали к нему, леденя душу. «Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, - описал Гоголь эти детские ощущения в «Старосветских помещиках», - который простолюдины объясняют так: что душа истосковалась за человеком и призывает его; после которого следует неминуемо смерть. Признаюсь, мне всегда страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве я часто его слышал: иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносил мое имя… Я обыкновенно тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада, и тогда только успокаивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек, вид которого изгонял эту страшную сердечную пустыню».

На воображение мальчика повлияли в детстве и хранившиеся в народе верования в домовых, ведьм, водяных и русалок. Таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

Внутренний душевный мир Гоголя был очень сложен и противоречив. Он знал, что некоторые из его сотоварищей считают его уродом, маленьким, тщедушным, безобразным, непричесанным и неопрятным. Он не мог не быть ранимым от проделок товарищей. Безобидные насмешки мучили его ночи напролет. Осознание своей ущербности унижало его, но вместе с тем стимулировало к тому, чтобы возвысится до удачи и достоинства.

Он никогда никому не открывался в своих стремлениях, планах – житейских и тем более - творческих. Ему нравилось мистифицировать друзей и вводить в заблуждение относительно своих, даже самых невинных намерений. Любая удачная мистификация доставляла ему величайшую радость.

Во всех малейших событиях жизни он усматривал Божью волю. Грубый окрик в классе, плохая отметка, насморк рассматривалось им как сверхъестественное внимание. Его мучили необъяснимые предчувствия, заставлявшие повиноваться Божественной воле.

§2. Загадка смерти Н.В. Гоголя.

В июне 1903 г. писатель А. Мошин записал в доме Гоголей рассказ сестры писателя Ольги Васильевны. До некоторой степени он проливает свет на загадки биографии автора "Мертвых душ". Интересно, что она - последний ребенок в семье - родилась в один день со своим единственным братом - первым из выживших в семье детей. "Холода он очень боялся. В последний раз он уехал отсюда с намерением прожить зиму в Риме, но заехал в Москву, там друзья стали упрашивать его остаться, пожить в России, не ездить в Рим. Брат очень отговаривался, все повторял, что ему вредны морозы... А над ним подшучивали, уверяли его, что все это ему так представляется, что отлично он перенесет зиму в России. Уговорили брата... Он остался и умер.

Потом старший мой сын умер. Тогда нам стал невыносим наш старый дом... Есть в народе такое поверье: если строящий дом подрядчик рассердится на хозяина и если "заложит дом на его голову", то несчастья тяготеют над тем домом. В нашей семье все мужчины умирали... Мы решили, что проклятый этот дом, и срыли его, а новый построили, хотя и рядом почти с прежним, но все же на другом месте. И вот какое странное было явление после того, как разрушили старый дом. Под Светлый праздник Пасхи наша горничная отпросилась пойти к своим родным, собралась уходить, но легла отдохнуть на минутку и крепко заснула. А когда проснулась, рассказала нам, что видела сон: будто бы старый, прежний дом был цел, и она там была, и видела в том доме много мужчин, только одних мужчин, ни одной женщины. И стала она рассказывать нам, кого видела. Назвала моего умершего сына, моего брата, отца... "А еще, - говорит, - видела мужчину с черной бородой", и другие приметы стала говорить. Мы узнали по ее рассказу нашего умершего дядю, которого она никогда не видела и не знала. Также она рассказала нам и о других наших умерших мужчинах-родственниках, которых видела в этом сне, но которых она никогда не знала..."

Ни для кого не секрет, что где- то с 1839 года у Николая Васильевича начинается прогрессирующие ухудшение состояния физического и душевного здоровья. Кроме физических проявлений его недуга на поверхность начали всплывать расстройства разума писателя. В 1845 году Гоголь сжег несколько глав рукописи «Мертвых душ». В те времена ходили слухи о его религиозном помешательстве. Тогда же он попал под влияние секты "Мучеников Ада". Немного позже Гоголь нашел в себе силы, чтобы отправиться в Иерусалим к Гробу Господнему. Но эта поездка не принесла ему душевного облегчения. Нередко у Гоголя вызывал панику страх быть погребенным живым. На основе этого родилась легенда, что когда стали перезахоранивать останки Гоголя, крышка его гроба была исцарапанной изнутри, как будто его похоронили живым. Но это не нашло никаких научных подтверждений. При вскрытии гроба писателя обнаружилось, что в нем нет черепа.

Достоверно известно, что после захоронения некто писатель А. Иванов поехал в Ленинград, прихватив в качестве «сувенира» ребро скелета Гоголя. Там он пришел к друзьям, повесил пальто в прихожей (он проверил, что во внутреннем кармане лежало, завернутое в старую газету, ребро). В разговоре намекнул приятелям, что обладает уникальной вещицей. Они попросили показать. Иванов вышел в прихожую, полез в карман пальто… и ребра там не оказалось! Кроме троих друзей, из залы не выходивших, и его самого в доме никого не было, двери на засовах. А через неделю расхититель могил Иванов внезапно умер от неизвестного приступа дикого жара и потери пульса.

Еще один любитель «сувениров на память», писатель И.Малышкин, утащивший фольгу из украшений гроба, не прожил после этого и месяца — в состоянии депрессии он повесился на чердаке здания Союза писателей СССР. Директор кладбища С. Аракчеев, снявший с костей скелета Гоголя сапоги из желтой кожи, тронулся умом: каждую ночь ему снились эти сапоги и Гоголь, из мрака грозивший ему пальцем; сапоги оживали и душили вора.

Но куда же подевалась голова, то есть череп Гоголя?! В ходе секретного расследования всплывает имя известного московского коллекционера, миллионера Алексея Бахрушина. Ради страсти к театральным реликвиям этот человек был готов буквально на все. Он-то и решился на святотатство: за хорошие деньги кто-то из могильщиков украл для Бахрушина бесценный раритет. Вместилище гоголевского разума украсили лавровым венцом из серебра и поместили в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Слухи о невероятной бахрушинской реликвии поползли по Москве и достигли ушей внучатого племянника Гоголя – лейтенанта российского императорского флота Яновского. Яновский явился к Бахрушину и потребовал выдать ему череп. Бахрушин, человек не робкого десятка, все же посчитал за благо расстаться с опасной реликвией. Есть и другая версия: якобы, после появления в коллекции Бахрушина черепа Гоголя, у коллекционера начались крупные неприятности в делах и в семье, и Бахрушин, связав их с черепом, решил, что пора бы избавиться от «экспоната». А тут и дальний родственник покойного Гоголя подвернулся.

Так или иначе, Яновский увез ларец в Севастополь, на корабль, где служил. Предстоял поход в Италию, и лейтенант рассчитывал посетить там русское посольство и предать череп Гоголя земле Италии, которую тот любил, считая Рим второй родиной. Однако поход по ряду причин не состоялся, и Яновский вручил ларец командиру одного из итальянских миноносцев, капитану Боргезе, с просьбой передать его русскому консулу.

Однако задуманному не суждено было сбыться. Весной 1911 года капитан на долго ушел в море, а его младший брат, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку, прихватив с собою череп, чтобы во время движения поезда в темном тоннеле попугать им друзей. Перед въездом в тоннель пассажирами овладела непонятная паника, во время которой Боргезе-младший решил прыгнуть с подножки поезда.

Он-то и рассказал потом репортерам и о странном белом облаке, поглотившем злосчастный состав, и о безотчетном ужасе, объявшем туристов, и о палисандровом ларце, взятом на время из кабинета брата. Никаких внятных объяснений произошедшему не нашлось, и правительство решило замуровать тоннель. Согласно этой версии, голова Гоголя до сих пор странствует в поезде-призраке, появившемся после исчезновения Римского экспресса. Разумеется, исследователи далеки от мысли о том, что присутствие палисандрового футляра в одном из вагонов как-то направляет движение «летучего итальянца», но... поезд-призрак, по сообщению украинской прессы, видели под Полтавой, на малой родине писателя. Это невольно наводит на размышления о судьбе Римского экспресса и его таинственном пассажире.
Позднее одному историку посчастливилось найти письмо капитана Боргезе, адресованное Яновскому, в котором итальянский моряк приносил извинения русскому коллеге и объяснял, почему он не смог выполнить его просьбу. В письме была странная фраза: «Судьба человека не обрывается вместе с его жизнью». Выходит, Гоголь жив, пока жив Римский экспресс?

«Досье» на поезд-призрак полнится год от года: полустанок Заваличи под Полтавой, секретная однопутка Адольфа Гитлера... В последний раз привидение видели под Ла-Маншем. Попытки научного объяснения феномена сводятся к теориям о гео-хрональных полях и повышенной хроноаномальной опасности. Будто бы явление поезда-призрака – не что иное, как сгустки сверхплотного времени, и в очередной раз поезд-призрак может появиться где угодно, в любой точке земного шара.


  1. Фольклор как источник мистических образов в творчестве Гоголя.

В толковых словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям.

В 1831г. в письмах к матери Гоголь часто намекает на «обширный труд», над которым он много и упорно работает. Уже после приезда в Петербург он начинает донимать своих родных просьбами: регулярно присылать ему сведения и материалы об обычаях и нравах «малороссиян наших», образцы украинского народного творчества – песни, сказки, а также всякого рода старинные вещи шапки, платья, костюмы. «Еще несколько слов, - пишет он матери, - о колядках, об Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно».2

Эти материалы в дополнение к собственным жизненным впечатлениям были использованы Гоголем в большом цикле повестей, вышедших под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». По совету Плетнева Гоголь издал обе части этого сборника под интригующим псевдонимом наивного и лукавого рассказчика пасечника Рудого Панька.

Первая часть «Вечеров» вышла в свет в сентябре 1831 года. В нее вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота». Через шесть месяцев, в начале марта 1832 года появилась и вторая часть («Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»).

Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.

Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».3

В ранних циклах («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород») черт имеет реальные типологические черты. У него «узенькая, беспрестанно вертящаяся и нюхающая все, что ни попадется, мордочка, оканчивающаяся, как у наших свиней, круглым пятачком», «острый и длинный хвост». Это мелкий бес, осмысленный в фольклорных традициях.

Гоголевский черт – это «недоразвитая ипостась нечистого; трясущийся, хилый бесенок; дьявол из породы мелких чертей, которые чудятся нашим пьяницам». Вторжение демонических сил в жизнь человека становится причиной той пустоты в мире, где забыли Бога, которая рождает гибель. В этом ирреальном мире даже красота становится чем-то страшно пронзительным, сопровождаемым не только бесовски - сладким чувством, но и паническим ужасом.

Вообще, «Вечера» «следуют двум разнородным традициям: немецкая романтическая демонология (ведьмы, черти, заклинания, колдовство) и украинская сказка с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и дьявола». Бес – это существо, в котором сосредоточились отрицание Бога, вечная пошлость.

В повести «Майская ночь, или утопленница» эпизод, когда мачеха, обратившаяся в страшную черную кошку, пытается задушить панночку – дочку сотника, но лишается лапы с железными когтями, навеян детскими видениями Гоголя, о которых мы говорили в §1. Место мистики в жизни Н.В. Гоголя.

В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является повесть «Вий». Эта повесть была начата Гоголем в 1833 году.

Вий, имя фантастического подземного духа, было придумано Гоголем в результате соединения имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа.

В примечании к «Вию» Гоголь указывает, что « вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет, которого точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.

Хома Брут гибнет от страха, но ценой своей жизни губит нечистую силу, бросившуюся на философа и не услышавшую вовремя крик петуха – после его третьего крика, духи, не успевшие вернуться в подземное царство мертвых, погибают.

Целую гамму мифических настроений гениально проявляет Гоголь в сцене волшебной скачки и полета над водой Хомы с ведьмой на плечах. Хома Брут видел, как там, внизу, из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога – выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета… «Облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали перед солнцем по краям своей белой эластической окружности…Вода в виде маленьких пузырьков, как бисер, осыпала их. Она вся дрожит и смеется в воде. Видит ли он это или не видит? Наяву ли это или снится? «Что это?» - думал философ, глядя вниз, несясь во всю прыть. Пот катился с него градом, он чувствовал бесовски сладкое чувство, он чувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение. Ему часто казалось, что, будто сердца уже вовсе не было у него, и он со страхом хватался за него рукою».4

«В «Вие» - отмечал А. К. Вронский – милая чувственность, земное, существенное ведет борьбу со смертными очарованиями, с темными душевными наслаждениями, с погибельным миром, но таящим неизъяснимые наслаждения».5

Владимир Набоков связывал главного героя повести «Нос» с особенностями внешности самого Гоголя: «Его большой и острый нос был так длинен и подвижен, что в молодости он умел пренеприятно доставать его кончиком нижнюю губу; нос был самой чуткой и приметной чертой его внешности. Нос лейтмотивом проходит через его сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чиханье и храп. Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн этому органу. Его фантазия ли сотворила нос или нос разбудил фантазию – значения не имеет».6

Не всегда мог контролировать себя герой повести «Нос», которую можно считать первым произведением русской литературы о превращении человека в кого-то не похожего на окружающих и в силу своей непохожести неспособного уже жить прежней жизнью. Для того, чтобы подобное превращение совершилось, нужно совсем немного: забрать у человека одну из самых незначительных частей его – нос. Жертвой подобной мистификации стал коллежский асессор Ковалев, который ничем не отличался от других «коллежских асессоров», лишь любил, чтобы все называли его майором. Вследствие, казалось бы, незначительной перемены внешности майора весь мир перевернулся с ног на голову.

Мысль о человеке, душу которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет черт, видимо, не оставляла Гоголя. Герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника; у него нет семьи, друзей, не ходит он в театр, ни в гости, ни просто погулять: все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг.

Гоголь детальнейшим образом описывает, как окончательно протерлась старая, много раз чиненная шинель Акакия Акакиевича, как он по-детски пытался убедить портного Петровича, что сукно еще новое, поставить бы заплатки; как Башмачкин пытается раздобыть недостающие сорок рублей, как сэкономить. Наконец вожделенная шинель приобретается, но вскоре и ее крадут. Акакий Акакиевич бесполезно ходит по чиновникам, пытаясь разыскать пропавшую шинель и… умирает, не выдержав равнодушия со стороны «значительного лица».

Смерть, казалось бы, поставила точку в истории Акакия Акакиевича. Но Гоголь преподносит читателю еще одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель, поэтому сдирал шинели со всех, не разбирая чина и звания. Мертвец не успокоился, пока не добрался до «значительного лица» и не содрал шинель с его плеч.

Гоголь так и оставляет читателя в неизвестности: было ли это привидение или что-то другое. Во всяком случае, если по Петербургу шли слухи о чиновнике-мстителе, бунтующем после смерти, в этом проявлялся гнев, который испытывал еще живой Башмачкин. В горячечном бреду он «сквернохульничал» и вслед за словами «Ваше Превосходительство» произносил какие-то другие, «страшные слова».







Заключение.

Процесс исследовательской работы состоит в анализе отдельных произведений из трех циклов гоголевских повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».  В процессе изучения теоретического и практического материала мы пришли к следующим выводам в соответствии с поставленными во введении задачами.

  1. Жизненный путь Н.В. Гоголя тесно соприкасался с творческим. Его произведения уникальны по силе реалистического, жизнеутверждающего начала. В своих произведениях Н.В. Гоголь изображал жизнь в самых разнообразных проявлениях, что и обуславливает единство и многообразие художественного мира великого писателя.

2. Изучение фольклорных произведений вызывало у Н.В. Гоголя живой интерес, поэтому в его произведениях отразились многие фольклорные элементы: образы, сюжеты, представления.

3. Источниками фольклорных элементов в повести «Вий», а также в произведениях, вошедших в сборник «Вечера на уторе близ Диканьки», являются сведения из личного опыта писателя, а также информация, полученная им из переписки с родными, близкими и друзьями. Большой вклад в изучение Н.В. Гоголем традиций малороссийского народа внесло самостоятельное изучение различных исторических, географических и иных научных публикаций. Фольклорные традиции в анализируемых произведениях тесно соприкасаются с религиозными элементами, это объясняется тесной слитностью в восприятии народа языческих верований и христианских догм и представлений, а также апокрифических текстов.

4. Многие критики отмечали, что повесть «Нос» - ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы. Есть мнение, очень распространенное, что «Нос» - шутка, своеобразная игра авторской фантазии и авторского остроумия. Оно неверно, потому что в рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость.

5. Фантастический поворот событий повести «Шинель» напоминает мрачные чудеса «Вия». Но в «Шинели» описание действий мертвеца приправлено юмором и так подано, что невозможно сказать наверняка, что было на самом деле, а что родилось в воспаленном воображении обывателей.

Библиографический список.

  1. «Гоголь. Энциклопедия». Б. В. Соколов /М. «Алгоритм» 2003г.

  2. «Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя». А. Н. Степанов /Л. «Просвещение» 1966г.

  3. «Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений» /М. «Правда» 1984г.

  4. «Новые безделки. Сборник статей к 60-летию В. Э. Вацуро». /М. «Новое литературное обозрение» 1995-1996г.

  5. «Литературные воспоминания». И. И. Панаев /М. «Правда» 1988г.

  6. «Николай Гоголь». Анри Труайя /М. «Эксмо» 2004г.

  7. Научно-методический журнал «Литература в школе» /№4 1998г.

  8. Научно-методический журнал «Литература в школе» /№3 1998г.

  9. «Н. В. Гоголь» В. А Воропаева /М. «Советская Россия» 1986г.

  10. «100 великих писателей» Л. Калюжная, Г. Иванов /М. «Вече» 2002г.

  11. «Художественный мир Гоголя» С. Машинский/М. «Просвещение» 1971г.

  12. В.Г. Белинский «Избранные статьи» М., «Детская литература»,1974г.,

  13. «Избранные статьи» /« О русской повести и повестях г. Гоголя» В. Г. Белинский /М. «Детская литература» 1974

  14. Г. П. Данилевский. Собр. соч., XIV

  15. «Литература 10 класс» Лебедев, ч. 1

  16. «Биографическая библиотека» Л. Ф. Павленков /Челябинск «Урал» 1994г.






1 Г. П. Данилевский. Собр. соч., XIV, 119. 

2 С. Машинский «Художественный мир Гоголя» М., изд-во «Просвещение»,1971г., стр.67

3 В.Г. Белинский «Избранные статьи» М., «Детская литература»,1974г., стр.34

4 А. К. Вронский «Искусство видеть мир» М.,1987г., стр.112

5 А. К. Вронский «Гоголь» М.,1987г.,стр.37

6 В. Набоков «Николай Гоголь» ж. «Новый мир» 1987,№4

8