МДОУ «Детский сад №179»
«Использование приемов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста»
«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум» Франсуа Ларошфуко
( французский писатель)
«Память-это огромный склад, где хранится всё прошлое, а воспоминания-крупицы, которые извлекаешь оттуда.» Г.Сенкевич
Воспро-
изведе-
ние
Запоми-
Узна-
нание
вание
Сохране-
ние
ПАМЯТЬ
Забывание
Виды памяти
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ
ПРИРОДНАЯ ПАМЯТЬ
Интерес
Установка
Внимание
Повторение
Эмоции
Мнемотехника (мнемоника) –
в переводе с греческого «искусство запоминания», это система различных методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем дополнительных ассоциаций.
Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги)
ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ?
ГДЕ?
КАК?
АССОЦИАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ГРУППИРОВКА
ПРИЕМ ПЕРЕКОДИРО-
ПОИСК ОПОРНОГО ПУНКТА
ВАНИЯ
СХЕМАТИЗАЦИЯ
Приёмы мнемотехники
МНЕМО-ДОРОЖКА
МНЕМО-КВАДРАТ
Дидактические материалы
МНЕМО-ТАБЛИЦА
МОДЕЛИ
КОЛЛАЖ
Этапы работы с мнемотаблицей
Этап 1. Рассматривание таблицы разбор того, что в ней изображено.
Этап 2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы(зубы-волк, пушистый хвост-лиса.)
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица воспроизводится при показе её ребёнку. Детям задают вопросы, например: «Какая сказка «спряталась» в таблице?»
Мнемотаблицы при работе со сказками
МНЕМОТАБЛИЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ
Мнемотаблицы при заучивании стихотворений
Этапы работы над стихотворением:
- Педагог выразительно читает стихотворение.
- Педагог выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме.
- Рассматривание мнемотаблицы, перекодировка информации.
- Педагог сообщает, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
- Затем педагог еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
МНЕМОТАБЛИЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРЕСКАЗА
Этапы работы при пересказе: 1. Чтение текста с демонстрацией мнемотаблицы, объяснение детям смысла трудных слов.
2. Перекодировка информации. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
МНЕМОДОРОЖКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СКОРОГОВОРОК
МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ОТГАДЫВАНИИ ЗАГАДОК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ
НА ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Моделирование (использование моделей)
Условные обозначения к сказке «Репка»
1. Репка – жёлтый круг
2. Дед – голубой прямоугольник
3. Баба – красный прямоугольник
4. Внучка – зелёный прямоугольник
5. Жучка – коричневый прямоугольник
6. Мурка – белый прямоугольник
7. Мышка – серый прямоугольник.
Модель к сказке «Репка
Условные заместители к сказке
«Заюшкина избушка»
1. Лиса – оранжевый круг
2. Заяц – белый круг
3. Волк – серый круг
4. Медведь – коричневый круг
5. Петух – красный круг
6. Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат
7. Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат
Модель к сказке
«Заюшкина избушка»
Графические модели
Составление рассказа по опорным пунктам
Коллажи
Главная задача коллажа – соединить, связать все картинки между собой .
Как работать с коллажем:
- предлагаем детям рассмотреть коллаж и объяснить картинки, цифры,буквы которые они видят.
- Составляем вместе с детьми сюжет с использованием всех картинок. Если коллаж содержит буквы и цифры, то задаем детям вопрос: «Почему здесь эта буква или цифра?»
- В конце работы с коллажем предлагаем детям запомнить порядок расположения картинок в течении 15-20 секунд, затем убираем коллаж и предлагаем детям воспроизвести по памяти все картинки с обозначением их месторасположения.
Коллаж « Наш нос и уход за ним».
Коллаж « Зима».
Развитие культурно – гигиенических навыков
Уход за растениями
Уголок природы
Развитие навыков самообслуживания
Мы дежурим