Многофункциональное дидактическое пособие
«Речевые кубики»
Актуальность:
Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. Дети с нарушением речи часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие «Речевые кубики”.
Описание пособия: пособие представляет собой серию из 24 кубиков 3 карточек для составления предложений из двух, три и четырех слов. Оформление граней кубов постоянно в виде знакомых для детей картинок: игрушки, домашние и дикие животные, части тела, овощи, фрукты, деревья, цветы, транспорт, глаголы 3 кубика, члены семьи, предметы дома, цвета, цифры до 6, геометрические фигуры. Карточки для составления предложений из двух, три и четырех слов. Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог).
Возрастная направленность:
Рекомендуется для детей дошкольного возраста (начиная с младшего дошкольного возраста и до старшего дошкольного возраста, с усложнением задач).
Форма работы: может быть использовано при организации совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности, как часть НОД, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.
Цель пособия:- развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать речь детей: вызывать речевую активность, учить правильно строить фразу, последовательно излагать мысли;
2.Закрепление в речи детей окончаний имен существительных («Один-много»);
3.Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов («Назови ласково»);
4.Совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы взрослого, используя форму простого предложения.
Развивающие:
1.Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, активизация и расширение словарного запаса с помощью кубиков по лексическим темам.
2.Развивать познавательные способности детей, формировать мыслительные процессы в ходе выполнения задания;
3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.
Воспитательные:
-воспитывать навыки общения, взаимодействия, чувство доброжелательности;
Варианты игровых заданий для детей 2-4 лет:
«Существительное»
Цель игры: Развивать словарный запас.
Ход игры:
Задаём вопрос: «Что это?», «Кто это?»
«Кто как кричит?»
Цель игры: развивать навыки звукоподражания.
Ход игры: ребенок вращает кубик и называет кто как кричит.
«Назови действие»
Цель игры: Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенного на ней героя и действие, которое он выполняет.
Ход игры: ребенок вращает кубик и называет действие.
«Назови цвет»
Цель игры: Закреплять знания ребенка о цвета.
Ход игры: ребенок вращает кубик и называет цвет.
«Один - много»
Цель игры: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход игры: ребенок вращает кубик и называет существительное в единственном числе, а затем множественное.
«Вопрос Вопросович»
Цель игры: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, овощи. Учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Ход игры: «Приготовим угощенье,
Пригласим всех на веселье…»
«Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?»
Ребенок вращает кубик взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например: сок из ананаса - …(ананасовый сок), варенье из клюквы - …(клюквенное варенье), пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча.
«Что такой формы бывает?»
Цель игры: Закреплять знания ребенка о геометрических фигурах
Ход игры: ребенок вращает кубик и называет геометрические фигуры, потом педагог задает вопрос Что бывает круглым? – …(мяч, солнце, луна, яблоко, вишня) и т.д
Игра «Угадай, чего не стало?»
Цель игры: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. Игра с 4 кубиками
Ход игры: перед ребенком выкладываются 4 кубика и задается вопрос Что здесь лишнее?
Дидактическая игра: «Составь словосочетание»
Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры:
Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – красная, Сапоги (какие) – синие, Шляпа (какая) – черная, большая…
Составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях :
предмет + цвет,
предмет + количество,
фигура + цвет,
фигура + количество,
предмет + действие,
предмет + форма.
«Назови ласково»
Цель игры: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительных ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Дети передают куб в кругу, изменяя фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
«Посчитай»
Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры:
Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.
«Какой, какая, какие?»
Ход игры:– (ребёнок бросает кубик и подбирает прилагательные к выпавшей картинке. Например: зима холодная, морозная, снежная).
Дидактическая игра: «Составь словосочетание»
Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.
предмет + количество + форма,
— предмет + цвет + форма,
— форма + цвет + количество.
Дидактическая игра: «Посчитай»
Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры:
Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.
«Слова – родственники»
Цель игры: упражнять в подборе однокоренных слов.
Ход игры:
Медведь – медведица, медвежонок, …
Волк - волчица, волчонок, волчище…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок….
«Опиши предмет»
Цель игры: развивать речь, логическое мышление.
Ход игры. ребенок должен описать предмет, который ему выпал на кубике, а дети отгадать что изображено.
Дидактическая игра: «Подбери признак»
Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры:
Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие) – кожаные, белые. Туфли (какие) – осенние, красивые… Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая) - белая, праздничная…. Шуба (какая) - меховая, теплая…
«Составь фразу»
Цель игры: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры. Предложить детям придумать предложения, из трех кубиков.