02.04.
Частное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании педагогического совета Приказ № 43 от 31.08.2021 года Протокол № 1 от 31.08.2021 года Директор гимназии: В.И. Замыслова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 3 класс
начальное общее образование
Срок реализации: 1 год ( 2021/2022 учебный год)
2021, Торопец
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандартов второго поколения, требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных программ по учебным предметам Начальная школа в 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение , авторской программы Канакиной В.П., ГорецкогоВ.Г. , Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В.
На уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в классе)
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
2.Содержание тем учебного курса
№ | Темы курса | Кол-во часов |
1 | Язык и речь | 2ч |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14ч |
3 | Слово в языке и речи. | 19ч |
4 | Состав слова. | 16ч |
5 | Правописание частей слова | 26 ч |
6 | Части речи | 77 ч |
7 | Повторение | 16ч |
| | |
Содержание учебного материала
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (26)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи ( 77 ч)
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимене
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (16 ч)
3. Тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов |
| Язык и речь. 2 часа | |
1. | Наша речь. Виды речи. | 1 |
2. | Наш язык. | 1 |
| Текст. Предложение. Словосочетание. 14 часов | |
3 | Текст. Типы текстов. | 1 |
4. | Текст. Типы текстов. | |
5. | Предложение. | 1 |
6. | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
7. | Виды предложений по интонации. | 1 |
8. | Предложение с обращением. | 1 |
9. | Обучающее изложение. | 1 |
10 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
11. | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
12 | Простое и сложное предложение. | 1 |
13. | Простое и сложное предложение. | 1 |
14 | Словосочетание | 1 |
15. | Словосочетание | 1 |
16. | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 |
| Слово в языке и речи. 19часов | |
17. | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
18. | Синонимы и антонимы. | 1 |
19. | Омонимы. | 1 |
20. | Слово и словосочетание. | 1 |
21 | Фразеологизмы. | 1 |
22. | Обучающее изложение. | 1 |
23. | Части речи. | 1 |
24. | Имя существительное. | 1 |
25. | Имя прилагательное. | 1 |
26. | Глагол. | 1 |
27. | Имя числительное как часть речи. | 1 |
28. | Однокоренные слова. | 1 |
29. | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 |
30. | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 |
31. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. | 1 |
32. | Обучающее изложение. | 1 |
33. | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного. | 1 |
34. | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 |
35. | Проект «Рассказ о слове». | 1 |
| Состав слова. 16 часов | |
36. | Корень слова. | 1 |
37. | Как найти в слове корень. | 1 |
38. | Сложные слова. | 1 |
39 | Формы слова. Окончание. | 1 |
40. | Формы слова. Окончание. | 1 |
41. | Приставка — значимая часть слова. | 1 |
42. | Значение приставок. | 1 |
43. | Суффикс (общее понятие). | 1 |
44. | Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 |
45. | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 |
46. | Основа слова. | 1 |
47. | Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
48. | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 1 |
49. | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
50. | Обучающее изложение. | 1 |
51. | Проект «Семья слов». | 1 |
| Правописание частей слова 26 часов | |
52. | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
55. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
56- | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 |
59. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 |
60. | Обучающее изложение. | 1 |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
65. | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
66. | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 |
67. | Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
68 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | 1 |
69 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
70 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
71. | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
72 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
73. | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
74. | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 1 |
75 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 |
76 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». | 1 |
77. | Работа над ошибками диктанта . « Составляем орфографический словарь» | 1 |
| Части речи -77 часов | |
78. | Части речи. | 1 |
79 | Имя существительное. | 1 |
80 | Имя существительное. | 1 |
81 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 |
82. | Устаревшие слова. | 1 |
83. | Обучающее изложение. | 1 |
84. | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
85. | Проект «Тайна имени». | 1 |
86 | Число имён существительных. | 1 |
87. | Число имён существительных. | 1 |
88- | Род имен существительных. | 1 |
89. | Род имен существительных | 1 |
90- | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 |
91. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 |
92. | Обучающее изложение. | 1 |
93. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
94. | Работа над ошибками диктанта. Склонение имен существительных. | 1 |
95. | Склонение имён существительных. | 1 |
96 | Падеж имён существительных. | 1 |
97. | Падеж имён существительных. | 1 |
98. | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 |
99. | Именительный падеж имен существительных. | 1 |
100. | Родительный падеж имен существительных. | 1 |
101 | Дательный падеж имен существительных. | 1 |
102. | Дательный падеж имен существительных. | 1 |
103. | Винительный падеж имен существительных. | 1 |
104. | Творительный падеж имен существительных. | 1 |
105- | Предложный падеж имен существительных. | 1 |
106. | Предложный падеж имен существительных. | 1 |
107. | Обучающее изложение. | 1 |
108. | Все падежи. | 1 |
109. | Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного». | 1 |
110. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
111. | Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного». | 1 |
112. | Проект «Зимняя страничка». | 1 |
Имя прилагательное |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 |
114. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 |
115. | Роль прилагательных в тексте. | 1 |
116. | Текст-описание. | 1 |
117. | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». | 1 |
118. | Род имён прилагательных. | 1 |
119 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 |
120. | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 |
121. | Число имён прилагательных. | 1 |
122 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 |
123. | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 |
124- | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
125. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
126. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 |
127. | Работа над ошибками диктанта Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
128. | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками». | 1 |
Местоимение |
129 | Личные местоимения. | 1 |
130 | Личные местоимения. | 1 |
131 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 |
132. | Изменение личных местоимений по родам. | 1 |
133 | Местоимение. | 1 |
134. | Местоимение. | 1 |
135. | Обучающее изложение. | 1 |
Глагол |
136 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
138. | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
139 | Неопределённая форма глагола. | 1 |
140. | Неопределённая форма глагола. | 1 |
141 | Число глаголов. | 1 |
142. | Число глаголов. | 1 |
143. | Времена глаголов. | 1 |
144. | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 |
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
146. | Изменение глаголов по временам. | 1 |
147. | Обучающее изложение. | 1 |
148 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 |
149. | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 |
150 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
151. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
152. | Не с глаголами. | 1 |
153. | Правописание не с глаголами. | 1 |
154. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
| Повторение -16 часов | |
155. | Повторение изученного материала. | 1 |
156. | Части речи. | 1 |
157. | Части речи. | 1 |
158. | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 |
159. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 |
160. | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
161. | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
162. | Правописание безударных гласных. | 1 |
163. | Правописание значимых частей слова | 1 |
164. | Однокоренные слова. | 1 |
165. | Обучающее изложение. | 1 |
166. | Текст. | 1 |
167. | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | 1 |
168 | Части речи. | 1 |
169 | Части речи. | 1 |
170. | КВН «Знатоки русского языка». | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.
5. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс (диск CD-ROM).
Приложение
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«З» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографические
и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаружил осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет принять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;
Контрольное списывание | Словарный диктант | Тест |
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы | «5» - без ошибок. | «5» - верно выполнено более 5/6 заданий. |
«4» - ставится, если в работе 1орфографическая ошибка и 1 исправление | «4» - 1 ошибка и 1 исправление. | «4» - верно выполнено 3/4 заданий. |
«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление. | «3» - 2 ошибки и 1 исправление. | «3» - верно выполнено 1/2 заданий |
«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки. | «2» - 3-5 ошибок. | «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. |
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразный словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.