Урок. Многообразие земноводных. 7 класс
Цели урока: - познакомить учащихся с многообразием земноводных, закрепить знания о строении и образе жизни земноводных;
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умений логически мыслить, обобщать и делать выводы;
- продолжить формирование бережного отношения к природным объектам.
Методы и формы работы: работа с учебником, дидактическая игра, беседа, демонстрация, тестирование.
Оборудование: таблицы «Размножение и развитие земноводных», « Многообразие земноводных», иллюстрации, карточки с заданиями, учебники.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Мотивация учебного процесса.
Ребята, представьте, что мы с вами редколлегия журнала «Юный натуралист». Я – главный редактор – человек, который руководит выпуском журнала, дает задание своим сотрудникам и контролирует их выполнение. Вы – работники отделов:
- иллюстраций;
- развлечений;
- переписки с читателями;
- корректоров;
- корреспонденты
( Ребята объединяются в группы и рассаживаются по названиям отделов. Распределение осуществляет учитель, так чтобы в отдел иллюстраций попали наиболее слабые учащиеся, а в отделы корректоров и переписки с читателями - наиболее сильные. )
Сегодняшний выпуск журнала будет посвящен многообразию земноводных. Итак, за работу.
3. Актуализация опорных знаний.
Для начала вспомним, каких животных относят к классу земноводные, и что мы о них знаем.
Тест – «Верно ли утверждение?» (4 балла)
Кожа земноводных голая, в ней много желез.
Глаза не имеют век.
Наружное ухо без ушной раковины.
Сердце земноводных состоит из желудочка и двух предсердий.
У земноводных один круг кровообращения.
50% кислорода поступает в кровь через влажную кожу.
Личинка земноводных называется головастиком.
Хвостовые позвонки лягушки срослись в хвостовую кость – уростиль.
( Используем метод взаимопроверки по образцу на доске)
4. Изучение нового материала
А) А теперь приступаем к основному этапу работы. Откройте свои блокноты (тетради) и запишите задание. Составить схему:
Систематика класса земноводные
Отряд ….. Отряд….. Отряд….
1. 1. 1.
2. 2. 2.
.
Для выполнения этой работы откройте параграф 38.
Найдите и выпишите название отрядов и 2 их признака. После проверки приступаем к следующему заданию.
Б) После общего знакомства с систематикой земноводных каждый из отделов получает конкретное задание.
1. «Отдел иллюстраций» (2-3учащихся): (4балла)
а) Найти в учебнике название предложенных вам животных.
б) Распределить их на три группы и разместить на доске.
в) Объяснить свои действия.
( иллюстрации – жаба, лягушка, квакша, тритон, пятнистая саламандра, тритон, кольчатая червяга)
2. «Отдел развлечений» (2-3 человека) (4 балла): 6 баллов
Придумать вопросы к словам кроссворда ( сетка заранее начерчена на доске), используя материал параграфа - саламандра, жаба, квакша, тритон, жерлянка, червяга.
3. « Корректорский отдел» (см. приложение 1)
а) Определите, к какому отряду принадлежит данное животное.
б) Почему?
в) Найдите и исправьте биологические ошибки.
4. Отдел «Переписка с читателями» (см. приложение 2): 6 баллов
а) К какому отделу принадлежит данное животное?
б) Почему?
в) Ответьте на вопрос, используя материал учебника и предложенную дополнительную литературу.
5. Корреспондентский отдел.(2 человека) 4 балла
Используя « Книгу для чтения по зоологии» найти материал и составить короткое сообщение о земноводных Африки, Южной Америки и т.п.
После 10 минутной работы выслушиваем отчет о проделанной работе и подводим итог.
5. Рефлексия. Спасибо за хорошо выполненную работу. Выпуск журнала готов для печати.
Каковы ваши впечатления о проделанной нами работе?
6. Домашнее задание.
Параграф 38 выучить, 36, 37 – повторить, найти дополнительный материал об интересных проявлениях заботы о потомстве у земноводных
Приложение 1
1. Определите, к какому отряду относится данное животное?
2.Признаки данного отряда.
3. Найдите и устно исправьте биологические ошибки.

Квакша, ее другое название древесница. Небольшая лягушка с ярко-зеленой окраской спины. Большую часть своей жизни проводит на деревьях, охотясь за насекомыми. Ползать по стволу ей помогают когти на лапках и длинный цепкий хвост. Но в период размножения квакши возвращаются в воду, где откладывают икру. Вылупившиеся из икринок лягушата тут же возвращаются на деревья.
Приложение 1
1. Определите, к какому отряду относится данное животное?
2.Признаки данного отряда.
3. Найдите и устно исправьте биологические ошибки.

Гигантская саламандра – типичный обитатель рек и озер Украины. Ее тело может достигать в длину до 3 метров. Она очень хорошо плавает, а на суше передвигается большими прыжками, т.к ее задние конечности намного больше передних. Питается водными растениями, а мясо самой саламандры используют в пищу местные жители.
Приложение 1
1. Определите, к какому отряду относится данное животное?
2.Признаки данного отряда.
3. Найдите и устно исправьте биологические ошибки.

Жаба серая, как и все жабы лучше других земноводных приспособлена к жизни на суше, так как ее кожа защищена от высыхания ороговевшими бугорками. Слизь, которую в минуты опасности выделяет ее кожа, очень ядовита и опасна даже для человека. Питается серая жаба ночными насекомыми, слизнями, червями. Захватив их длинным языком,она тщательно их пережевывает и только потом проглатывает. Большую часть жизни жабы проводят в воде.
Приложение 2.
1. Определите, к какому отряду относится данное животное?
2.Признаки данного отряда.
3. Ответьте на заданный вопрос.

Шпорцевой лягушке, находящейся в аквариуме с мутной водой, заклеили ноздри. Однако брошенного в аквариум мотыля она быстро нашла и проглотила.
С помощью каких органов чувств шпорцевая лягушка ориентируется в мутной воде?
Какое предположение о среде обитания этого животного вы можете сделать?
Приложение 2.
1. Определите, к какому отряду относится данное животное?
2.Признаки данного отряда.
3. Ответьте на заданный вопрос.

Протей- земноводное, обитающее в подземных реках. Взрослые протеи слепы. Но если личинок этого животного выращивать на свету - они сохраняют свое зрение.
О чем свидетельствует данный факт?
Приложение 2.
1. Определите, к какому отряду относится данное животное?
2.Признаки данного отряда.
3. Ответьте на заданный вопрос.

О серой жабе существует множество саамы разных поверий. Так многие люди считают, что от жаб могут появиться бородавки, т.к. их кожа грубая и бугристая. А некоторые огородники утверждают, что на их огородах жабы объедают клубнику.
Так ли это? Что делают жабы на грядках с клубникой?