Классный час по профориентации.
«Многообразный мир профессий»8класс.
Цель: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора будущей профессии, приложение творческих способностей к той или иной сфере деятельности.
Задачи:
объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;
проверить их склонность к какому-либо типу существующих профессий;
познакомить с классификацией профессий, с конкретными профессиями;
способствовать принятию личностью нравственно ценных идей;
Оборудование: Карточки с заданиями, листы, клей, фломастеры.
Психолог: Здравствуйте дорогие ребята, как вы поняли речь сегодня на нашем классном часе пойдет о профессиях. Назовем мы его «Многообразный мир профессий».
В нашем мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - более 40 тысяч. По существу, огромное количество возможностей и вариантов. Чтобы вам было известно и в нашем городе существует около 650 профессий и специальностей. Очень трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы с вами всё-таки попробуем это сделать. Эпиграфом нашего классного часа будут слова Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Психолог: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять ежедневно. Я хочу прочесть вам одну легенду, послушайте ее пожалуйста. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Психолог: В ответах каждого прозвучало их личное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Нет никакого секрета, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютерных технологий далеко не все относятся к своей работе с любовью, получая от труда моральное удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)
Психолог: Поэтому очень важно, своевременно и правильно определится со своими интересами. Каким образом это можно сделать? На прошлой неделе мы проводили тестирование по вашей профессиональной ориентации. И сейчас, мы разобьемся на группы, в зависимости от типа профессии, которая вам подходит.
Человек-человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
Человек-техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
Человек-знаковая система. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Человек- искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Человек- природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.
Давайте попробуем проверить, так ли легко найти профессию, соответствующую своему типу.
Игра «Проф- лото». На листе записаны различные профессии, разбейте их на группы в соответствии с предложенной типологией профессии.
Ответы:
инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик. Человек- техника
официант, юрист, продавец, парикмахер. Человек-человек
кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Человек-природа
бухгалтер, лингвист, математик, программист-Человек- знаковая система
художник, писатель, актер. Человек- искусство
ПРОФЕССИЯ - устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.
Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.
Должность – это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право только тот, чья профессия – врач-терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями различных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог и юрист.
Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
Психолог: Итак ребята, мы с Вами многое узнали за урок, пора объявить конкурс «Профессионал». Вам дается 5 минут, за это время вы должны:
1 команда: Перечислить самые актуальные профессиональные качества
2 команда: Перечислить самые актуальные профессии.
3 команда: Перечислить то, ради чего люди трудятся
(Вывешивается ватман с изображением безжизненного дерева)
Теперь ребята, посмотрите внимательно перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе попробуем оживить его. Чтобы человек смог получить профессию, ему нужны определенные качества -это почва, которая питает корень профессионализма. 1 команда зачитывает качества, а помощники оформляют дерево, наклеивая на корни дерева коричневые стикеры. Результатом выработанных качеств является получение специальности- это листья нашего дерева.
(выступление 2 команды). Результаты человеческого труда- это плоды нашего дерева (выступление 3 команды). Посмотрите, какое красивое дерево получилось, как оно сразу преобразилось и расцвело. И даже принесло свои плоды! И чем больше людей над ним потрудятся, тем крепче оно будет.
Ребята, мы сейчас с Вами находимся на 1 ступени, в школе мы приобретаем знания которые помогут Вам в будущем правильно выбрать профессию которая будет Вам по душе и принесет плоды которыми Вы будете пользоваться всю жизнь !
Педагог-психолог Ивасюк В.Н.