СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многофункциональное дидактическое пособие «Речевые кубики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание пособия: пособие  представляет собой серию из  24 кубиков 3 карточек  для составления предложений из двух, три и четырех слов. Оформление граней кубов постоянно в виде знакомых для детей картинок: игрушки, домашние и дикие животные, части тела, овощи, фрукты, деревья, цветы, транспорт, глаголы 3 кубика, члены семьи, предметы дома, цвета, цифры до 6, геометрические фигуры. Карточки для составления предложений из двух, три и четырех слов. Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог).

Просмотр содержимого документа
«Многофункциональное дидактическое пособие «Речевые кубики»»




Многофункциональное дидактическое пособие

«Речевые кубики»
















Актуальность:
Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. Дети с нарушением речи часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие «Речевые кубики”.

 Описание пособия: пособие представляет собой серию из 24 кубиков 3 карточек для составления предложений из двух, три и четырех слов. Оформление граней кубов постоянно в виде знакомых для детей картинок: игрушки, домашние и дикие животные, части тела, овощи, фрукты, деревья, цветы, транспорт, глаголы 3 кубика, члены семьи, предметы дома, цвета, цифры до 6, геометрические фигуры. Карточки для составления предложений из двух, три и четырех слов. Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог).

 Возрастная направленность:

Рекомендуется для детей дошкольного возраста  (начиная с младшего дошкольного возраста и до старшего дошкольного возраста, с усложнением задач).


Форма работы: может быть использовано при организации совместной деятельности детей и взрослых  и самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности, как часть НОД, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.

Цель пособия:- развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать речь детей: вызывать речевую активность, учить правильно строить фразу, последовательно излагать мысли;

2.Закрепление в речи детей окончаний имен существительных («Один-много»);

3.Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов («Назови ласково»);

4.Совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы взрослого, используя форму простого предложения.

Развивающие:

1.Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, активизация и расширение словарного запаса с помощью кубиков по лексическим темам.

2.Развивать познавательные способности детей, формировать мыслительные процессы в ходе выполнения задания;

3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.



Воспитательные:

-воспитывать навыки общения, взаимодействия, чувство доброжелательности;





Варианты игровых заданий для детей 2-4 лет:

«Существительное»


Цель игры: Развивать словарный запас.

Ход игры:

Задаём вопрос: «Что это?», «Кто это?»


«Кто как кричит?»


 Цель игры: развивать навыки звукоподражания.

Ход игры: ребенок вращает кубик и называет кто как кричит.



«Назови действие»


Цель игры: Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенного на ней героя и действие, которое он выполняет.

Ход игры: ребенок вращает кубик и называет действие.


«Назови цвет»


Цель игры: Закреплять знания ребенка о цвета.

Ход игры: ребенок вращает кубик и называет цвет.


«Один - много»


Цель игры: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход игры: ребенок вращает кубик и называет существительное в единственном числе, а затем множественное.

«Вопрос Вопросович»


Цель игры: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, овощи. Учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Ход игры: «Приготовим угощенье,

Пригласим всех на веселье…»

«Повар приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Давай попробуем и угадаем, из чего какое каждое блюдо?»

Ребенок вращает кубик взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает, например: сок из ананаса - …(ананасовый сок), варенье из клюквы - …(клюквенное варенье), пюре из картофеля - … (картофельное пюре). Игра сопровождается перекидыванием мяча.


«Что такой формы бывает?»


 Цель игры: Закреплять знания ребенка о геометрических фигурах

Ход игры: ребенок вращает кубик и называет геометрические фигуры, потом педагог задает вопрос Что бывает круглым? – …(мяч, солнце, луна, яблоко, вишня) и т.д


Игра «Угадай, чего не стало?»


Цель игры: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. Игра с 4 кубиками

Ход игры: перед ребенком выкладываются 4 кубика и задается вопрос Что здесь лишнее?





Дидактическая игра: «Составь словосочетание»


Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – красная, Сапоги (какие) – синие, Шляпа (какая) – черная, большая…


Составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях :

предмет + цвет,

предмет + количество,

фигура + цвет,

фигура + количество,

предмет + действие,

предмет + форма.




«Назови ласково»


Цель игры: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительных ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

     Дети передают куб в кругу, изменяя фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.



«Посчитай»


Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры:

      Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.


«Какой, какая, какие?»


Ход игры:– (ребёнок бросает кубик и подбирает прилагательные к выпавшей картинке. Например: зима холодная, морозная, снежная).




Дидактическая игра: «Составь словосочетание»


Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 предмет + количество + форма,

— предмет + цвет + форма,

— форма + цвет + количество.










Дидактическая игра: «Посчитай»


Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры:

      Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.


«Слова – родственники»


Цель игры: упражнять в подборе однокоренных слов.

Ход игры:

Медведь – медведица, медвежонок, …

Волк - волчица, волчонок, волчище…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок….

«Опиши предмет»

Цель игры: развивать речь, логическое мышление.

Ход игры. ребенок должен описать предмет, который ему выпал на кубике, а дети отгадать что изображено.





Дидактическая игра: «Подбери признак»


Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие) – кожаные, белые. Туфли (какие) – осенние, красивые… Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая) - белая, праздничная…. Шуба (какая) - меховая, теплая…




«Составь фразу»

Цель игры: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, из трех кубиков.