СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие костных рыб

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован для проведения урока

Просмотр содержимого документа
«Многообразие костных рыб»

ТЕМА: Многообразие костных рыб


Цели: продолжить знакомство с отрядами костных рыб; выделить черты приспособленности некоторых рыб к условиям среды обитания; дать понятие о важности рыбного промысла, о роли рыб в природе и жизни человека; познакомить с редкими и охраняемыми видами рыб Курганской области. Развитие умений описывать и сравнивать натуральные объекты, работать с учебником, дополнительной литературой; продолжить формирование навыков работы с компьютером. 

Оборудование: таблица « искусственное разведение рыб», таблица « Рыбы морей», натуральные объекты: карась, сельдь, камбала, окунь; рисунки с изображением: золотой рыбки, осетровых, лососевых, сельдеобразных, окунеобразных, карпообразных, камбаловых, кистеперых, дополнительная литература: «Хрестоматия по зоологии», «Энциклопедия по биологии», «Зоология позвоночных»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны знать:
-приспособленность костных рыб к условиям среды обитания;
-рыб, обитающих на территории респ. Мордовия;

-редких и охраняемых рыб;
- роль костных рыб в природе и жизни человека
Учащиеся должны уметь:
-узнавать представителей разных отрядов костных рыб;
-находить информацию в дополнительной литературе; 
-описывать, сравнивать и анализировать биологические объекты.
Предварительная подготовка: учащиеся на предыдущем уроке получили задание подготовить сообщения на темы: «Охрана рыбных ресурсов»; «Рыбы, обитающие в водоемах респ. Мордовия»; «Происхождение золотой рыбки».
Форма работы групповая
Класс делится на 5 групп. Каждая группа работает по определенному плану. Четыре группы выполняют лабораторную работу. Пятая группа занимается вопросами охраны рыб и их значением в природе и жизни человека.

Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Эпиграф
«…в Природе мировой, 
В борьбе стихий, в развитии постепенном
Все существа, все формы создались
И Жизнию могучею зажглись!» 
Э. Дарвин.
Прекрасно известно как многообразен мир природы. Живым организмам постоянно приходится сталкиваться со стихиями, бороться за свою жизнь. Это и служит толчком к дальнейшему развитию в процессе эволюции. 
II. Актуализация знаний.
Прежде чем начнем работать, давайте вспомним, какой тип животных мы изучаем? На какие классы он делится? Какие отряды включает класс костные рыбы? (на доске заполняется схема)


Класс Костные рыбы




отряд осетровые отряд лососевые отряд сельдеобразные отряд кистеперые

отряд окунеобразные отряд карпообразные отряд камбаловые


III. Изучение нового материала.
У каждого на столе лежит рабочий лист, в котором написан план. На самостоятельную работу отводится 7 – 10 минут, после чего заслушиваются выступления от каждой группы.
Группа № 1
Лабораторная работа «Изучение особенностей строения и мест обитания рыб отряда сельдеобразные» 
1.Определите систематическое положение морской сельди в системе живой природы.
Вид – морская сельдь
Отряд – 
Класс – 
Подтип – 
Тип – 
2. Прочитайте текст учебника на стр. 109-110 «Отряд сельдеобразные» и «Хрестоматии по зоологии стр. 87 (М.: Просвещение, 1975).Перечислите признаки характерные для рыб этого отряда. 
3. Рассмотрите лежащую перед вами рыбу. Перечислите признаки внешнего строения, связанные со средой обитания. 
4. Согласны ли вы с мнением ученых о том, что, через несколько десятков лет сельдь может вполне стать редкой рыбой? Ответ обоснуйте.


Слово учителя после выступления группы: 

Сельдь играет большое промысловое значение. Раньше в СССР ее добывали так много что не успевали перерабатывать. Наверняка каждый из вас назовет ни одно блюдо в состав которого входит сельдь.

Группа № 2
Лабораторная работа «Изучение особенностей строения и мест обитания рыб отряда карпообразных»
1. Определите систематическое положение серебристого карася в живой природе
Вид- серебристый карась
Отряд- 
Класс – 
Подтип – 
Тип-
2. Прочитайте текст учебника стр. 111-112 «Отряд карпообразные» и перечислите признаки характерные для представителей данного отряда.
3. Рассмотрите карася и перечислите черты приспособленности к среде обитания
Сравните карася и золотую рыбку. Заполните таблицу.

Признаки

Карась серебристый

Золотая рыбка

Различие



Сходство


Сделайте вывод по результатам сравнения. 
4. Назовите озера в респ. Мордовия, в котором водятся караси? Каково значение карася в природе и жизни человека? 
Слово учителя после выступления группы:
Известно ли вам что карпа считают одомашненной рыбой. Многие аквариумные рыбы относятся к отряду карпообразные. 

Группа № 3
Лабораторная работа «Изучение особенностей строения и мест обитания рыб отряда камбалообразные»

Определите систематическое положение камбалы в живой природе

Вид- Камбала морская
Отряд- 
Класс – 
Подтип – 
Тип-

Прочитайте статью «Отряд камболообразные» в книге «Жизнь животных» (т. 6. М.: Просвещение, 1971). Перечислите признаки характерные для данного отряда.

Рассмотрите камбалу и назовите черты приспособленности к придонному образу жизни? (Для подготовки ответа используйте дополнительную литературу: С.П. Наумов Зоология позвоночных).

Можно ли сказать, что представители отряда камбаловых имеют промысловое значение? Ответ поясните.


Слово учителя после выступления группы
Один ученый выловив камбалу удивился тому, что она не меняет окраску на цветной поверхности. Немного поразмыслив он решил что она плохо видит и смастери л ей очки. После чего повторил опыт и получил ожидаемый результат – тело камбалы приобрело окраску той поверхности, на которой она находилась.

Группа № 4 
Лабораторная работа «Изучение особенностей строения и мест обитания рыб отряда окунеобразные»

Определите систематическое положение окуня в живой природе

Вид- окунь обыкновенный
Отряд- 
Класс – 
Подтип – 
Тип-

Прочитайте текст в учебнике «Отряд окунеобразные» стр. 113. Перечислите признаки свойственные этому отряду.

Рассмотрите окуня и опишите черты приспособленности к среде обитания ( для подготовки ответа воспользуйтесь книгой Л.П. Саванеева. Рыбы России, стр. 21).

Как вы думаете можно ли назвать окуня и щуку сородичами по духу, но соперниками по сути? Ответ поясните.


Слово учителя после выступления группы
В странах Индонезии жители держат в аквариумах рыбку, которая называется окунь –брызгун . Он способен сбивать насекомых струей воды. Очень редко промахиваются. Ярко желтые глаза обеспечивают зоркость и могут видеть над водой. Таким образом, местные жители спасаются от вредных насекомых. 

Группа № 5
Редкие и охраняемые виды рыб.
1. Рассмотрите стенд 
А) Перечислите и покажите виды рыб, обитающих на территории Курганской области?
Б) Ведется ли промысел костных рыб в Курганской области? Если да, то каких.
2. Нуждаются ли костные рыбы в охране? 
- Назовите причины, по которым численность рыб сокращается. 
- Какие меры следует предпринять по восстановлению численности рыб?
3. Воспользуйтесь электронным вариантом «Красная книга Курганской области» и выясните какие костные рыбы находятся под охраной.

Слово учителя после выступления группы
Искусственное разведение рыб.
Русский, или сухой, способ осеменения. 
Икряную рыбу вытирают полотенцем, и, сгибая ей туловище, слегка надавливают на брюхо, выпускают икру в подставленную сухую чашу. В другой сосуд таким же образом выпускают молоки самца. Затем к молокам примешивают немного воды и этой мутной жидкостью обливают икру, перемешивая ее перышком и стараясь, чтобы жидкость могла попасть на каждую икринку. Оплодотворенную икру помещают в выводные аппараты, через которые все время протекает свежая вода. Там из икры выводятся мальки, которых потом выпускают в реки и озера.
Этот способ был впервые применен в 50-е года XIX века новгородским помещиком 
В.П. Врасским на основанном им Никольском рыбном заводе.

IV. Закрепление. 
Проводится в виде игры «Рыбалка»

Минога, щука, карп, сазан. Почему минога в этой «компании» лишняя? (минога относится к классу круглоротых).

Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему? (по годичным кольцам на чешуе рыбы можно определить в каких условиях она обитала в тот или иной период времени).

Какое родство между сазаном и карпом? (Сазан- это киргизское название дикого карпа, который существует в нескольких разновидностях. Зеркальный карп растет быстрее своего дикого предка и дает более вкусное и жирное мясо. Сазан пуглив и осторожен, а зеркальный карп спокойно подплывает к месту кормежки.)

Курящий рыболов в период ужения рыбы – горе – рыболов. Почему? (пальцы рыбака пахнут табаком, а значит и наживка пропитывается этим запахом).

Водоем, где обитали рыбы, был загрязнен радиоактивными веществами. Опыт показал, что хищные рыбы, этого водоема, являются самыми зараженными. Почему? (хищники последнее звено в цепи питания).

От каких рыб произошли аквариумные золотые рыбки? (от карасей)

Какая рыба одомашнена человеком? (карп) 

Какая рыба мечет наибольшее количество икринок? (луна – рыба – 300 млн. икринок).

Какие рыбы долго живут? (белуга, щука – 100 лет, камбала – 60 лет)

Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие – гуппи, меченсцы, гамбузия). 


V. Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
Итак, мы говорили о чертах приспособленности рыб к условиям среды обитания и об охране рыбных ресурсов.
- Что бы вы хотели еще узнать?

VI. Задание на дом.
Изучить § 23. 
Творческое задание (на выбор): 

в своей группе разработать фрагмент социальной рекламы по теме «Охрана рыб»

интервью с рыбаком «Особенности рыбалки» (разработать несколько вопросов, позволяющих раскрыть тему и провести интервью)

написать небольшой рассказ от лица рыбы 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!