СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многомерность системы наставничества в среднем профессиональном образовании

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многомерность системы наставничества в среднем профессиональном образовании»


МНОГОМЕРНОСТЬ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Новикова Светлана Владимировна

преподаватель

ОГБПОУ «Рязанский политехнический колледж»

Современная социально-экономическая ситуация в России обусловливает потребность качественного повышения уровня профессиональной подготовки кадров. И возобновление института наставничества становится одним из приоритетных направлений профессионального образования. Задача формирования системы наставничества поставлена в федеральных проектах «Образование»,

«Современная школа» и «Молодые профессионалы» [1].

Наставничество как схема построения отношений в СПО является технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей.

В российских словарях феномен наставничества трактуется по- разному, но везде он понимается как организованное и многоаспектное действие:

  • процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества;

  • процесс воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемый старшим поколением с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм;

  • процесс участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии через передачу богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку с целью ускорения его адаптации к профессиональной деятельности, оказания помощи и поддержки;

  • занятие, деятельность наставника [2].

Куратор способен стать для наставляемого другом, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске личных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей становления.

Заметить отдельный вклад наставника в процессе формирования специалиста представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы уважения, диалога, кооперации и взаимоподдержки, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие происходит через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти принципы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, поступательному развитию новых компетенций, органичному становлению

полноценной личности.

Многомерность системы наставничества позволяет применять ее для решения целого комплекса задач для:

  • обучающегося, который попал в ситуацию сложного выбора образовательной траектории и недостаточно заинтересован в учебе;

  • обучающегося, которому трудно раскрыть свои возможности в рамках образовательной программы, либо который испытывает трудности в общении; обучающегося, который не видит перспективы трудоустройства и возможности карьерного роста в регионе проживания;

  • обучающегося, которому необходимо преодолевать внутренние преграды.

Технология наставничества также применима и для преодоления сложностей, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

  • проблемы молодого специалиста в коллективе;

  • проблемы педагога, испытывающего дискомфорт в мире современных образовательных технологий или ощущающего кризис профессионального роста и находящегося в состоянии профессионального выгорания.

Для успешного функционирования системы наставничества необходима комплексная подготовка кураторов. Формы наставничества могут быть разнообразные, они являются способом реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Для успешного закрепления на месте работы или в должности педагога для молодого специалиста существует один из вариантов взаимодействия участников «опытный педагог – молодой специалист», который предполагает взаимодействие молодого учителя (при опыте работы до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому всестороннюю поддержку. Это повышает профессиональный потенциал и уровень молодого специалиста, а также создает комфортную профессиональную среду внутри образовательного учреждения, позволяющую реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых или новых специалистов в педагогическую работу, культурную и общественную жизнь колледжа, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в коллективе образовательного заведения. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри колледжа.

Форма наставничества «педагог – педагог» может быть использована для профессиональной подготовки или переподготовки, как элемент повышения квалификации для коллег, которые испытывают трудности при реализации современных педагогических технологий. Отдельной возможностью реализации с последующим фактическим закреплением является создание широких педагогических проектов для проведения в учебном заведении: открытых уроков, конкурсов, творческих мастерских, разработки методических материалов.

Второй вариант взаимодействия – это «работодатель и будущий сотрудник». Профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, а также адаптацию на рабочем месте при последующем трудоустройстве.

На производстве студент получает актуализированный профессиональный опыт и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации. Предполагаемыми результатами данного сотрудничества могут быть:

  • повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования;

  • получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность;

  • расширение набора потенциальных сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки;

  • адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, так как студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности;

  • сокращение адаптационного периода при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику деятельности, а также отслеживают их использование, мотивируют и корректируют работу.

Третья форма наставничества «студент – студент» предполагает взаимодействие, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но тем не менее лишенное строгой субординации влияние на наставляемого [2]. Варианты взаимодействия «успевающий – неуспевающий», «лидер – пассивный»,

«равный – равному». При реализации данной модели предусматривается разносторонняя поддержка студента, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Ожидаемыми результатами программы могут стать:

  • высокий уровень включенности наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы организации;

  • улучшение психоэмоционального фона в коллективе, лояльность студентов; культурное, интеллектуальное, физическое совершенствование, самореализация, а также развитие необходимых компетенций;

  • количественный и качественный рост успешно реализованных

образовательных и социальных проектов в результате совместной работы.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна совместная организация и участие в конкурсах и проектных работах, походах на спортивные или культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, волонтерство и интеграции в сообщество.

Таким образом, наставничество может служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства учителей и развития системы образования в целом, а также формирования сбалансированной педагогической системы посредством передачи собственного опыта, знаний и общечеловеческих ценностей обучающимся. Процесс наставничества в СПО является важным инструментом повышения качества образования, способствует профессиональному и личностному развитию студентов и обеспечивает их успешную интеграцию в профессиональную среду.

Перспективы дальнейшего развития системы наставничества в среднем профессиональном образовании включают внедрение цифровых технологий, создание онлайн-платформ для взаимодействия студентов с кураторами, развитие дистанционных форм наставничества и активное привлечение бизнеса к образовательному процессу. Такой подход позволит не только повысить доступность качественного наставничества, но и создать условия для непрерывного профессионального роста студентов на протяжении всего обучения и последующей карьеры.

Внедрение и развитие таких программ должно стать приоритетной задачей образовательных учреждений, стремящихся соответствовать современным требованиям рынка труда, что позволит создать поколение квалифицированных специалистов, готовых к вызовам современного мира и способных внести значительный вклад в развитие экономики и общества.

Список источников
  1. Валовик Н. А., Кудрявцева С. В. Мониторинг эффективного педагогического опыта различных форм наставничества в СПО // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия

«Современный колледж». 2023. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-effektivnogo-pedagogicheskogo-opyta- razlichnyh-form-nastavnichestva-v-spo (дата обращения: 22.02.2025).

  1. Югфельд, Е. А. Анализ функционирования системы наставничества в образовательных организациях региона / Е. А. Югфельд, Е. Г. Ипатова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN122.pdf (дата обращения: 20.02.2025).

  2. Бугров А.С. Профориентация в общем образовании: анализ ситуации, тенденции и перспективы развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. №1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-v-obschem-obrazovanii-analiz- situatsii-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 20.02.2025).