СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  обобщить и закрепить знания о представителях классов рыб.

Задачи урока:

  1. Обобщить знание учащихся о классах Надкласса Рыбы. Повторить и систематизировать учебный материал темы.
  2. Расширить знания учащихся о многообразий, систематики и классификации представителей класса Костные рыбы. Определить видовой состав рыб р. Индигирка.
  3. Выявить уровень знаний учащихся по теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии»

Классы рыб

Цель урока:  обобщить и закрепить знания о представителях классов рыб.

Задачи урока:

  1. Обобщить знание учащихся о классах Надкласса Рыбы. Повторить и систематизировать учебный материал темы.

  2. Расширить знания учащихся о многообразий, систематики и классификации представителей класса Костные рыбы. Определить видовой состав рыб р. Индигирка.

  3. Выявить уровень знаний учащихся по теме.

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие местообитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработки ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение (слайд 3) – змеевидные (угри, мурены), плоские (скаты, камбала), дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба луна), торпедообразные (акулы, тунцы), шарообразные (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Классификация рыб Особенности внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии позволяют выделить среди многообразия рыб некоторые систематические группы:

1) Хрящевые рыбы. К ним относятся: отряд акулы, отряд скаты, отряд химерообразных. Скелет у этих рыб не костный, а хрящевой. Жаберных крылышек нет, а с каждой стороны 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

2) Костные рыбы. У этих рыб костный скелет, есть плавательный пузырь. Дыхание осуществляется посредством жабр. Костные рыбы представлены несколькими отрядами: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные.

Характеристика классов рыб (хрящевых и костных)

План ответа:

1. Количество видов
2. Среда обитания
3. Представители
4. Характерные черты (дыхание, движение, питание, кровеносная система, оплодотворение, размножение).

После ответов учеников – заполнение обобщающей таблицы

Класс рыбы

Признаки

Хрящевые рыбы

Костные рыбы

Количество видов

700

Около 20 тыс

Среда обитания

Морские воды

Морские и пресные воды

Представители

Акулы, скаты, химеры

Осетр, скумбрия, карп, угорь, мурена, щука, тунец, окунь и др.

Скелет

Хрящевой

Костный

Дыхание

Через жаберные щели

Жаберное, с помощью жаберной крышки

Движение

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников, воздушного пузыря

Питание

В основном хищные

Хищные, всеядные, растительноядные

Кровеносная система

Замкнутая, сердце двухкамерное

Замкнутая, сердце двухкамерное

Оплодотворение

Внутреннее

Наружное

Размножение

Яйцеживорождение

Откладка яиц (икры)

Задание 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам

1 вариант

Рфьлео – (форель), отряд лососеобразных
Отлпав – (плотва), отряд карпообразных
Аеуглб – (белуга), отряд осетрообразных

2 вариант

Мёсаг – (семга), отряд лососеобразных
Азнса – (сазан), отряд карпообразных
Юврсеаг – (севрюга), отряд осетрообразных

Роль и значение рыб в природе

1. Один из важных источников продуктов питания людей и животных
2. Источник производства клея (плавники, плавательный пузырь осетровых)
3. Промежуточные хозяева паразитических червей (гельминтов), опасных для здоровья человека
4. Эстетическое наслаждение (аквариум)

Домашнее задание Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!