СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие голосеменных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Желаю успехов в работе, при подготовке данной темы

Просмотр содержимого документа
«Многообразие голосеменных»

МОБУ «Карагандинская ООШ»









БИОЛОГИЯ







Многообразие голосеменных и их значение



7 класс

































2009





Урок «Многообразие голосеменных и их значение»



ЦЕЛИ: 1. Изучить разнообразие голосеменных растений, их роль в биосфере и жизни человека.

2. продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов к отделу голосеменных,

умение формировать гипотезу, решать творческие задачи.

3. воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные

качества.

ОБОРУДОВАНИЕ: бейджики, таблицы «многообразие растений», раздаточный материал, видеофильм, рекламная продукция, схема «размножение сосны обыкновенной», иллюстрации, «черный ящик», магнитофон, «дерево успеха».





ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола» Так и нам на сегодняшнем уроке предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить наши знания по теме «Многообразие растений». Оценивать знания поможет «дерево успеха»: полный правильный ответ – красное яблочко, зеленое – необходимо вернуться к этому материалу и повторить его. Это поможет в подготовке к зачету.

На доске вам предложены два высказывания: 1) «Человек – самый важный вид и может использовать мировые ресурсы как ему захочется».

2) « Каждый вид имеет право на существование или хотя бы на борьбу за существование».

Вам необходимо выбрать одно из них. И объяснить свой выбор.



2. Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний: отгадай загадку и назови основные признаки отдела или группы растений.

  • Есть змеи метровые

Зеленые, бордовые

А капитану в море

От них большое горе

Зелена порода

Хранит запасы йода (водоросли)



  • Лесной лен

Не хвален

Синим глазком не глядел,

И коробочка без семени

Он совсем другого племени (мох кукушкин лен)



  • Есть трава лесная –

Разлетная, резная

Стародавнего рода – племени

А родится-то не из семени (папоротники)



  • Высока, стройна, душиста

В небо тянется она,

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена (сосна)



Признаки голосеменных:

  • Большинство вечнозеленые, листья игольчатой формы или чешуйчатые.

  • Деревья или кустарники;

  • Хорошо выражены вегетативные органы и ткани;

  • Размножение семенами;

  • Семена лежат открыто (голо) на чешуйках шишек;

  • Оплодотворение не зависти от воды ( работа со схемой и таблицей).

Вывод: растения отдела голосеменные – наземные растения, большинство вечнозеленые деревья или кустарники. Расцвет голосеменных наблюдался около 150 миллионов лет назад. Сейчас на Земле сохранилось около 800 видов растений этого отдела.

П.З. Познакомиться с основными представителями этого отдела. Какие признаки позволяют объединить в одну группу? Каково их значение?



2. Просмотр видеофильма и работа со схемой. Работа с тетрадью и учебником ( параграф 16).



ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ

/ / \ \

ХВОЙНЫЕ САГОВНИКОВЫЕ ГИНКГОВЫЕ ГНЕТОВЫЕ



(по ходу работы вывешиваются иллюстрации основных представителей под каждым классом схемы)



После просмотра фильма о хвойных выступление консультанта-систематика:

Сосна сибирская отличается от сосны обыкновенной, тем что в пучке у них пять хвоинок, а не по две. Шишки крупные – 8 – 13 см, 5 – 8 см в ширину. Семена темно-бурые граненые, орешки до 1 см в диаметре.

Беседа с учащимися о признаках хвойных. Работа с раздаточным материалом на партах и учебником.

Просмотр фильма о саговниковых, гинкговых и гнетовых.

Выступление консультанта-систематика:

К классу Гнетовые относится вельвичия удивительная из пустыни Намиб в Юго-Западной Африке, где дождь может не выпадать по году. Растение вельвичии напоминает низкий и толстый ( до 1,2 м в поперечнике) пень, от которого отходят всего два лентовидных листа до 6 метров в длину и 1,8 м в ширину ( на ощупь похожие на доски). Листья вельвичии никогда не опадают – растут и растут годами, веками, тысячелетиями. В пазухах листьев образуются малиновые шишки, похожие на еловые. Это растение уникально и неповторимо.



Беседа: Что общего у всех растений, которые мы изучили?

Перечислите основные признаки отдела голосеменные.

  • Семена лежат открыто (голо) на чешуйках шишек.

  • Листья игольчатой формы или чешуйчатые у большинства.

  • Оплодотворение происходит без участия в воде.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.



4. Значение и охрана голосеменных.



Эта группа растений издавна играла важную роль. Например, индейцы, вся жизнь которых проходила среди лесов, у окружающей их природы брали все необходимое для существования.

Дай, о Кедр, ветвей зеленых,

Дай мне гибких, крепких сучьев,

Помоги пирогу сделать

И надежней и прочнее.

Дай мне, Ель, смолы тягучей,

Дай смолы своей и соку:

Засмолю я швы в пироге

Чтоб вода не проникала,

Не сочилася в пирогу

И собрал он слезы ели,

Взял смолы ее тягучей,

Все в пироге швы замазал,

Защитил от волн пирогу…



В этом стихотворении перечислены особенности голосеменных: древесина прочная, не поддается гниению, образует смолистые вещества.

Консультанты рекламного агенства расскажут об использовании человеком представителей отдела голосеменные.



  1. Как говорили в старину: «Где сосна взошла, там и в дело пошла».

Древесину сосны используют как столбы, бревна, балки, брусья, доски – в строительстве, в судостроении, мебельном производстве.

При перегонке древесина дает скипидар, сосновый деготь, смолу, канифоль.

Кедровая древесина обладает отличными резонансными свойствами, из нее изготавливают рояли, арфы, гитары. Сосна – лесная аптека. П.С. Паллас писал: «Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются у мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке как преизрядное лекарство». Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института имени В.Л. Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду.

Отвар почек сосны – замечательное средство для лечения воспаления верхних дыхательных путей.

Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубной пасты, бальзамов в качестве бактерицидного свойства.

Фитонциды хвойных растений уничтожают бактерии. Не случайно санатории и больницы размещают среди хвойных деревьев.





  1. Главная ценность ели – ее древесина: мягкая, легкая, малосмолистая. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели. Ее древесину используют для получения искусственного шелка.

Легкая и мягкая древесина пихты служит сырьем для изготовления бумаги. Из ее хвои получают эфирное пихтовое масло для получения камфоры, кремов, зубной пасты. Пихтовая смола преломляет лучи света. Это ее свойство нашло применение для склеивания оптических стекол в микроскопах, биноклях.





  1. Древесина лиственницы очень тяжелая, практически не подвергается гниению. Используется при возведении гидротехнических сооружений, в судостроении. В Венеции дома строились на лиственничных сваях, и они пробыв в водной среде 500 лет, начали разрушаться только в настоящее время. Кажется какое отношение имеют к лиственнице шелковые ткани, целлофан, спирт, сургуч? Оказывается самое непосредственное. При помощи химических превращений из древесины, смолы и хвои изготавливается 19000 видов продукции.

  2. Консультанты – экологи: - Как и у всего на свете, у красивой традиции праздновать Новый год с елочкой есть своя цена. Эта цена – сгубленные живые ели, сосны. Подготовку к Новому году сравнивают иногда с лесным пожаром. И небезосновательно: по всей России ежегодно вырубается в это время более 7 миллионов елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год. Но для того чтобы вырастить хвойный лес нужно не менее 100 лет. А в вырубку идут 10-15 летние елочки, многие не успели оставить после себя семян. О ели сложилась поговорка: «Вырастить ее – одна мука, не вырастить – преступление».

  3. Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц!

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

  1. Потеря лесных богатств – одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено более 11 видов голосеменных растений. Это такие как…(демонстрация плаката)

В нашей стране за 20 с небольшим лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га. Скудеет тайга сосной. В старину говорили: «Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет». И не только по грибам. Хвойные леса – среда обитания многих животных: это пища, защита, место выведения и выращивания для птиц, млекопитающих. В связи с вырубкой лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, климат становится более засушливым. Хвойные деревья защищают жителей от шума, вредных газов, пыли и копоти, увлажняют воздух, насыщая его целебными фитонцидами. Один гектар еловых насаждений задерживают до 32 тонн пыли в год, сосновых – до 35 тонн.



Предлагается ученикам выбрать из двух высказываний, предложенных вначале урока, как отношение к окружающей природе.

4. Домашнее задание:

  • Предложите мероприятия, позволяющие сохранить растения, в том числе и хвойные.

  • Написать сочинение на тему: « На какой планете я хотел бы жить», выполнить к ним рисунки.

  • Подобрать стихи, пословицы и поговорки о хвойных растениях.

  • Выбрать кроссворд, головоломку.

  • Параграф 16, тетрадь стр. 38-42.



5. Закрепление



  1. На столах лежат веточки и шишки хвойных растений: определите их соответствие (в помощь учебник п. 16)

  2. Раздать задание «Верны ли утверждения»

    1. Голосеменные – древесные растения.

    2. Наибольшее число видов среди современных голосеменных имеют хвойные растения.

    3. Все хвойные – вечнозеленые растения.

    4. У большинства видов хвойных растений узкие, игольчатые листья.

    5. У можжевельника плод – ягода.

    6. Сосновые леса хвойные, а в еловых лесах – темно.

    7. Ель и сосна – ветроопыляемые растения.

    8. У ели главный корень глубоко уходит в землю.

    9. Сосна и другие хвойные растения размножаются семенами.

    10. Семена хвойных лежат внутри плодов.

    11. Сосна требовательна к составу почвы.



Г. Игра «Третий лишний»: - улотрикс, сфагнум, ламинария
- плаун булавовидный, хвощ полевой, ульва

- щитовник мужской, кукушкин лен, сфагнум

- порфира, хламидомонада, сосна обыкновенная.

Д. Исправив ошибки, определить систематическое положение сосны сибирской.

Царство ?

Класс ?

Род Сосна сибирская

Вид Сосна

Отдел ?

Е. Игра «Черный ящик»

  • Хвойная порода – светолюбивая, к почве неприхотливая. Корни могут уходит глубоко в почву. Кроны в лесах формируются вблизи вершин. Светло-зеленые иголочки расположены попарно. (Сосна обыкновенная)

  • Хвойная порода – теневыносливая. Любит богатые питательными веществами, увлажненные почвы. Боковые корни расположены в поверхностном слое почвы. Крона пирамидальная. Короткие, острые, темно-зеленые хвоинки сидят на веточках поодиночно. Образуют темнохвойную тайгу. (Ель).

  • Дерево обычное и необычное. Многим необходимы оптические приборы с увеличительными стеклами. Ведь для того чтобы стекла были «сильными», их склеивают по несколько штук вместе. А как склеить, чтобы клей между стеклами был незаметен? Таким свойством обладает бальзам, который делают из смолы этого дерева. (Пихта).

  • Чемпион среди растений по выделению фитонцидов. Один гектар растений леса из этого кустарника выделяет столько фитонцидов, что может избавить от микробов целый город. (можжевельник).

Ж. Экологическая викторина.

  • В книге С. Ивченко «Загадка Цинхони» описал курьезный случай. «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев, голую тайгу, он спросил лесничего:

-Это хвойный лес?

-Хвойный.

-А где хвоя?

-Опала.

-По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?

(Лесничему не придется отвечать за гибель леса в том случае, если лес лиственничный, так как лиственница, относясь к хвойным деревьям, хвою на зиму сбрасывает).

  • Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса, количество деревьев в нем уменьшается. Например, сосна высеивает около 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает 5 тысяч деревьев, а через 150 лет остается примерно 500 сосен. Объясните с чем это связано. Какая здесь существует закономерность?

(В лесу в процессе роста деревьев происходит борьба за существование. Более сильные деревья угнетающе действуют на своих соседей, которые со временем отмирают. Таким образом происходит самопрореживание.)

  • У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, а ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните почему? ( Сосна светолюбивое растение, ее верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени отмирают. Ель – теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света).

  • В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление. ( Ель – теневыносливое растение, поэтому может расти под пологом березового или осинового леса. Получив доступ к свету, ель поднимается над лиственными породами и действует на них угнетающе. Без доступа света березы и осины не могут конкурировать с елью.

Е. Игра «Тайфун вопросов»:

    • Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс… (хвойные)

    • У хвойных листья называются… (хвоя)

    • Семена лежат… (открыто) на чешуйках шишек.

    • Листья у лиственницы живут… (один сезон)

    • Летучие вещества хвойных называются…(фитонциды).

    • Смола хвойных называется…(живица)

    • Женские шишки сосны располагаются на… (верхушках молодых побегов).

    • Мужские шишки располагаются…( у оснований молодых побегов).

    • Опыление у голосеменных происходит с помощью…( ветра).

    • По отношению к свету ель… (теневыносливая).



ИТОГ УРОКА
Звучит музыка «Лунная соната», чтение стихов:

***

На Земле исчезают цветы

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумие: «Стой!»

Нам казалось все мало и мало,
А потом в толчее городской

Мы охапками тащили устало.

И не видели как из под ног,

Молчаливо дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек

Безнадежно гвоздики глядели. (Е. Карасев)



***

Ты человек, любя природу

Хоть иногда ее жалей

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши

Он твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.
Не жги е напропалую,

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую

Нас много, а она одна.



Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир, чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.





















Список литературы:

  1. Е.Н.Анашкина “Весёлая ботаника”. Ярославль “Академия развития” “Академия, К°” 1998 г.

  2. Л.А. Багрова “Я познаю мир”. Детская энциклопедия. Растения. М., ТКО “АСТ” 1996 г.

  3. М.М. Боднарук, Н.В.Ковылина “Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах”. Волгоград. Издательство “Учитель” 2005 г.

  4. Е.Н.Деменков “Биология в вопросах и ответах” М., “Просвещение” АО “Учебная литература” 1996 г.

  5. Ю. Дмитриев “Книга природы”. М., “Детская литература” 1990 г.

  6. Б.М. Медников “Биология: формы и уровни жизни” М., “Просвещение” 1994 г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!