МБДОУ "Детский сад Лукоморье" структурное подразделения "Радуга" логопедическая гр. 5.г.Михайловка Многофинкциональное пособие по психоречевому развитию детей дошкольного возраста Лепбук «Русский народный фольклор, как средство развитие речи у детей дошкольного возраста»
Разработала: Сотникова Лариса Николаевна
Воспитатель 1 категория.
Цель и задачи пособия:
Цель : создание условий для активного использования фольклора в речевой деятельности детей, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи :
Учить детей правильной разговорной речи.
Учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).
Обогащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми.
Содержание лэпбука
Согласно теме и возраста детей были подобраны детские произведения (русские народные сказки, потешки, скороговорки, загадки, песенки, колыбельные песни), дидактические игры, настольно- печатные игры.
Содержание лэпбука
Варианты использования лэпбука
Использование лэпбука в разнообразных видах детской деятельности (в организованных формах обучения, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, в игровой деятельности.)
Знакомство с русскими народными загадками
"Волк и козлятки", " Три медведя"
"Лиса, заяц и петух"
"Маша и медведь"
"Кот, петух и лиса"
"Снегурушка и лиса"
Знакомство с колыбельными песнями.
"Ходит сон близ окон", "Баюшки- баю…"
Знакомство с русским фольклором
Знакомство с русскими народными потешками, песенками, прибаутками.
"Петя- петушок"
"Как у нашего кота."
"Котик, котик, поиграй!"
"Ой, мороз, мороз, мороз…"
"Аты-баты" (Считалки.)
Использование лэпбука в театрализованной деятельности
Сказка-потешка «Два гуся»
«Тянем репку»,
«Курочка ряба»,
«Расскажи сказку»,
"К нам гости пришли, дорогие пришли!"
"Терем- теремок"(перчаточный театр)
Игра на имитацию движений
"Мы- маленькие заиньки"
"Выросла репка большая"(теневой театр)
"К дедушке все прибежали, тянуть репку помогали" (драматизация сказки)
Сказка-потешка "Кисонька- мурысонька".
Дидактические игры с лэпбуком
Дидактические игры
«Собери сказку»
«Составь рассказ по картинкам»
"Летели две птички", "Заинька"
" Коза рогатая", "На птичьем дворе"
"Петушок", "Хохлатка", "Сова"
" Уточка"
" Курочка- рябушечка", "Еду- еду"
"Кисонька- мурысонька", "Зайка серенький сидит".
Разучивание потешек, песенок
"Петушок, петушок", "Как у нашего кота"
"Идёт коза рогатая", "Уточка"
"Пошёл котик на торжок", "Птички- невелички"
" Цок! Цок! Цок! Я Лошадка серый бок"
"Зимушка- зима"
"Ты, мороз, мороз"
"Баранки- калачи"
Использование лэпбука в художественной деятельности
Самостоятельная художественная деятельность:
Рассматривание картинок
Раскрашивание картинок с изображением героев песенок, потешек, сказок.
Срисовывание героев сказок.
Рисование и обыгрывание героев сказок, песенок, потешек.
Лепка героев сказок, потешек, песенок.
Использование лэпбука на занятиях по развитию речи
Развитие речи:
"Пересказ сказки "Репка"
"Матрёшкины потешки"
"Пересказ сказки "Колобок"
"Поиграем с Петушком!"
"Чудесный сундучок" (Русские народные загадки про зверей.)
Виды детской деятельности
Дети с удовольствием заучивали песенки, потешки, прибаутки. Их простота, мелодичность звучания помогли нам запомнить их большое количество. Фольклорные произведения мы использовали практически во всех сферах деятельности детей.
Работа по совершенствованию речи у детей в логопедической группе
Велась работа над проговариванием, договариванием слов, выделением голосом отдельных слов, над чувством ритма, эмоциональностью воспроизведения. Расширялись знания детей об окружающем мире: живой, неживой природе, людях, их быте, традициях, обычаях.
Достигнуты результаты в развитии речи детей логопедической группы
Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.
Результаты использования лэпбука
Повысился уровень развития речи детей для полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
Дети знают песенки, потешки, русские народные сказки, загадки, игры, в соответствии с их возрастом, у них увеличился словарный запас, они отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности, игровой деятельности.