Родительское собрание «Есть ли польза от наказаний в семье?»
Материалы учителя английского языка
Петровой М.А. к родительскому собранию (октябрь 2019)
Не спеши карать – спеши миловать. Русская пословица
Задачи собрания:
- Обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье
- Рассмотреть приемы построения гуманных отношений в семье
- Способствовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
Официальные документы
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об
Образовании»
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Если ты провинился, как наказывают тебя дома?
- Ругают-13
- Бьют - 1
- Запрещают гулять-9
- Ограничение компьютера-11
- Не разговаривают- 1
- Читают нотации - 4
Если тебе что-то удалось, то как реагируют родители?
- Хвалят – 28
- Называют ласковыми словами – 10
- Делают подарки – 6
- Не обращают внимания – 5
Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя наказали?
- Да – 23
- Нет – 22
- Иногда - 4
Хочется ли тебе сделать что-то еще лучше, если тебя хвалят?
- Да – 32
- Нет – 11
- Иногда - 6
Делишься ли ты своими секретами с родителями ?
- Да – 18
- Нет – 16
- Иногда - 15
- Наказание — применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неповиновение или на неугодное поведение.
Виды наказаний:
- словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);
- физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);
- наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате в одиночестве, отказ от контакта и т. д.);
- наказание трудом ( уроками, чтением);
- наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).
Словесное наказание
- Ты опять не прибрался в комнате! Посмотри, какая у тебя грязь!
- Я расстроена тем, что ты не держишь слово. Я думала, мы с тобой договорились, что в своей комнате ты теперь прибираешься каждый день.
Физическое наказание
- Агрессия родителей порождает
агрессию детей
- Ухудшается эмоциональное состояние ребенка
- Ухудшаются взаимоотношения со сверстниками
- Повышается уровень тревожности ребенка
Наказание изоляцией
- Помните об индивидуальных различиях в психике.
Этот вид наказания может быть эффективен по отношению к ребенку уравновешенному, спокойному, но совсем не подойдет ребенку гиперактивному или человеку тревожному.
Наказание трудом
Хочешь вырастить лентяя- наказывай трудом
Хочешь вырастить человека невежественного- наказывай учебой
Наказание лишением
- Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое
(лишение «золотого фонда радости»)
- Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет бессмысленным.
Основной принцип наказания
- Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.
- Будьте уверены, что не переступите черту, наказывая ребенка (что может стать причиной жестокого обращения)
- Наказывайте поведение, а не самого ребенка
- Старайтесь наказывать сразу
- Не злоупотребляйте наказаниями
Взрослые проблемы от детских наказаний
Если вас ставили в угол,
Если с вами часами не разговаривали,
Если к вам применяли телесные наказания,
Если вас всегда лишали любимого занятия,
Если вам подолгу читали нотации,
то в трудные моменты вы теряетесь, т.к. чувствуете себя загнанным в угол
то в вас живет постоянное чувство вины и обиды
то вы предпочитаете пассивно смотреть со стороны на происходящее, боясь ошибиться и вновь испытать боль
то вы не доверяете людям, постоянно эмоционально отстраняетесь от окружающих, предпочитаете быть один
то у вас заниженная самооценка, у вас выработалась тягостная привычка извиняться и оправдываться перед окружающими
Индивидуальная работа
Задание родителям: поделить лист на две части и написать в одной из них слова, которыми вы выражаете недовольство действиями ребенка, указываете ему на недостатки, а в другой – которыми поддерживаете своих детей.
В каком столбике оказалось больше высказываний и выражений?
Поощрение - признание результатов труда с помощью различных мер морального и материального характера, положительная оценка деятельности.
Советы родителям, как поощрять детей
Слова поддержки
- -Зная тебя, я был уверен, что ты сделаешь хорошо
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…
- Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нем
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие
Как хвалить, чтобы сохранить способность ребёнка радоваться самому делу?
- Подчёркивать радость ребёнка от преодоления трудностей:
« Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной ленью, пассивностью.
Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!»
Но при этом помните- к похвале дети привыкают быстро. Хвалите за конкретное дело, результат или за большие усилия ребенка в достижении результата ( даже если он его не достиг)
«Ладонь поддержки»
Не воспитывайте детей - все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя. Английская пословица
Дети учатся у жизни
- Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, то он становится агрессивным.
- Если ребенка постоянно высмеивают, то он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины.
- Если ребенка постоянно подбадривают, то он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.
- Если ребенка поддерживают, то он учится ценить себя.
- Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей.
- Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.
А в какой атмосфере живет ваш ребенок?