Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская улусная многопрофильная гимназия»
Тема: Мнемотехника.
Правила не по «правилам»
Сергеева Алиса, 6 класс
руководитель: Чудиновская О.Н.
Для чего нужна мнемоника ?
Мнемоника — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация.
Многим ученикам хотелось бы быстрее и точнее запоминать полученную на уроках информацию...
Цели, задачи, гипотеза…
- Гипотеза
- Приемы мнемотехники помогают запомнить большое количество правил и слов. Так ли это?
- Цели: проверить, как мнемотехнические приемы могут помочь учащимся 6 класса закрепить изученный материал по русскому языку;
- Задачи:
- 1) узнать, что такое мнемотехника, изучить данные литературных и интернет источников, связанных с приемами мнемоники.
- 2) познакомиться с мнемоническими приемами для закрепления правил русского языка 5-6 класса, научиться применять их на практике,
- 3) рассказать одноклассникам о приемах и упражнениях мнемоники, повторить на основе приемов мнемотехники некоторые правила и исключения из правил изученного за год материала.
- 4) провести диагностическое тестирование с целью проверки эффективности использование методов мнемотехники при закреплении орфоэпических и грамматических норм
Объект исследования: мнемоника
Предмет исследования : методы и приемы мнемоники.
Методы исследования : анализ, синтез, эксперимент, сравнение, дедукция.
Практическая значимость: знание правил русского языка необходимо для сдачи ВПР, а в будущем - ОГЭ и ЕГЭ
Практическая часть состоит из 3 этапов
- 1. Первичное тестирование
- 2. Практическое применение приемов мнемотехники
- 3. Второе тестирование. Диагностика
Мнемотехника в педагогике
- Такие учителя-новаторы, как Амонашвили Ш. А., Лысенкова С.Н, московский педагог Тоцкий П. С., в своё время создавали условия для успешного учения, искали свои приёмы и средства, чтобы облегчить «участь» школьника. Например, П.С.Тоцкий для повышения грамотности учеников изобрёл «орфографию без правил». Эти приёмы основаны на мнемотехнике.
- Мнемоника, или мнемотехника (от греческого mnemonika – "искусство запоминания"), – признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания. Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приёмы (мнемоприёмы), - признанное средство наиболее лёгкого, быстрого и прочного запоминания. Мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря которым и начинает работать эмоционально – образная память.
- « Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много» (В. И. Даль).
- По мнению Д.Н.Ушакова, мнемотехника - это «совокупность правил и приёмов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов».
Славянская азбука придумана с мнемонической целью.
- На Руси тоже использовалась мнемотехника. Её яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
- ( А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю;
- Г (глагол), Д (добро П.И., Е (есть) - письменность есть добро;
- Р (рцы), С (слово), Т (твёрдо).
Приёмы мнемотехники используются для того, чтобы легче запомнить трудные правила:
- Например, при изучении алфавита:
- АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
- ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
- НОПРСТУ – погуляем по мосту.
- ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
- ЪЫЬ – не запомнятся никак.
- ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Классификация приемов мнемотехники
- 1) Буквенно-звуковая мнемоника .
- 2) Рифмизация правил, рифмовки (общность ударений), прием «созвучные слова»
- 3) Ассоциации, сказки – ассоциации, ассоциативные рисунки (графический способ), рассказы-ассоциации,
- 4) Схематично – рисуночная мнемоника.
- 5) Дробление слов
- 6) комбинированный метод.
Ассоциации
- Как запомнить словарные слова с непроверяемой гласной в корне?
- Жокей или жакей? Ассоциация с английским словом «окей» — «все в порядке».
- Горизонт. Для запоминания этого слова есть такая рифмовка: Взгляни скорей на горизонт: там между гор увидишь зонт.
- Фиолетовый. В слове спряталось сокращение ФИО.
- Миллион. Чтобы запомнить написание этого слова, задайте вопрос: «Мил ли он?».
- Палисадник. Для легкого запоминания: «Опали листья в садике».
- Работа с ассоциациями. Ассоциации можно подбирать по принципу «в словарном слове спряталось слово-подсказка».
- участвовать (быть частью (частичкой) или
- Участвовать пишем без В «Не чавкайте!»
- В корне слова «участвовать» (и однокоренных) нет буквы В. Зато она есть в корне слова «чувствовать» (и однокоренных ему слов)
- В слове «участвовать» В не встречается,
- ЧАВкать не смей никогда.
- Но в слове «чувствовать», как полагается,
- ЧУВкать ты можешь всегда. (Е. Интякова)
Ассоциации
- Чтобы, правильно написать слова «ф и олетовый», «б и рюзовый», «л и ловый», «с и реневый», нужно вспомнить, что в каждом слове «есть» оттенок с и него цвета.
Ассоциации
- Запомним правило руки – « 5 пальцев - 5 стилей речи»,
- « 10 пальцев- 10 частей речи.
Прием «Дробление слов»
- Вокзал делим как «В-ОК-ЗАЛ» и запоминаем: «ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом».
- Интеллигент = «ИНТ-ЕЛ-ЛИ-ГЕНТ». А для лучшего запоминания «ЕЛ ЛИ голодный ИНТЕЛЛИГЕНТ?».
- А известный забавный каламбур А.П.Чехова помогает запомнить правописание слова мужчина: « Настоящий мужчина состоит из МУЖа и ЧИНа» . Так и хочется в таком же тоне объяснить и написание слова женщина : ЖЕНа ЩИ НА плите варит.
Схематично-рисуночная мнемоника
- Для того чтобы запомнить ударение в слове, учитель представляет правило в виде рисунка.
Орфоэпия
Схематично-рисуночная мнемоника
Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ или предложение.
- Посмотрите на окно – рамы деревянные, ручки оловянные, поля стеклянные
Суффикс –ИН- считается «ЗВЕРИНЫМ»
Заучить словарные слова помогут связные рассказы
«Гласные Ы-И после Ц» слова-исключения.
Спряжение глаголов
- Мнемонические фразы
- Мнемонические фразы
( «Полезные мелочи» от Надежды Шапиро)
- Они борЮтся, но не сдаются.
Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.
Хорошо строЯт – дома вечно стоят.
Карандаш клеЯщий похож на настоящий.
Теплые дни настают – скоро снега растаЮт. (Вариант: быстро сугробы таЮт.)
Ежики колЮтся, в руки не даются.
;
Слова-исключения
НЕ ВСЁ ДЕЛО В ЁЖИКЕ
Слышишь ШОРОХ ?
Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ ест КРЫЖОВНИК .
- Чтобы запомнить написание слов “шёл”, “чёрный”, “жёлтый”, посмотрите на рисунок, в котором Ёжик шагает в жёлтом плащике.
- Шёл чёрный ёжик в жёлтом плащике.
Культура речи. Чулок и носков
- Чулок-носков. Чулки длинные – нет окончания, носки короткие – пишу с окончанием
Культура речи. Множественное число существительных в родительном падеже:
Родительный падеж существительных во множественном числе, обозначающих фрукты и овощи
- Легко запомнить рифмованные строки при изучении существительных множественного числа в родительном падеже:
- «В детской сказке Колобок по траве катится мог
- Без ботинок , без сапог , без носков и без чулок ».
А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие: Одна пара модных туфель Стоит, как огромный трюфель. Зато кожаных сапог Накупил я, сколько смог!
Культура речи. Грамматика в стихах
Глаголы
Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем). «Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу! Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!» «Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей. Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»
Местоимения
Культура речи
- Надеть (что?) одежду;
- одеть (кого?) Надежду
- Надя девочка НАДЕЛА
- На себя три платья смело,
- Плащ надела и пальто
- – Не замерзнет так никто!
- Стала куклу ОДЕВАТЬ,
- На прогулку собирать.
- «Жарко стало — мамочки!
- Снять мне что ли варежки?»
- (Е. Интякова)
Орфоэпия. Рифмовки (мнемонические стишки-запоминалки )
Подбор рифмы «Запоминалки».
- Заучив весь алфавИт, он имел усталый вид.
- Если есть в тебе таланты, Завяжи на праздник бАнты. Без талантов если ты, Повяжи себе бантЫ. (И. Агеева)
- Доезжай до поворота: Вот дворец, вот вход – ворОта.
Рифмовки (мнемонические стишки-запоминалки )
Б а нты, ш а рфы и т о рты
- Б а нты, ш а рфы, т о рты – ударение неподвижное, всегда на первом слоге!
- Если есть в тебе таланты, Завяжи на праздник бАнты. Без талантов если ты, Повяжи себе бантЫ. (И. Агеева)
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
- 👉 Для запоминания этой нормы существует интересная схема: «в слове „обеспе́чение“ нет печенья». Поэтому и ударение соответствующее.
Прием «Созвучные слова»
- Простые рифмовки, которые можно придумать самим.
- оптОвый – нОвый
- Продолжи список…
Практическая часть. Задание 4 ВПР. Орфоэпия
№
Учащиеся
1
1 диагностика
1
2
3
2 диагностика
64/ 96
2
4
3
84/96
72\96
92\96
82/96
4
5
90\96
77/96
5
6
86\96
7
62/96
6
8
7
82\96
60/96
70/96
8
9
72/96
10
75\96
77/96
9
11
10
84/96
94\96
90\96
78/96
11
86\96
84/96
91\96
Выводы
- 1) Приемы мнемотехники помогают запомнить большое количество правил и слов
- 2) Самым простыми и распространенными приёмами мнемотехники являются подбор рифмы и ассоциации
- 3) овладев приемами мнемотехники, учащиеся справятся с заданиями ВПР
- В будущем оформить сайт, посвященный мнемонике.
Заключение
- Мнемотехника – это эффективный инструмент, который может помочь школьникам улучшить, повысить успеваемость и сделать процесс обучения более интересным.
- Мнемотехника – это не только приемы и упражнения. Это целая система подходов к запоминанию информации. Ее основной принцип заключается в том, чтобы связывать новую информацию с уже имеющимися знаниями или образами. Такой подход делает процесс запоминания более интересным и эффективным.
Использованная литература
- Лысенкова С.Н. Когда легко учить и учиться. – М.: Изд-во «Школа Понимания», 2014. 52 с.
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г
- Интернет-ресурсы
- https ://skillbox.ru/media/growth/mnemotekhnika-chto-takoe-uprazhneniya-priyemy /
- https:// dzen.ru/a/YCvVzSOvjVF9h6Il
- https:// vk.com/wall-43982615_229873
- https:// dzen.ru/a/XKW5kXJyPgCzMhnB
- https:// vk.com/wall-171392817_309
- https:// multiurok.ru/blog/zapominalki-po-russkomu-iazyku-korova-moloko.html
- https:// vk.com/wall-105429995_372737
- https ://adme.media/articles/20-slozhnyh-slov-v-kotoryh-pochti-vse-delayut-nepravilnye-udareniya-2516024 /
- https://infourok.ru/referat-ob-sh-amonashvili-5452795.html
- https://infourok.ru/priyomy-mnemotehniki-na-urokah-russkogo-yazyka-4030700.html
- https://vk.com/wall-45653954_6695
- https://infourok.ru/stihi-zapominalki_pravilnoe_udarenie_dlya_uchaschihsya_nachalnoy_shkoly-128803.htm
- https://russkiiyazyk.ru/interesno/veselye-zapominalki-po-russkomu-yazyku.html
- https :// znanio.ru/media/veselye_zapominalki_po_russkomu_yazyku-79076
- https:// vk.com/wall-104992310_1306039
- https:// vk.com/wall-68130961_575206
- https:// bigslide.ru/russkiy-yazik/53962-glasnie-v-okonchaniyah-suschestvitelnih.html