СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Мнемотехника в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для педагогов и учителей-логопедов по использованию приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мнемотехника в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста"»

МДОУ «Детский сад №179» «Использование приемов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста»

МДОУ «Детский сад №179»

«Использование приемов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста»

«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум»  Франсуа Ларошфуко ( французский писатель)

«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум» Франсуа Ларошфуко

( французский писатель)

«Память-это огромный склад, где хранится всё прошлое, а воспоминания-крупицы, которые извлекаешь оттуда.» Г.Сенкевич

«Память-это огромный склад, где хранится всё прошлое, а воспоминания-крупицы, которые извлекаешь оттуда.» Г.Сенкевич

Воспро- изведе- ние Запоми- Узна- нание вание Сохране- ние ПАМЯТЬ Забывание

Воспро-

изведе-

ние

Запоми-

Узна-

нание

вание

Сохране-

ние

ПАМЯТЬ

Забывание

Виды памяти

Виды памяти

КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ ПРИРОДНАЯ ПАМЯТЬ

КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ

ПРИРОДНАЯ ПАМЯТЬ

Интерес  Установка Внимание Повторение Эмоции

Интерес

Установка

Внимание

Повторение

Эмоции

 Мнемотехника (мнемоника) –  в переводе с греческого «искусство запоминания», это система различных методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника (мнемоника)

в переводе с греческого «искусство запоминания», это система различных методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем дополнительных ассоциаций.

Каждый Охотник  Желает  Знать , Где  Сидит Фазан  (на запоминание последовательности цветов спектра радуги)

Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги)

ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?

ЗАЧЕМ?

ПОЧЕМУ?

ГДЕ?

КАК?

АССОЦИАЦИИ КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУППИРОВКА ПРИЕМ ПЕРЕКОДИРО- ПОИСК ОПОРНОГО ПУНКТА ВАНИЯ СХЕМАТИЗАЦИЯ Приёмы мнемотехники

АССОЦИАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ

ГРУППИРОВКА

ПРИЕМ ПЕРЕКОДИРО-

ПОИСК ОПОРНОГО ПУНКТА

ВАНИЯ

СХЕМАТИЗАЦИЯ

Приёмы мнемотехники

МНЕМО-ДОРОЖКА МНЕМО-КВАДРАТ Дидактические материалы МНЕМО-ТАБЛИЦА МОДЕЛИ КОЛЛАЖ

МНЕМО-ДОРОЖКА

МНЕМО-КВАДРАТ

Дидактические материалы

МНЕМО-ТАБЛИЦА

МОДЕЛИ

КОЛЛАЖ

Этапы работы с мнемотаблицей Этап 1. Рассматривание таблицы разбор того, что в ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы(зубы-волк, пушистый хвост-лиса.) Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы. Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5. Каждая таблица воспроизводится при показе её ребёнку. Детям задают вопросы, например: «Какая сказка «спряталась» в таблице?»

Этапы работы с мнемотаблицей

Этап 1. Рассматривание таблицы разбор того, что в ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы(зубы-волк, пушистый хвост-лиса.)

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица воспроизводится при показе её ребёнку. Детям задают вопросы, например: «Какая сказка «спряталась» в таблице?»

Мнемотаблицы при работе со сказками

Мнемотаблицы при работе со сказками

МНЕМОТАБЛИЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ  СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ

МНЕМОТАБЛИЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ

Мнемотаблицы при заучивании стихотворений Этапы работы над стихотворением: Педагог выразительно читает стихотворение. Педагог выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме. Рассматривание мнемотаблицы, перекодировка информации. Педагог сообщает, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем педагог еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы при заучивании стихотворений

Этапы работы над стихотворением:

  • Педагог выразительно читает стихотворение.
  • Педагог выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме.
  • Рассматривание мнемотаблицы, перекодировка информации.
  • Педагог сообщает, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
  • Затем педагог еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
МНЕМОТАБЛИЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ  СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРЕСКАЗА   Этапы работы при пересказе:  1. Чтение текста с демонстрацией мнемотаблицы, объяснение детям смысла трудных слов. 2. Перекодировка информации.  3. Беседа по содержанию текста.  4. Повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.  5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

МНЕМОТАБЛИЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРЕСКАЗА

Этапы работы при пересказе: 1. Чтение текста с демонстрацией мнемотаблицы, объяснение детям смысла трудных слов.

2. Перекодировка информации. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

МНЕМОДОРОЖКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СКОРОГОВОРОК

МНЕМОДОРОЖКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СКОРОГОВОРОК

МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ОТГАДЫВАНИИ ЗАГАДОК

МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ОТГАДЫВАНИИ ЗАГАДОК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ НА ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ

НА ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Моделирование (использование моделей) Условные обозначения к сказке «Репка» 1. Репка – жёлтый круг 2. Дед – голубой прямоугольник 3. Баба – красный прямоугольник 4. Внучка – зелёный прямоугольник 5. Жучка – коричневый прямоугольник 6. Мурка – белый прямоугольник 7. Мышка – серый прямоугольник. Модель к сказке «Репка Условные заместители к сказке «Заюшкина избушка» 1. Лиса – оранжевый круг 2. Заяц – белый круг 3. Волк – серый круг 4. Медведь – коричневый круг 5. Петух – красный круг 6. Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат 7. Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат Модель к сказке  «Заюшкина избушка»

Моделирование (использование моделей)

Условные обозначения к сказке «Репка»

1. Репка – жёлтый круг

2. Дед – голубой прямоугольник

3. Баба – красный прямоугольник

4. Внучка – зелёный прямоугольник

5. Жучка – коричневый прямоугольник

6. Мурка – белый прямоугольник

7. Мышка – серый прямоугольник.

Модель к сказке «Репка

Условные заместители к сказке

«Заюшкина избушка»

1. Лиса – оранжевый круг

2. Заяц – белый круг

3. Волк – серый круг

4. Медведь – коричневый круг

5. Петух – красный круг

6. Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат

7. Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат

Модель к сказке

«Заюшкина избушка»

Графические модели

Графические модели

Составление рассказа по опорным пунктам

Составление рассказа по опорным пунктам

Коллажи Главная задача коллажа – соединить, связать все картинки между собой . Как работать с коллажем: предлагаем детям рассмотреть коллаж и объяснить картинки, цифры,буквы которые они видят. Составляем вместе с детьми сюжет с использованием всех картинок. Если коллаж содержит буквы и цифры, то задаем детям вопрос: «Почему здесь эта буква или цифра?» В конце работы с коллажем предлагаем детям запомнить порядок расположения картинок в течении 15-20 секунд, затем убираем коллаж и предлагаем детям воспроизвести по памяти все картинки с обозначением их месторасположения.

Коллажи

Главная задача коллажа – соединить, связать все картинки между собой .

Как работать с коллажем:

  • предлагаем детям рассмотреть коллаж и объяснить картинки, цифры,буквы которые они видят.
  • Составляем вместе с детьми сюжет с использованием всех картинок. Если коллаж содержит буквы и цифры, то задаем детям вопрос: «Почему здесь эта буква или цифра?»
  • В конце работы с коллажем предлагаем детям запомнить порядок расположения картинок в течении 15-20 секунд, затем убираем коллаж и предлагаем детям воспроизвести по памяти все картинки с обозначением их месторасположения.
Коллаж « Наш нос и уход за ним». Коллаж « Зима».

Коллаж « Наш нос и уход за ним».

Коллаж « Зима».

Развитие культурно – гигиенических навыков

Развитие культурно – гигиенических навыков

 Уход за растениями

Уход за растениями

Уголок природы

Уголок природы

Развитие навыков самообслуживания

Развитие навыков самообслуживания

Мы дежурим

Мы дежурим