Загадочный мир амфибий.
Цель урока: Формировать и совершенствовать знания о классе земноводные, опираясь на полученные знания; изучить многообразие и значение земноводных.
Задачи урока:
раскрыть особенности основных отрядов, которые объединяет класс земноводные, многообразие видов и их значение в биоценозах;
продолжить формирование умений - узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значения в биоценозах;
развивать слуховую память, логическое мышление, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, использование ИКТ, рейтинговая оценка.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, тестирование, составление опорной схемы.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, карточки с заданием, дифференцированные разноуровневые тестовые задания.
ХОД УРОКА
Организация класса
Основная часть
Вводное слово учителя под звук кваканья лягушек.
Кто не знает земноводных, какие чувства испытываем мы при встрече с ними? Почему эти существа заслужили такую славу? А ведь среди них есть немало интересного. Давайте вместе с вами познакомимся ближе с этими животными и может быть ваше мнение о них измениться. Я вас приглашаю в загадочный мир амфибий.
Какую цель мы должны поставить чтобы узнать о земноводных как можно больше (Многообразие и значение).
Оценить вашу работу на уроке помогут лягушата, за ответы вы будете получать жетоны. В конце мы посчитаем их: отличную оценку получат те кто наберет большее количество жетонов, хорошую – разница на 1-2 жетона и т.д.
проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте вспомним о строении земноводных.
выполнения задания на компьютере 3 человека
2 человека тест
2 человека у доски пояснения терминов
головастик – личиночная стадия лягушек
клоака - расширенная конечная часть задней кишки у некоторых позвоночных животных, куда впадают выделительные и половые протоки мочеполовой системы.
метаморфоз – развитие с превращением.
стегоцефал – древняя амфибия.
мозжечок – отдел головного мозга, отвечающий за движение и координацию движений.
третье веко - одна из важнейших защитных и функциональных структур вспомогательного аппарата глаза.
(за ответы раздаются лягушки)
А теперь приступим к изучению новой темы.
Класс земноводных объединены в три отряда:
Наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые.
Посмотрите на представителей, что их объединяет.
Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине. Сюда относятся хорошо вам известные лягушки, жабы. Квакши, которые обитают на деревьях в тропических лесах, здесь же они строят из листьев домики, сворачивая их в трубку, и откладывает икру.
Известно более 20 современных семейств и около 3500 видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.
Отряд Хвостатые – другой отряд земноводных. Все они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными. Тритоны живут в воде, а летом тритоны выходят на сушу и ведут скрытный образ жизни неподалеку от различных водоемов. Удивительное животное – протей, населяют водоемы, которые никогда не покидают. Конечности очень маленькие, всю жизнь сохраняют наружные жабры. 9 семейств (около 360 видов) обитают преимущественно в Северном полушарии, за экватором можно встретить только очень немногие формы. Некоторые хвостатые (например, огненная саламандра) выделяют токсин кожными железами.
Отряд Безногие.
Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца, что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.
У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.
Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м. 160 видов разделены примерно на 6 семейств.
Сообщение о рекордсменах.
Проверочная работа – кто это?
Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо, влево, наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
Значение: Поговорим о значение земноводных. Собрав пазл, на обратной стороне вы прочитаете о значении земноводных.
Поедают насекомых
Звено в цепи питания
Поедают мальков ценных промысловых рыб
Лабораторные животные (сообщение)
Биоиндикаторы – живут только в чистой воде. В России встречается 29 видов земноводных, из них в Красную Книгу России занесено 8 таксонов. Это об очень многом говорит.
Лягушки томные в пруду,
Особенно в начале лета
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедлю у пруда шаги,
Как песня лунная напевна.
Не бей лягушек – береги
А вдруг одна из них… царевна!
Задание 1
Решите задачу. На лугу обитает 720 травяных лягушек. Каждая в сутки съедает 7 насекомых. Сколько насекомых съест лягушка за 6 месяцев? Какое количество насекомых будет съедено всеми лягушками за это время на лугу? сделайте вывод из полученных данных.
Задание 2
У тритонов кожа в течение жизни может изменяться, в один период она тонкая и влажная, в другой – толстая и грубая. Что это за периоды в жизни тритона?
Пожив два-три года на суше, пятнистые тритоны снова возвращаются в водоемы, чтобы там отложить яйца. В этот период они снова меняют окраску. Черные пятна на спине исчезают, и вся она становится зеленой. После этого кожа из грубой и плотной превращается в гладкую и мягкую, на хвосте вырастают дополнительные плавники. Так тритон в третий, в последний раз меняет среду своего обитания и уже до конца дней остается в воде.
Задание 3
Учёными было замечено странное поведение ежей. Поймав жабу, ёж впивается зубами в её околоушные железы, после чего смачивает свои иголки выделяемой изо рта слюной. Как объяснить такое поведение ежей?
Задание 4
В умеренном поясе насчитывается всего несколько десятков видов земноводных, в тропиках их более 1.5 видов. Объясните, почему?
Задание 5 (для двоих)
Как отличить лягушку от жабы? Заполните сравнительную таблицу. Почему жабы в отличие от лягушек могут жить в сухих местах?
Признаки | Лягушка | Жаба |
Кожа. | | |
Способ передвижения. | | |
Места обитания. | | |
Внешний вид икры. | | |
ЖАБЫ Зубов нет. Зрачок глаза горизонтальный. Кожа бугорчатая, бородавчатая. Кладка икры в виде шнура. Обитает в лесах, садах, парках, кустарниках, на дне оврагов и степных балок. Жаба ведет сухопутный образ жизни. В связи с этим ее кожа ороговела и гораздо лучше, чем у других земноводных, защищена от испарения. Естественно, что при таких условиях дыхание жабы осуществляется главным образом через легкие, так как кожный газообмен затруднен. Кожа жабы относительно сухая и на ощупь покрыта железными бугорками, при раздражении которых выделяется едкая слизь. Днем жабы прячутся среди камней в сырых ямах, забираются в норы грызунов, а ночью выходят на добычу. Питаются исключительно наземными беспозвоночными, среди которых преобладают насекомые, в том числе вредители лесов, садов, полей и огородов. Зимняя спячка у жаб длится около 170 дней. Весной, вскоре после пробуждения, они направляются к водоемам для икрометания, где задерживаются около недели, а затем покидают его. Откладка икры проходит в конце апреля или в начале мая.
ЛЯГУШКИ Кожа гладкая или слабобугорчатая. Зрачок глаз горизонтальный. На задних ногах хорошо развиты плавательные перепонки. На верхней челюсти есть зубы. Икра в виде комков. Она ведет исключительно водный образ жизни на протяжении всего года. Окраска тела прекрасно гармонирует с фоком водной растительности. По способу питания озерная лягушка - хищник. В наших условиях ведет дневной образ жизни. Охотится "на различных насекомых. Пищевой рефлекс сопровождается выбрасыванием липкого языка, которым она накрывает свою добычу и отправляет в рот. Насытившись, лягушка уходит в воду, где в благоприятных для нее условиях отдыхает и переваривает пищу. Зимуют лягушки на дне водоема, мигрируя осенью либо в более глубокие из них, либо к родникам. Зимующие лягушки часто скапливаются под нависающими берегами или скрываются в подвальной растительности. Выходят с зимовок с конца марта до конца мая при температуре воздуха около 10-12 градусов тепла. Между первым появлением лягушек и началом икрометания проходит от недели до месяца.
Задание 6
Многие хвостатые амфибии, причем как взрослые, так и личинки, способны регенерировать утраченные части тела, причем не только наружные (конечности, хвост), а даже внутренние. Известны случаи, когда тритон смог восстановить сердце. А какие еще способы защиты могут быть у земноводных?
Затаивание, замирание, убегание от врагов, упрятывание в укрытиях, отбрасывание (автотомия) хвоста и др., так и активную защиту – криками, отталкиванием, угрожающими позами с использованием ядовитых выделений и прочее. Для оборонительного поведения амфибиям предоставлены морфологические и физиологические особенности их организма. К морфологическим особенностям относятся все типы покровительственной или отпугивающей окраски и формы тела животных, а также органы пассивной и активной защиты от врагов: мозоли на лапах для зарывания амфибий в землю, ядовитые кожные железы.
Черный ящик
Внимание! Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. ( В нем находятся ласты сконструировал француз Луи де Корле 1929 г, вакуумные присоски или ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).
Давайте вернемся к началу нашего урока. Вспомните о каких чувствах вы говорили, которые у вас появляются при воспоминании о земноводных? Изменилось ваше отношение к ним? И чтобы закрепить эти чувства давайте просмотрим видео.
РЕЗЕРВ
Загадки:
Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брасом
Многих переплыть смогу. (лягушка) – (слайд )
Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (квакша) – (слайд )
Кто в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (тритон) – (слайд )
Перепутав, вроде, сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги
Ноги задние растут? (головастик.) – (слайд )
подсчет лягушек и выставление отметки
Повторить тему Надкласс Рыбы и Класс Земноводные – подготовиться к контрольной работе.
Сказка или стихотворение о Земноводных