СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме "Нуклеиновые кислоты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 10 классе по теме "Нуклеиновые кислоты" может оказаться полезным учителям биологии и химии. Конспект содержит биологические задачи на закрепление изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Нуклеиновые кислоты"»

Конспект урока биологии в 10 классе.

Нуклеиновые кислоты.

Цель урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;

    • раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации.

  • Развивающие:

    • развивать общеучебные умения;

    • развивать интеллектуальные умения (поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи;

    • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание);

    • развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

  • Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;

    • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  мультимедийный комплекс, презентация, видеофрагмент, таблица «Строение белка», лоток с реактивами ( белок, кислота, щелочь, спирт, спиртовка, держатель, пробирки., спички), раздаточный материал,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент 

2. Актуализация ранее изученного материала 

- Какую тему мы изучаем на последних уроках? (химический состав клетки)

- Какие органические вещества изучили на последнем уроке?

Чтобы продолжить изучать эту важную тему, мы оперативно повторим изученное.

Задание для всех: из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки.

Вода, фруктоза, витамин А, крахмал, гемоглобин, холестерин, рибоза, рыбий жир, актин, коллаген, воск, карбонат кальция, поваренная соль, льняное масло, хитин, инсулин.

На столах список веществ и чистый лист. Внесите названия веществ в соответствующие колонки.

На доске это задание выполняет..

Индивидуальный опрос:

В1 - Рассказать о составе и строении белков.

В 2 - Объяснить значение терминов денатурация и ренатурация. Выбрать из реактивов на лотке денатурирующие реагенты и продемонстрировать их действие на белок (одного из них). ТБ!!!

Проверка работы на доске и самопроверка (критерии оценивания 14-15 б «5»; 13-11 – «4»; 10- 7 – «3»). Оценить и сдать листочки.

Доп.- - Какое биологические функции выполняют белки?

3. Переход к новой теме.

О каких веществах ученый Френсис Крик воскликнул: «Это слишком красиво, чтобы не быть правдой!»

Наша тема: Нуклеиновые кислоты.

- Какие поставим цели? Что должны узнать о Н.К.?

3. Изложение нового материала 

Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные органические соединения.

Нуклеиновые кислоты были открыты последними из органических веществ. Почему?

«Из истории открытия нуклеиновых кислот» сообщение учащейся.

1869 год открыты швейцарским химиком И.Ф. Мишером в ядрах лейкоцитов

1950г М. Уилкинс, Роз. Франклин рентгеноструктурный анализ

1951г Э. Чаргафф колич. соотношение азотистых оснований

1953г структура ДНК была смоделирована в США, учеными Ф.Криком и Д. Уотсоном, механизм редупликации ДНК.

Таким образом, история открытия НК растянулась почти на 100 лет. Сегодня каждый школьник знает о существовании н.к.

- Что нам уже известно? Сколько видов НК? Как они называются? В каких частях клетки их можно обнаружить? Что является мономером НК? (нуклеотид)

Сравнение ДНК и РНК

параметр

ДНК

РНК

Место нахождения

Ядро, митохондрии, хлоропласт

Цитоплазма, рибосомы, ядрышко

Структура

Двухцепочная правозакрученная спираль

Одноцепочечная линейная или компактная

Состав нуклеотида

  1. сахар

  2. азотистое основание

  3. фосфат


Дезоксирибоза

Аденин, гуанин, цитозин, тимин


+


Рибоза

Аденин, гуанин, цитозин, урацил


+

Биологическая роль

(работа с учебником стр.50, .52)



  • Хранение наследственной информации

  • Передача наследственной информации следующим поколениям

  • Передача наследственной информации из ядра к месту синтеза

  • и-РНК перенос информацию с о первичной структуре белка с ДНК на рибосомы

  • т-РНК переносит аминокислоты к месту синтеза белка –  рибосомам

  • р-РНК  входит в состав рибосом.


Просмотр видеофрагмента о строении НК.

Заполнение таблицы.


Физминутка для глаз.


Работа с учебником стр. 50-52 (вариант 1 и 2) Биологическая роль ДНК и РНК. Внесение в таблицу.


  1. Закрепление

Решение задачи на комплементарность. Учащиеся дают определение «комплементарность», им предлагается

  1. достроить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи.
    1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т…
    2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А…

- Какими связями объединяются цепи ДНК в двойную спираль? (водородными)

Азотистое основание А (аденин) одной цепочки всегда связано двумя водородными связями с Т (тимином), а Г (гуанин) – тремя водордными связями с Ц (цитозином) противоположной цепочки.

2.Посчитать сколько двойных и тройных связей образуется на данном участке ДНК.

3. определить последовательность азотистых оснований в молекуле и-РНК, которая синтезируется на этом участке ДНК в результате транскрипции.

4. В составе двухцепочечной молекулы ДНК 15% аденина. Сколько гуанина, тимина и цитозина содержит эта молекула.


5. В молекуле ДНК азотистые основания, соединенные двойной водородной связью составляют 40%, соединенные тройной – 60%. Определите количество А,Т,Г,Ц,

Решение:

А =Т соеденены двойной чвязью, поэтому 40% : 2= 20%

Г= Ц соедененытройной связью, поэтому 60% : 2 = 30%

6. Участок молекулы ДНК содержит 50 гуанина ( Г). Определите количество цитозина (Ц) на этом участке, а также их число в каждой из дочерних молекул ДНК, образующихся в процессе репликации этого участка.

Решение:

1)По правилу Э.Чаргаффа в молекуле ДНК количество ( Г) равно количеству ( Ц),т.к. они комплементарны друг другу и соединены тройной водородной связью, т.е.(Ц)50.

2)Репликация ДНК идет по принципу полуконсервативности и дочерние ДНК идентичны материнской, поэтому количество нуклеотидов будет такое же: 50Г и 50Ц.

Всегда: при репликации ДНК новых нуклеотидов требуется столько же, сколько и было в материнской!!!

6.иРНК содержит А -14, Г – 35, Ц – 21, У – 30. Определите число нуклеотидов в двуцепочной ДНК, с цепи которой была списана данная иРНК.

14 30 35 21

А У Г Ц иРНК

Т А Ц Г ДНК

А Т Г Ц

14 30 35 21

т.о. А – 14+30 = 44, Т –14 +30= 44, Г – 35+21=56, Ц – 35+21=56

7. В трансляции участвовало 50 молекул тРНК. Определите, во сколько раз молекула белка легче участка молекулы иРНК, на которой он синтезируется. Средняя молекулярная масса аминокислоты 110, нуклеотида - 300. Ответ поясните.

Решение:

1) ОднатРНК транспортирует одну аминокислоту, поэтому аминокислот в белке будет 50. Нуклеотидов в иРНК будет 50х3= 150, т.к. одна амнокислота кодируется тремя нуклеотидами.

2)Масса белка равна 50 х110= 5500, масса гена равна 150 х 300= 45000.

3) 45000 : 5500= 8раз


  1. Домашнее задание .п. 2.6 повторить 2.4, 2.5.

сфотографировать задачи и решить дома

*написать оду одному из веществ клетки.


Рефлексия.

– Что показалось интересным?

- Чему научились?

Написать синквейн «Нуклеиновые кислоты».


Итог урока. Оценки.

















Приложение


Задание:

из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки, внести в соответствующие колонки: вода, фруктоза, витамин А, крахмал, гемоглобин, холестерин, рибоза, рыбий жир, актин, коллаген, воск, карбонат кальция, поваренная соль, льняное масло, хитин, инсулин, казеин, глюкоза.


Органические вещества

углеводы

липиды

белки





Критерии оценивания:

«5» - 15-14 б

«4» - 13-11б

«3» - 10-7 б

Задачи по молекулярной биологии.

1.Достроить по принципу комплиментарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи.
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т…
2-я цепь ДНК:

2.Подсчитать, сколько двойных и тройных связей образуется на данном участке ДНК.

3. Определить последовательность азотистых оснований в молекуле и-РНК, которая синтезируется на этом участке ДНК в результате транскрипции.

4. В составе двухцепочечной молекулы ДНК 15% аденина. Сколько гуанина, тимина и цитозина содержит эта молекула.

5. В молекуле ДНК азотистые основания, соединенные двойной водородной связью составляют 40%, соединенные тройной – 60%. Определите количество А,Т,Г,Ц.

6. Участок молекулы ДНК содержит 50 гуанина ( Г). Определите количество цитозина (Ц) на этом участке, а также их число в каждой из дочерних молекул ДНК, образующихся в процессе репликации этого участка.

7. иРНК содержит А -14, Г – 35, Ц – 21, У – 30. Определите число нуклеотидов в двуцепочной ДНК, с цепи которой была списана данная иРНК.

8. В трансляции участвовало 50 молекул тРНК. Определите, во сколько раз молекула белка легче участка молекулы иРНК, на которой он синтезируется. Средняя молекулярная масса аминокислоты 110, нуклеотида - 300. Ответ поясните.







Ф.И. -----------------------------------

Органические вещества

углеводы

липиды

белки
















Ф.И. -----------------------------------

Органические вещества

углеводы

липиды

белки









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!