СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Отдел Голосеменные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить особенностями строения и многообразие голосеменных растений.

Задачи:

1)обучающие:  ознакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, рассмотреть строение хвои и шишек голосеменных, показать роль голосеменных в природе, в жизни человека, научить различать виды хвойных растений.

2) развивающие: развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию, делать выводы, тренировать память, формировать навыки работы с раздаточным материалом.

3)воспитательные: воспитывать бережное отношение к миру растений, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Отдел Голосеменные"»

Тема "Голосеменные растения"

Цель урока: изучить особенностями строения и многообразие голосеменных растений.

Задачи:

1)обучающие: ознакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, рассмотреть строение хвои и шишек голосеменных, показать роль голосеменных в природе, в жизни человека, научить различать виды хвойных растений.

2) развивающие: развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию, делать выводы, тренировать память, формировать навыки работы с раздаточным материалом.

3)воспитательные: воспитывать бережное отношение к миру растений, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, школьная доска, карточки с заданиями, коллекция растений.


Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Думаю, что наша совместная работа на уроке будет интересной и полезной.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение Царства Растения.

2.Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке мы изучали высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны. Давайте повторим изученное.

Задание 1. Нескольким учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания по карточкам.

Биологическая задача №1

Взрослые растения мха- сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?

Биологическая задача №2

Мох- кукушкин лен – двудомное растение. На многих особях этого мха на длинных ножках развиваются коробочки со спорами. На каких особях- мужских или женских- развиваются эти коробочки? Почему так считаете?

Биологическая задача №3

Папоротники растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. Как можно объяснить такое явление?

Биологическая задача №4

Старое поверье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?

Задание 2. Два ученика на доске разгадывают предложенный им кроссворд.

Слова расположены по вертикали

  1. Тело лишайника, водоросли (слоевище).

  2. Красная водоросль (филлофора).

  3. Студенистое вещество, получаемое из водорослей, применяется при изготовлении зефира, мармелада (агар-агар).

  4. Половые клетки (гаметы).

  5. Многоклеточная зеленая водороль, выращиваемая в аквариуме (нителла).

  6. Зеленая морская водоросль, называется «морской салат» (ульва).

  7. Группа растений, обитающих во влажных местах (мхи).

Ключевое слово: болотный мох (расположено по горизонтали).

Задание3. С классом проводится фронтальная беседа:

1. Почему плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям?
2. Где они растут?
3. Что служит папоротникам для размножения?
4. Где у папоротников появляются споры? Как они рассеиваются?
5. Когда на Земле господствовали плауны, хвощи и папоротники?
6.Папоротниковидных известно (10 тыс. видов)

7. Как называются листья папоротников?

Далее проверяется правильность заполнения кроссворда, собираются карточки с заданиями.

3.Изучение нового материала.

Хвойные в искусстве (Слайд 1)

На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Догадались ли вы о чем будем говорить сегодня на уроке?

Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные.

Тема нашего урока «Голосеменные растения» (запись на доске и в тетради).

Какие задачи мы должны будем выполнить на уроке?

Мы должны ознакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.

Как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.

Наличие семян создает этим растениям огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий.

Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных нет.

У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель.

Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад.

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят около 600 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.


Прежде чем рассматривать представителей хвойных, уясним для себя их особенности (Слайд 2)

Особенности: 1. Жизненная форма - древесные и кустарниковые.

2. Большинство голосеменных растений вечнозеленые.

3. Игловидные листья называются хвоей.

4. Известно около 600 видов.

Представители.

Сосна. Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и холодно,

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны- могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной. 30- 40 м бывает их высота.

Сосна- светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое.

По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву.

Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги.

Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. 400 лет может жить сосна. (Слайды 3,4). Демонстрация шишек

Ель. Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды.

Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки. (Слайды 5,6) Демонстрация шишек

Разнообразие голосеменных Слайды 7-9

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».


Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим (Дети садятся за парты).


Учащиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения.

Сообщение первое.

Лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинами. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлиненных побегах и пучками на укороченных. Леса из лиственницы- светлохвойная тайга- занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России.

В России давно знали о высоком качестве древесины лиственницы. Петр I, закладывавший основы русского флота, прочил лиственнице роль главного строительного материала для больших и малых судов. История лесного дела засвидетельствовала это появлением на Карельском перешейке в 50 км от Ленинграда знаменитой Линдуловской лиственничной рощи, заложенной в 1738 году на площади 1,76 гектара как одно из начинаний по выращиванию корабельного леса вблизи места его потребления. Руководил посадками немецкий лесничий Фокель, специально приглашенный для этого Петром I из Германии. Теперь прославленная роща считается жемчужиной северного лесоводства, сюда организуются многочисленные экскурсии.

Сообщение второе.

Можжевельник- это хвойное вечнозеленое древесное растение. Латинское название переводится как «колючий». Однако справедливости ради нужно сказать, что не все можжевельники колючие. У некоторых из них гладкие чешуевидные листья. Часто эти виды объединяют под названием «арча». Особенно много их в горах Средней Азии.

Самый северный представитель этого рода, можжевельник сибирский, - низкий, часто прижимающийся к земле кустарник с игловидной хвоей и сочными, синеватыми взрелом состоянии шишками (можжевеловыми ягодами). Он распространен в таежной зоне, но кое-где проникает и в тундру. Растет преимущественно на склонах, сухих летом и достаточно защищенных глубоким снегом от морозов зимой. Практически у всех можжевельников замечательно прочная, красивая и душистая древесина. Настой и отвары из ягод можжевельника пьют, чтобы улучшить аппетит и пищеварение. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим действием. Они выделяют особые летучие вещества, способные убивать микробы. Эти вещества называют фитонцидами. Не случайно любителям попариться в бане добавляют к березовым и дубовым веникам его колючие веточки, а настоем плещут на раскаленные камни в печи: не только для аромата, но и чтобы очистить помещение и самих себя от микробов.

Сообщение третье.

В юго-западной Африке, в пустыне Намиб, где дождей не бывает по году, встречается вельвичия удивительная. Это настоящее чудо природы. Ее широкий ствол (до 1,2 м в поперечнике) возвышается над землей всего на 50 см и напоминает пень. За всю жизнь у нее развивается всего два лентовидных листа, достигающих до 6 м в длину и 1,8 м в ширину, которые со временем разрываются на многочисленные ленты. Возраст может достигать до 2000 лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.


Выясним значение голосеменных.

  1. Создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород.

  2. Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.

  3. Из древесины ели изготавливают бумагу, из древесины сосны- искусственные волокна.

  4. Семена кедровой сосны используют в пищу.

Просмотр видеоматериала


4. Закрепление знаний.

Проводится фронтальная беседа с классом.

  1. Какие растения относят к голосеменным?

  2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?

  3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?


Сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предстоит поработать в группах.

Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её решение в группе в течении 3-4 минут.

Задача для 1 команды.

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача для 2 команды.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Задача для 3 команды.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Задание для 4 команды.

Рассмотрим хвою сосны, ели. Ответим на вопросы:

Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?


Какие утверждения верны?

Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Зеленый цвет – “утверждение верно”

Красный цвет – “не согласен с утверждением”


1. Голосеменные растения – исключительно деревья.

2. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

3. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

4.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

5. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

6. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

7. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

8. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

9.Образование семян – важный этап в эволюции растений.


5. Домашнее задание. Изучить параграф 16, заполнить таблицу


Сравнительная характеристика голосеменных

Признаки для сравнения

Сосна

Ель

Лиственница

Отношение к почве




Отношение к свету




Продолжительность жизни хвоинок




Способ распространения семян





6. Итог урока.

Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.

Выставление оценок.

7. Рефлексия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!