Дидактическая игра
по речевому развитию.
«Мнемоконструктор предложений».
|
|
Автор: Сапрыкина Ольга Юрьевна, воспитатель МАОУ «Лабазинская СОШ», дошкольная группа
|
Цели: формировать умение детей строить простые предложения с опорой на мнемоквадраты с графическим изображением членов предложения.
Знакомство с игрой.
Ход игры.
-Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено?
-Давайте попробуем составить с их помощью предложение. (Воспитатель ведет указкой по картинкам).
Дети: Мама купила торт.
- Молодцы! Обратите внимание: Что на карточке изображено, кроме рисунка? Что под картинкой? (Линия). На какой вопрос отвечает слово МАМА? (Кто?). Значит вопрос Кто? мы будем обозначать одной линией.
- Что мама сделала? (купила). Какой значок под рисунком на второй карточке? (Две линии). Давайте договоримся, что вопрос «Что сделала?» или «Что делает?» мы будем обозначать двойной линией.
- Мама купила что? (торт). А этот предмет мы какой линией обозначим? (отрывистой).
- А теперь посмотрите, что произошло: (меняю 3-й мнемоквадрат).
- Какое предложение теперь получилось?. Мама купила хлеб.
- А теперь вы сами попробуйте придумать похожее предложение. Что еще может купить мама?
- Ребята, что опять изменилось? (поменялась 2-я картинка). Какое предложение теперь? Произнесите его.
- Мама испекла хлеб.
-Меняю 3 картинку:
Мама сварила пельмени.
- А теперь? (меняется 3 картинка)
- Какое предложение получилось? Такое возможно? Давайте придумаем правильное предложение.
И т.д.
-Ой, что случилось! Наши картинки пропали, остались пустые рамочки.
Наверное, это проделки Бабы Яги. Хочет нам навредить. Хочет, чтобы мы больше не могли составлять предложения.
-Ну-ка, ребята. Покажем Бабе Яге, какие мы молодцы! Дети составляют предложения по мнемодорожке, опираясь на графические изображения.
В качестве варианта игры можно подготовить дополнительные картинки в рамочку (действующие лица и предметы, действия, предметы, на которые направлено действие) и менять их, вставляя в прозрачные кармашки на квадратах.
В дальнейшем можно из квадратов убрать вопросы, чтобы дети ориентировались только по графическим изображениям. Данная работа помогает готовить детей к школе на перспективу, формируя ассоциации: члены предложения - графическое обозначение.
Это поможет будущим первоклассникам осознанно подходить к составлению предложений.