СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Многообразие земноводных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: - познакомить учащихся с многообразием земноводных, закрепить знания о строении и образе жизни земноводных;

                      - продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умений логически мыслить, обобщать и делать выводы;

                       - продолжить формирование бережного отношения к природным объектам.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Многообразие земноводных"»

Урок. Многообразие земноводных. 7 класс

Цели урока: - познакомить учащихся с многообразием земноводных, закрепить знания о строении и образе жизни земноводных;

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умений логически мыслить, обобщать и делать выводы;

- продолжить формирование бережного отношения к природным объектам.

Методы и формы работы: работа с учебником, дидактическая игра, беседа, демонстрация, тестирование.

Оборудование: таблицы «Размножение и развитие земноводных», « Многообразие земноводных», иллюстрации, карточки с заданиями, учебники.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Мотивация учебного процесса.

Ребята, представьте, что мы с вами редколлегия журнала «Юный натуралист». Я – главный редактор – человек, который руководит выпуском журнала, дает задание своим сотрудникам и контролирует их выполнение. Вы – работники отделов:

- иллюстраций;

- развлечений;

- переписки с читателями;

- корректоров;

- корреспонденты

( Ребята объединяются в группы и рассаживаются по названиям отделов. Распределение осуществляет учитель, так чтобы в отдел иллюстраций попали наиболее слабые учащиеся, а в отделы корректоров и переписки с читателями - наиболее сильные. )

Сегодняшний выпуск журнала будет посвящен многообразию земноводных. Итак, за работу.

3. Актуализация опорных знаний.

Для начала вспомним, каких животных относят к классу земноводные, и что мы о них знаем.

Тест – «Верно ли утверждение?» (4 балла)

  1. Кожа земноводных голая, в ней много желез.

  2. Глаза не имеют век.

  3. Наружное ухо без ушной раковины.

  4. Сердце земноводных состоит из желудочка и двух предсердий.

  5. У земноводных один круг кровообращения.

  6. 50% кислорода поступает в кровь через влажную кожу.

  7. Личинка земноводных называется головастиком.

  8. Хвостовые позвонки лягушки срослись в хвостовую кость – уростиль.

( Используем метод взаимопроверки по образцу на доске)


4. Изучение нового материала

А) А теперь приступаем к основному этапу работы. Откройте свои блокноты (тетради) и запишите задание. Составить схему:

Систематика класса земноводные

Отряд ….. Отряд….. Отряд….

1. 1. 1.

2. 2. 2.

.

Для выполнения этой работы откройте параграф 38.

Найдите и выпишите название отрядов и 2 их признака. После проверки приступаем к следующему заданию.

Б) После общего знакомства с систематикой земноводных каждый из отделов получает конкретное задание.



1. «Отдел иллюстраций» (2-3учащихся): (4балла)

а) Найти в учебнике название предложенных вам животных.

б) Распределить их на три группы и разместить на доске.

в) Объяснить свои действия.

( иллюстрации – жаба, лягушка, квакша, тритон, пятнистая саламандра, тритон, кольчатая червяга)


2. «Отдел развлечений» (2-3 человека) (4 балла): 6 баллов

Придумать вопросы к словам кроссворда ( сетка заранее начерчена на доске), используя материал параграфа - саламандра, жаба, квакша, тритон, жерлянка, червяга.


3. « Корректорский отдел» (см. приложение 1)

а) Определите, к какому отряду принадлежит данное животное.

б) Почему?

в) Найдите и исправьте биологические ошибки.


4. Отдел «Переписка с читателями» (см. приложение 2): 6 баллов

а) К какому отделу принадлежит данное животное?

б) Почему?

в) Ответьте на вопрос, используя материал учебника и предложенную дополнительную литературу.


5. Корреспондентский отдел.(2 человека) 4 балла

Используя « Книгу для чтения по зоологии» найти материал и составить короткое сообщение о земноводных Африки, Южной Америки и т.п.


После 10 минутной работы выслушиваем отчет о проделанной работе и подводим итог.


5. Рефлексия. Спасибо за хорошо выполненную работу. Выпуск журнала готов для печати.

Каковы ваши впечатления о проделанной нами работе?

6. Домашнее задание.

Параграф 38 выучить, 36, 37 – повторить, найти дополнительный материал об интересных проявлениях заботы о потомстве у земноводных





















Приложение 1

1. Определите, к какому отряду относится данное животное?

2.Признаки данного отряда.

3. Найдите и устно исправьте биологические ошибки.






Квакша, ее другое название древесница. Небольшая лягушка с ярко-зеленой окраской спины. Большую часть своей жизни проводит на деревьях, охотясь за насекомыми. Ползать по стволу ей помогают когти на лапках и длинный цепкий хвост. Но в период размножения квакши возвращаются в воду, где откладывают икру. Вылупившиеся из икринок лягушата тут же возвращаются на деревья.















Приложение 1

1. Определите, к какому отряду относится данное животное?

2.Признаки данного отряда.

3. Найдите и устно исправьте биологические ошибки.






Гигантская саламандра – типичный обитатель рек и озер Украины. Ее тело может достигать в длину до 3 метров. Она очень хорошо плавает, а на суше передвигается большими прыжками, т.к ее задние конечности намного больше передних. Питается водными растениями, а мясо самой саламандры используют в пищу местные жители.



















Приложение 1

1. Определите, к какому отряду относится данное животное?

2.Признаки данного отряда.

3. Найдите и устно исправьте биологические ошибки.






Жаба серая, как и все жабы лучше других земноводных приспособлена к жизни на суше, так как ее кожа защищена от высыхания ороговевшими бугорками. Слизь, которую в минуты опасности выделяет ее кожа, очень ядовита и опасна даже для человека. Питается серая жаба ночными насекомыми, слизнями, червями. Захватив их длинным языком,она тщательно их пережевывает и только потом проглатывает. Большую часть жизни жабы проводят в воде.


















Приложение 2.

1. Определите, к какому отряду относится данное животное?

2.Признаки данного отряда.

3. Ответьте на заданный вопрос.





Шпорцевой лягушке, находящейся в аквариуме с мутной водой, заклеили ноздри. Однако брошенного в аквариум мотыля она быстро нашла и проглотила.


С помощью каких органов чувств шпорцевая лягушка ориентируется в мутной воде?

Какое предположение о среде обитания этого животного вы можете сделать?













Приложение 2.




1. Определите, к какому отряду относится данное животное?

2.Признаки данного отряда.

3. Ответьте на заданный вопрос.








Протей- земноводное, обитающее в подземных реках. Взрослые протеи слепы. Но если личинок этого животного выращивать на свету - они сохраняют свое зрение.


О чем свидетельствует данный факт?

















Приложение 2.


1. Определите, к какому отряду относится данное животное?

2.Признаки данного отряда.

3. Ответьте на заданный вопрос.



О серой жабе существует множество саамы разных поверий. Так многие люди считают, что от жаб могут появиться бородавки, т.к. их кожа грубая и бугристая. А некоторые огородники утверждают, что на их огородах жабы объедают клубнику.


Так ли это? Что делают жабы на грядках с клубникой?