СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехнология как один из методов развития критического мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются приемы мнемотехнологии, их применение с точки зрения индивидуального подхода в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехнология как один из методов развития критического мышления младших школьников»

МКОУ «СШ п. Орджоникидзевский» Карачаевского городского округа





Н.Н. Бугровая, учитель начальных классов высшей категории










Мнемотехнология как один из методов развития критического мышления младших школьников

















2019 г.



«Учите ребенка, каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

1. Введение

21 век насыщен информацией. Живое общение людей заменяется общением с компьютером, телевизором, различными гаджетами. Наши дети окружены огромным потоком информации, с которой им не всегда удается справиться самостоятельно. Поэтому мы все чаще наблюдаем низкую мотивацию обучения, школьную неуспеваемость, сихологический дискомфорт при обучении.

Современная школа предъявляет высокие требования к учащимся. Одно из таких требований – это формирование универсальных учебных действий, в основе которых заложены основные психические процессы: память, мышление, внимание, воображение. Для развития этих психических процессов применяются разнообразные методы и технологии. В данной статье я хочу представить вам метод, который поможет детям успешно адаптироваться в условиях школы и получать устойчивые знания.

2. Определение мнемотехника.

Мнемотехника (или «мнемоника») – технология по развитию памяти (от греческого «мнема» - память). Это совокупность искусственных приёмов (различного рода специальные схемы, условные знаки, рисунки и т.п.), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества данных.

Всякий мнемотехнический приём сводится к связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании.

Память многих учеников начальных классов не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила, алгоритма, текста. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова).

Мнемотехника – программа, которая  состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

С помощью мнемотехники ребенок придумывает для правил и слов свои правила. Делается это с помощью ассоциаций, благодаря которым и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером из детства может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый

Мнемотехнология на любом уроке имеет много преимуществ по сравнению с другими методами и приемами запоминания:

Еще Я.А.Коменский писал: «Метод обучения должен уменьшать трудности обучения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий». Поэтому с помощью мнемотехники решается проблема, стоящая перед образованием в наше время,- проблема отчуждения ребёнка от учебного процесса.

Мнемотехнология учит детей нестандартно мыслить, изобретать, высказывать своё мнение, эмоционально воспринимать учебный материал.

У учащихся активизируется познавательная деятельность, что ведёт к усилению положительной мотивации учения и развитию познавательных процессов.

2.2. Каков механизм мнемонического приема?

Мнемотехника – это психологический термин. В психологическом словаре дается следующая формулировка: «Установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленном размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу» 
В.В. Агафонов, занимаясь мнемоникой словарных слов, удачно описывает механизм работы этого приема. Сначала связывается необходимое слово с другим словом, затем обыгрывается ассоциативная связь, и у словарного слова появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. «Чем такая связь между словами, - пишет В.В.Агафонов, - неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову». 

3. Применение мнемотехники с точки зрения индивидуального подхода.

Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности слабых учащихся. Слабоуспевающих детей «пугают» логические рассуждения, непонятная, трудно запоминающаяся терминология, а как следствие этого – страх, потеря интереса к уроку, к предмету.

Психологами уже давно доказано, что слабого ученика отталкивают и страшат многошаговые рассуждения в решении той или иной задачи. Замечено: если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где–то на третьем этапе наш ученик начинает скучать, а на четвертом – мысленно махнет рукой и начнет действовать наугад.

Из личного опыта могу сказать, что гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Это же утверждают и авторитетные психологи. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем, яркая ассоциация как нельзя лучше помогут запомнить, как правильно писать.

Мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса, при разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывании загадок. Хорошо помогают приемы мнемотехники при обучении пересказа, составлении рассказов. 


4.Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:

1. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

2. Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

3. Употребление слов «одеть» и «надеть»

Надеваю одежду, одеваю — Надежду.

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.

4. Словарные слова, которые «любят» счет.

1)ПРЕНЕБРЕГАТЬ – три гласных буквы Е подряд;

2) ПРИМИТИВНЫЙ – три гласных буквы И подряд;

3) БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ – три гласных буквы А

подряд;

4) ДИСЦИПЛИНА- три И

5) МОЛОКО - три О.

6) ХОРОШО- любит буквы О

Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Если ищем ШИРИНУ,

Делим площадь на длину.

Хочешь ты найти ДЛИНУ –

Раздели на ширину.

Запоминание написания словарных слов

Мнемодорожка

Цепной метод. Что он предполагает?

Суть: Любое явление или действие влечет за собой выполнение последующих действий

Как же запомнить целый текст со словами нужной последовательности?

Например, Мандарин, стакан, улица, пух, облако, труба, лес, море, зима, ковер.

Представьте желтый мандарин, мы начинаем его чистить, смотрим вовнутрь и видим стакан. Мы начинаем разглядывать стакан и видим внутри улицу. На улице летит пух, мы смотрим, а пух летит из облака, в которое упирается труба, с которой виден лес. А за лесом море, оно зимой замерзает и превращается в красивый ковер.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка.

5. Заключение.

Мнемотехника является одним из эффективных средств обучения на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Этот метод ориентирован на возрастные особенности школьников в процессе обучения, их индивидуальность.

Я убеждена: использование мнемотехники на уроках в начальных классах необходимо. Во-первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет использовать естественные механизмы памяти и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся; в-третьих, мнемоматериал способствует развитию интереса к предмету, активизации мышления учащихся, повышению успеваемости.

Литература

1.. Агафонов В.В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007.

2. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология /И.В. Дубравина - М.: Академия, 2002.

3. Кларин, М.В.  Развитие критического и творческого мышления /М.В. Кларин Школьные технологии. - 2004. 

4. Коменский Я.А. Дидактические принципы – М: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, 1940г.

5. Щербатых, Ю.В. Общая психология / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008.