СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Теорема Эйлера."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Теорема Эйлера."»

Вершины, ребра, грани многогранника.Развертка  Выпуклые многогранники.Теорема Эйлера.

Вершины, ребра, грани многогранника.Развертка Выпуклые многогранники.Теорема Эйлера.

Вопросы 1 Какие фигуры вы знаете в планиметрии? 2 Какие фигуры вы знаете в стереометрии? 3 Сколько вершин, ребер, граней у куба? 4 Сколько вершин, ребер, граней у тетраэдра? 5 Сколько вершин, ребер, граней у октаэдра?

Вопросы

1

Какие фигуры вы знаете в планиметрии?

2

Какие фигуры вы знаете в стереометрии?

3

Сколько вершин, ребер, граней у куба?

4

Сколько вершин, ребер, граней у тетраэдра?

5

Сколько вершин, ребер, граней у октаэдра?

Задача Эйлера Задача.  Три соседа имеют три общих колодца. Можно ли провести непересекающиеся дорожки от каждого дома к каждому колодцу? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой То, что не получилось на рисунке, не является доказательством невозможности соединения дорожками домиков и колодцев. Для доказательства воспользуемся следующей теоремой Эйлера.

Задача Эйлера

Задача. Три соседа имеют три общих колодца. Можно ли провести непересекающиеся дорожки от каждого дома к каждому колодцу?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

То, что не получилось на рисунке, не является доказательством невозможности соединения дорожками домиков и колодцев. Для доказательства воспользуемся следующей теоремой Эйлера.

Теорема Эйлера Теорема.  Для связного простого графа имеет место равенство В - Р + Г = 2, где В - число вершин, Р - общее число ребер, Г - число областей (граней), на которые граф разбивает плоскость. Доказательство .  Стянем какое-нибудь ребро графа, соединяющее две вершины, в точку. При этом число ребер и число вершин уменьшаться на единицу и, следовательно, В – Р + Г не измениться. Продолжая стягивать ребра, мы придем к графу, у которого имеется одна вершина, а ребрами являются петли. Уберем какое-нибудь ребро. При этом число ребер и число областей уменьшаться на единицу и, следовательно, В – Р + Г не изменится. Продолжая убирать ребра, мы придем к графу, у которого имеется одна вершина и одно ребро. У этого графа В = 1, Р = 1, Г = 2 и, следовательно, В – Р + Г = 2. Значит, для исходного графа также выполняется равенство В – Р + Г = 2. В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Теорема Эйлера

Теорема. Для связного простого графа имеет место равенство В - Р + Г = 2, где В - число вершин, Р - общее число ребер, Г - число областей (граней), на которые граф разбивает плоскость.

Доказательство . Стянем какое-нибудь ребро графа, соединяющее две вершины, в точку. При этом число ребер и число вершин уменьшаться на единицу и, следовательно, В – Р + Г не измениться. Продолжая стягивать ребра, мы придем к графу, у которого имеется одна вершина, а ребрами являются петли. Уберем какое-нибудь ребро. При этом число ребер и число областей уменьшаться на единицу и, следовательно, В – Р + Г не изменится. Продолжая убирать ребра, мы придем к графу, у которого имеется одна вершина и одно ребро. У этого графа В = 1, Р = 1, Г = 2 и, следовательно, В – Р + Г = 2. Значит, для исходного графа также выполняется равенство В – Р + Г = 2.

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Упражнение 1 Два соседа имеют: а) три общих колодца; б) четыре общих колодца. Можно ли провести непересекающиеся дорожки от каждого дома к каждому колодцу? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: а), б) Да.

Упражнение 1

Два соседа имеют: а) три общих колодца; б) четыре общих колодца. Можно ли провести непересекающиеся дорожки от каждого дома к каждому колодцу?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Ответ: а), б) Да.

Упражнение 2 Три соседа имеют: а) два общих колодца; б) четыре общих колодца. Можно ли провести непересекающиеся дорожки от каждого дома к каждому колодцу? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: а) Да; б) нет.

Упражнение 2

Три соседа имеют: а) два общих колодца; б) четыре общих колодца. Можно ли провести непересекающиеся дорожки от каждого дома к каждому колодцу?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Ответ: а) Да; б) нет.

Практическая работа №1  МНОГОГРАННИКИ 1. Начертите полученные фигуры 2. Посчитайте у каждой фигуры число вершин, ребер, граней. 3. Для каждой фигуры проверьте теорему Эйлера.  В+Г-Р=2 Запишите теорему Эйлера. (стр. 63) 4. Начертите развертку своих фигур. 5. Сделайте вывод .

Практическая работа №1 МНОГОГРАННИКИ

  • 1. Начертите полученные фигуры
  • 2. Посчитайте у каждой фигуры число вершин, ребер, граней.
  • 3. Для каждой фигуры проверьте теорему Эйлера.

В+Г-Р=2 Запишите теорему Эйлера. (стр. 63)

  • 4. Начертите развертку своих фигур.
  • 5. Сделайте вывод .
РАзвертка

РАзвертка

Упражнение Посчитайте число вершин (В), ребер (Р) и граней (Г) для многогранников, изображенных на рисунке. Чему равно В – Р + Г? В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой Ответ: а) В = 4, Р = 6, Г = 4; б) В = 8, Р = 12, Г = 6; в) В = 6, Р = 12, Г = 8; г) В = 20, Р = 30, Г = 12; д) В = 12, Р = 30, Г = 20.

Упражнение

Посчитайте число вершин (В), ребер (Р) и граней (Г) для многогранников, изображенных на рисунке. Чему равно В – Р + Г?

В режиме слайдов ответы появляются после кликанья мышкой

Ответ: а) В = 4, Р = 6, Г = 4; б) В = 8, Р = 12, Г = 6; в) В = 6, Р = 12, Г = 8; г) В = 20, Р = 30, Г = 12; д) В = 12, Р = 30, Г = 20.