СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многозначность и многоликость образа птицы

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет и иллюстрирует многозначность и многоликость образа птицы в народном искусстве.

Просмотр содержимого документа
«Многозначность и многоликость образа птицы»

Многозначность и многоликость образа птицы


Птица – один из древнейших и самых многозначных образов народного искусства. Несмотря на многозначность, птица часто была наделена лишь вспомогательными «функциями» во множестве композиций, зафиксированных в народном искусстве. Искусствовед и педагог Гришков В.В. считает, что птицы представляют собой символы божественной сущности неба, ветра, верха, духа неба, грома, плодородия, изобилия.

Птица - знак весны, удачного брака, а значит и материнства. Но она также и знак памяти об усопших, родных, для которых в северных деревнях вывешивали на окнах полотенца с вышитыми на них птицами. В виде птиц, утиц встречались в этих деревнях и солоницы, и ковши, и скобкари.

Птица - знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица - знак хорошего урожая, знак счастливого брака. Жениха и невесту величают «лебедем да лебедушкой», на голове женщины кокошник - две птицы, повернутые друг к другу.

Птица также совпадала с солярным знаком, заменяла его, сопутствовала ему.

Образ птицы в русском народном искусстве чрезвычайно многолик, имеет очень большое количество воплощений.

Это и вестники бед и несчастий – Обида (лебедь, птица печали и обиды) и гневный Див (удод, предвещающий несчастье), и гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов кочевников. Это и чудесные сказочные существа и сладкоголосые райские птицы, которые всегда вдохновляли и средневековых мастеров, и художников модерна: Алконост, Сирин, Гамаюн, Стратим, Жар-птица, Феникс, Финист Ясный Сокол и Царевна-Лебедь.

О Сирине и Алконосте, несмотря на их греческое происхождение, упоминается в русских летописях. Их изображения встречаются в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля, на предметах крестьянского обихода – расписных прялках, посуде, сундуках, мебели. Великий русский художник В.М. Васнецов в 1896 году написал картину «Сирин и Алконост. Песня радости и печали». Алконост — птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. Пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете. Другую райскую птицу — Сирина, напоминающую древнегреческих Сирен — принято относить к темным силам. Внешне она очень похожа на Алконоста и является частым его спутником. Однако, несмотря на то, что, в отличие от Алконоста, Сирин поет песни Радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок.

Существует предположение, что Сирин – это лишь более позднее имя Русалки, духа растительности и урожая южных степных и равнинных русских племен и родов, которая летала над полем, жила на деревьях и была птицей с девичьим лицом («Русалка на ветвях сидит»).

Еще одна райская птица - Гамаюн - это мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Имя ее, вероятно, происходит от старого слова «гамаюнить», то есть баюкать. Крик Гамаюна - добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее — напоминать людям о высших ценностях бытия.

Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же — Страфиль-птица, — архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под своим правым крылом.  Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом — море взволнуется, закричит — буря поднимется, а полетит — так закроет собой белый свет, потонут в море корабли, города и леса скроются под водой.

Нэлла Генкина. Птица Обида.

1999

Птица Див, прялка теремковая,

Ярославская губ., 19 век

Птица Див, вышивка,

Тула, 19 век



Птица Скопа на гербе г. Скопина



Райская птица Алконост

Райская птица Сирин





Русалка, резьба по дереву,

19 век













Птица Стратим



В.М. Васнецов «Сирин и Алконост. Песня радости и печали», 1896







Сирин, роспись на прялке,

19 век

Птица Сирин,

олонецкое полотенце




В.М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895


Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии - Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс, мифологическая птица, обладающая способностью возрождаться из пепла. Жар-птица из славянского эпоса - воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время гневного бога грозы.

В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния.

Похожая на павлина, она обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, которые дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

С птицей Феникс также связывают и появление в русских сказках другого известного персонажа - Финиста Ясного Сокола, чудесного супруга, навещающего возлюбленную под видом птицы.

Изящная Царевна-лебедь, наполовину птица, наполовину — прекрасная девушка,  стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре.

Грифон – это образ могучей птицы-собаки. Грифоны преграждали путь к Рипейским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в пекельное царство (нижний мир).

Жар-птица, мельхиор, латунь, перламутр, эмаль



Грифон на перстне


Финист Ясный Сокол,

лаковая миниатюра

Царевна-Лебедь,

плетение из лозы


Грифон. Суздальские врата.

13 век


Наряду с этими знаменитыми образами народные мастера, художники изображали множество других менее именитых птиц (петушков, курочек, уточек, павлинов, голубков) на прялках, наличниках, ставнях, на предметах обихода и мебели, вышивках, а также в виде глиняных игрушек.

Так, Петух – это образ птицы, отгоняющей нечистую силу и охраняющей от пожара. Поэтому на коньке крыш ставили деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу.

Уточка – это образ-символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. Долбленые ковши имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась также символом очистительной силы воды. Гребень, украшенный стилизованными фигурками водоплавающих птиц, геометрическим или чешуйчатым орнаментом был одновременно и защитным оберегом.



Петушок на ендове, белофонная роспись, 19 век




Птица на бураке из бересты,

19 век



Уточка-солоница,

Архангельская губ., 19 век



Скопкарь. Ковшичек-утица,

начало 19 века





Птицы на прялке, 19 век


Наличник окна светелки крестьянской избы. 
Середина 19 века


Кокошь – петух и курица,

игрушка из Филимоново, 1979




Птица. Вышивка, Каргополь, 19 век

Птицы на росписи дверки шкафа, рубеж 19-20 веков


Птица как образ народного искусства редко является тотемом или божеством, чаще всего она лишь сопровождает их изображения или является элементом жертвенного обряда. Этот образ является одним из самых распространенных и любимых образов народного творчества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!