СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Многомерность образов-форма Рондо"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Многомерность образов-форма Рондо"»


Открытый урок музыки в 7 «д» классе


Дата проведения: 29.10.2015 г.

Учитель музыки: Магомедова К.Г.

УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Тема урока: «Многомерность образов форма рондо»

Цель урока: продолжение знакомства учащихся с музыкальным построением - рондо, работа над развитием всех УУД (универсальные учебные действия)


Задачи:

1. Обучающая: закрепить и обобщить знания о музыкальной форме в музыке – «Рондо». Расширить представления учащихся о роли музыки в жизни человека, о том какие чувства и мысли она рождает.

2. Развивающая: развивать у учащихся музыкальные способности, мышление, память.

3. Воспитывающая: прививать любовь и интерес к музыкальной культуре.


Планируемые образовательные результаты:

Личностные: расширять музыкальный и общий кругозор. Понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель, произведение искусства.

Метапредметные:

Предметные: продолжение изучения «Формы музыки». Закрепление и обобщение знаний о музыкальной форме в музыке – «Рондо». Уметь слушать и определять форму «Рондо» в музыкальных произведениях.

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять учебную цель, самостоятельно планировать и оценивать свои действия. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные: участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.


Словарь урока: «рондо» - движение по кругу, эпизод, рефрен.


Музыкальный материал: В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле», М.И. Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила», песня «Добрый жук» музыка А. Спадавеккиа , слова Е. Шварца.


Оборудование и дидактический материал: презентация, ноутбук, телевизор, синтезатор, схема музыкальной формы – «Рондо», геометрические фигуры – раздаточный материал для работы в парах.


Этапы урока

и УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация


Личностные

  1. Орг. момент, настрой, готовность.

Вход в класс под музыку (В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле»).

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята, добрый вам день!»






Здравствуйте, учитель, добрый вам день!

Актуализация

Знаний





Коммуникатив

ные Регулятивные











  1. Повторение раннее изученного материала

- Под какую музыку мы вошли в класс?

- Кто её сочинил?

- Молодцы!

- А теперь вспомним, с каким новым словом мы познакомились на прошлом уроке?


- Что это такое – рондо, в переводе с какого слова оно произошло?








- Правильно. А сейчас вы будете работать в парах. На каждой парте есть конверт с геометрическими фигурами. Вспомните и соберите из геометрических фигур схему построения музыкальной формы «рондо».

- А теперь сравним ваши работы с чертежом. Ребята, посмотрите на доску и поднимите руки, кто справился с заданием.

- Молодцы! Вы постарались и правильно выполнили задание.



- Ответы учащихся



- Рондо



Рондо – муз. форма, в которой рефрен повторяется не менее 3-ёх раз, чередуясь с различными эпизодами. «Рондо» по-французски означает «круг», движение по кругу.





Учащиеся в парах составляют схему построения рондо из геометрических фигур.




Создание проблемы


Познавательные Коммуникативные Регулятивные






































Позатоническая пауза (физкультминутка).


  1. Работа над новой темой

( введение в тему)


- Сегодня мы продолжаем знакомиться с построением музыкальной формы – рондо.

Многие композиторы использовали форму рондо в своих произведениях.

Часто рондо звучит в подвижном темпе. Имеет шутливый, иногда озорной характер.

На прошлом уроке мы услышали одно из таких произведений австрийского композитора В. А. Моцарта «Марш в турецком стиле» или по-другому называют «Рондо в турецком стиле». И так и так будет правильно называть это произведение.

А теперь мы отправляемся в знаменитый Большой театр, который находится в г. Москве на известную нам оперу Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму « рондо» для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.

Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа А.С. Пушкин.

Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.

Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо: основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

- Давайте послушаем арию Фарлафа и охарактеризуем её.

Слушание, разбор

- Каким предстаёт Фарлаф в музыке М. Глинки?

Слова для справок: уверенным, горделивым, смешным, глупым, самодовольным.



Вы наверно, немного устали и я предлагаю вам подвигаться ( под весёлую музыку учитель показывает физкультурные и танцевальные движения).





Ребята, у нас сегодня не только урок продолжения знакомства с музыкальной формой рондо, но и завершающий урок.

В этой четверти мы с вами знакомились на уроках музыки со словами из музыкального словаря.

Давайте их вспомним, а помогут нам в этом наши семь нот.

Вы видите, нотки рассыпались и их надо собрать на свои места на нотоносец, а на каждой нотке задание.

Кто хочет быть первым.

Первая наша нота ДО (и так далее, до ноты Си)

А теперь давайте споём звукоряд вверх и вниз.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си -до и обратно

























































Учащиеся слушают арию Фарлафа.


Ответы учащихся.





Учащиеся двигаются вместе с учителем.















Учащиеся расставляют ноты на нотоносце и выполняют задание.


Дети поют гамму до мажор вверх и вниз.




Выход

из проблемы


Регулятивные Коммуникативные Личностные































  1. Работа над закреплением

Вокально-хоровая работа


Мы знаем: с давних времён люди любили петь песни и водить хороводы.

Мы тоже сегодня поведем хоровод с новой песней «Добрый жук».

Исполнение песни учителем.

- Кто скажет, из какой сказки эта песня?

- А каков характер этой песни?

- Что хочется делать под неё?

- Как: плавно или прыгать?

- В каком ладу она написана, в мажоре или в миноре?

- С чего начинается песня, с каких слов?

- Они ещё повторяются, значит это куплет или припев песни?

- Я думаю, что эта песня вам всем понравилась. Давайте сегодня на уроке разучим 1-ый куплет и припев. Но перед разучиванием песни мы разогреем свой голосовой аппарат и выполним дыхательные упражнения ( учитель выполняет 3 упражнения по 5 раз Н. Стрельниковой).

- А теперь сядьте правильно, выпрямите спину и повторяйте за мной музыкальные фразы ( учитель работает над чистотой интонаций, правильным дыханием и артикулляцией).


- Ребята, давайте все встанем в большой хоровод, станцуем и споём эту замечательную, добрую песню.












- Из сказки «Золушка».


- Весёлый и задорный.


- Танцевать.


- Прыгать.


- В мажоре.


- Встаньте дети, встаньте в круг…



- Припев.






Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.




Учащиеся повторяют (пропевают) музыкальные фразы за учителем.


Дети поют песню с движениями.

Включение нового знания в систему знаний(закрепление)

Регулятивные

- Посмотрите на экран. Здесь вам показаны три схемы построения музыкального произведения. Вам нужно выбрать из трёх ту, которая является схемой формы «рондо». ( на экране : А-В-А ; А-В; А-В-А-С-А ).






Ответы учащихся



Рефлексия и оценивание



Регулятивные



























Домашнее задание

Личностные

- Ребята, с какой формой построения музыкальных произведений мы познакомились?

- Что в переводе с французского означает слово РОНДО?

Из чего состоит произведение, написанное в форме рондо?




- С каким произведением мы познакомились на сегодняшнем уроке?

-Кто автор данного произведения?

- Как называется песня, которую мы сегодня начали учить?

-Кто авторы данного произведения?



- Сегодня вы хорошо работали на уроке, и я ставлю вам всем одну общую оценку «отлично».


- Ребята, как вы оцениваете своё настроение, в какой цвет вы его окрасите, поднимите карточку.



- Нарисуйте рисунок к прослушанной на уроке музыке – «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и петь песню «Добрый жук».



- Рондо


- Круг



- Из повторяющейся несколько раз главной партии и различных эпизодов.


- «Рондо Фарлафа»

- Михаил Иванович Глинка

- «Добрый жук»


- композитор - А. Спадавеккиа, поэт- Е. Шварц






Учащиеся поднимают цветную карточку




Учащиеся выходят под музыку «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!