Многофункциональное дидактическое пособие
для развития мелкой моторики рук
«Умные пальчики»
Актуальность:
В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи.
Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому работу по тренировке движений пальцев и кисти рук нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего детства.
Исходя из актуальности проблемы, и того, что в основе развития мелкой моторики руки детей, лежит игровая деятельность, как ведущий вид деятельности ребенка, мной было изготовлено пособие «Умные пальчики».
Описание пособия: пособие включает в себя комплекс развивающих игр
«Пальчиковые дорожки»;
«Веселая гусеничка»;
«Умные липучки»
«Веселые прищепки»
«Палочки-смекалочки»
«Веселые пинцеты»
«Волшебные шнурки»
«Игры с бусинками»
Возрастная направленность: предназначены для детей 3-5 лет
Форма работы: данное пособие можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе с детьми с разным уровнем развития, и в самостоятельной деятельности детей, общеразвивающей и коррекционной направленности.
Цель пособия: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного посредством дидактических пособий.
Задачи:
Обучающие:
-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
-формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
-развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
- совершенствование движений кистей рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Варианты игровых заданий для детей 3-4 лет:
Пальчиковые дорожки.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
Оборудование: сенсорные дорожки.
Ход игры: предложить ребенку прошагать пальчиками по дорожкам в разных направлениях. Сначала одним пальчиком, затем указательным и средним пальчиками по дорожке ведущей рукой. В дальнейшей работе с дорожками добавляются остальные пальчики.
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: сенсорные дорожки.
Ход игры: предложить ребенку прошагать под музыку (ускоряя и замедляя ритм) пальчиками по дорожкам в разных направлениях используя разную пару пальцев обеими руками одновременно.
Игры с бусинками.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
Оборудование: бусинки, ниточки, пластиковые ячейки
Ход игры:
1.«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
2. Предложить ребёнку самому сделать бусы для куклы. Используя крупные бусинки. 3.Брать руками бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: бусинки, ниточки, пластиковые ячейки
Ход игры:
1. Предложить ребёнку самому сделать бусы для куклы. Чередуя бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
2.Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки.
Волшебные шнурки.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
О
борудование: разноцветные шнурки, шаблоны для шнуровки.
Ход игры:
1.Ребенку предлагается элементарное продевание шнурка по обозначенной линии. Сначала поочередно вдевать шнурок в дырочки по порядку в один ряд – получаются прерывистые полоски.
2.Педлагаются шаблоны (птичка, пингвин, цветок, мишка) шнуровок по краю заготовки.
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: разноцветные шнурки, шаблоны для шнуровки.
Ход игры:
1.Предлагаются полоски, где два ряда дырочек и выполнять по показу разнообразные плетения – вертикальные и горизонтальные полоски, наискосок, перекрещивание.
2. Предлагаются шаблоны (Лягушонок, котик, собачка) шнуровок из частей.
3.Используются сюжетные шаблоны (ежик, корзинка с овощами или фруктами, дерево, одень котика)
4. Зашнуруйте ботинок и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок.
Умные липучки.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
Оборудование: шаблоны с липучками.
Ход игры:
1.Ребенку предлагается разложить по цвету божьих коровок.
2. Ребенку предлагается разложить по форме пчелок на цветок.
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: шаблоны с липучками.
Ход игры:
1. Ребенку предлагается сюжетные шаблоны (Цыплёнок, робот и собачка)
2. Ребенку предлагается собрать целую картинку из частей (лисички, дракона, собачки,).
В
еселые прищепки.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.
Ход игры:
1.Ребенку предлагается построить заборчик для коровы, теленка, козы и т. д., цепляя прищепки к картонке.
2. Ребенку предлагается прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и так далее).
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: маленькие прищепки, скрепки разных цветов, основы для создания фигур.
Ход игры:
1.Ребенку предлагается построить заборчик для коровы, теленка, козы и т. д., цепляя скрепки или маленькие прищепки картонке.
2. Ребенку предлагается прикреплять скрепки или маленькие прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и так далее).
3.Предложить детям использовать прищепки как конструктор. Соединяя прищепки между собой, можно собирать из них самые разные фигуры, от животных до космических кораблей.
Палочки - смекалочки.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
Ход игры: Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек по подготовленным образцам (путем наложения на образец)
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: деревянные палочки на липучках, карточки с заданием.
Ход игры: Ребенку предлагается собрать фигуру, которая изображена в карточке – это «Солнышко, бабочка, домик», из палочек соединив их между собой с помощью липучки.
Веселые пинцеты.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
Оборудование: пинцеты круглые, коробочки, помпоны, деревянные бусины
Ход игры:
1.«Случайно» рассыпать помпоны. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробку используя круглый пинцет.
2. Собрать комочки мятой бумаги используя круглый пинцет.
3.Разложить помпоны или деревянные бусины по цвету и форме в разные коробочки используя круглый пинцет.
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: разные виды пинцетов, шаблоны для игры, крышки, бусины.
Х
од игры:
1. Крышки или бусины рассыпались. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробку используя пинцет.
2. Ребенку предлагается по цвету расположить крышки на картинки используя разные виды пинцета.
Веселые гусеничка.
1.Дети с недостаточным уровнем освоения программы.
Оборудование: фетровые круги, голова гусенички с большой пуговицей.
Ход игры: Ребенку предлагается собрать гусеничку из больших кругов.
2. Дети с опережением уровня освоения программы.
Оборудование: фетровые круги, голова гусенички с маленькой пуговицей, схемы.
Ход игры: Ребенку предлагается собрать гусеничку из маленьких кругов используя схемы.