СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие кольчатых червей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: многообразие кольчатых червей

Просмотр содержимого документа
«Многообразие кольчатых червей»

Тема урока: Многообразие кольчатых червей

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения (оборудование): учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.» (УМК под ред. Н. И. Сонина).

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран для проецирования.

Цели урока:

  1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся представления об многообразии кольчатых червей, раскрыть особенности жизнедеятельности данных организмов.

  2. Развивающая: способствовать развитию у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и др.); интеллектуальных умений и операций (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником и рассказа учителя, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи);

  3. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся учебной мотивации, познавательного интереса, любознательности, содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

Задачи:

  1. Познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей

  2. Выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах и значение их в жизни человека

3. Продолжить формирование умений выполнять работу по инструкции, делать выводы, наблюдать, решать проблемные вопросы

План конспект урока:

Деятельность учителя

Строение и структура урока

Деятельность учащихся


-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.











-Записывает тему урока на доске








- Изложение нового материала.











- Изложение нового материала.




































- Изложение нового материала.






- Изложение нового материала.






















- Изложение нового материала.











-Формулирует вопрос














- Организует первичную проверку полученных знаний путем самостоятельной работы.

(Пример таблице представлен в приложении






-Объясняет домашнее задание.





-Задает вопросы.

Оргмомент

-Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники.

Проверка домашнего задания

-На прошлом уроке мы начали изучать тип кольчатые черви. Вашим домашним заданием было прочитать параграф, надеюсь вы это сделали ведь для сегодняшнего урока вам понадобятся знания, которые вы получили на прошлом уроке.


Актуализация нового материала

-Сегодня мы продолжим изучать тип кольчатые черви и поговорим о многообразии этого типа. На прошлом уроке мы уже сказали о классе малощетинковых червей.

-Помимо малощетинковых червей или как их еще можно назвать олигохет, существуют многощетинковый черви или полихеты.


-Тело многощетинковых кольчецов имеет различные придатки: параподии, чувствительные усики, щетинки — они служат для движения и являются органами чувств. Сильнее развиты придатки на головном отделе. Головной отдел представляет собой результат слияния нескольких (двух-трёх) передних сегментов. Здесь расположены ротовое отверстие, пара щупиков и пара (или более) органов осязания — щупалец (антенн), имеющих разнообразную величину и форму.


-Для многощетинковых характерно наличие парных параподий — коротких мускулистых подвижных выростов, расположенных по бокам тела на каждом сегменте.

Параподия состоит из основной нерасчленённой части и двух ветвей — спинной и брюшной. От основания спинной и брюшной лопастей параподии отходит по тонкому щупальцевидному придатку — усику, выполняющему функции органов обоняния и осязания. Каждая из ветвей параподии содержит пучок щетинок, торчащих из неё концами наружу, и по одной крупной опорной щетинке. Они состоят из органического вещества, близкого по химическому составу к хитину.


-Большинство многощетинковых встречается преимущественно в прибрежной полосе морей. Многие из них спускаются, однако, глубже 1000 м, а некоторые обнаружены даже на глубине 8 тыс. м. Сравнительно немногие виды ведут свободноплавающий образ жизни и, подобно другим планктонным животным, обладают стекловидным прозрачным телом. Донные многощетинковые, например нереида, лепидонотус, палоло, в основном ползают по дну среди водорослей, но многие из них ведут роющий образ жизни, проделывая в песке или в иле длинные норы. Таков крупный морской червь пескожил. Другие ведут сидячий образ жизни — спирорбис, серпула и др.


-Мы поговорили о 2х классах кольчатых червей, но здесь выделяют еще один класс и это класс Пиявки.


-Пиявки — сильно изменённые в связи с переходом к хищному или паразитическому образу жизни потомки малощетинковых червей. Известно около 400 видов кольчецов, относящихся к этому классу.


-Строение пиявок:

Пиявки характеризуются постоянным числом сегментов. Тело у них вытянутое, несколько уплощённое в спинно-брюшном направлении. На переднем и заднем концах расположены присоски. Параподии, щетинки и жабры отсутствуют.


Подавляющее большинство пиявок — пресноводные организмы. Рыбья пиявка может жить в солоноватой воде лиманов. Пресноводные пиявки в большинстве случаев способны к земноводному образу жизни, выходя на сушу для откладки яиц. Известны наземные тропические пиявки, живущие во влажных местах.


Большинство пиявок — кровососы. Многие виды пиявок не могут сосать кровь и принадлежат к числу хищников, например, ложноконская пиявка поедает менее крупных червей и даже нападает на рыб. Настоящих паразитов среди пиявок нет.


-Лошадиная пиявка может сосать кровь только из слизистых оболочек, так как её челюсти малы и слабы и не могут прокусить кожу. Она обитает в небольших водоёмах, и когда млекопитающие или человек пьют из них воду, попадает к ним в ротовую полость, а затем в глотку, носоглотку, гортань, вызывая кровохарканье и кровотечение. Иногда это приводит к закупорке гортани и удушению. Во время купания людей в таких водоёмах пиявка может проникнуть в мочеполовые органы, в глаза.

-А знаете ли вы, как применяет человек пиявку?




-Вы правы, медицинская пиявка применяется в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза. В её слюне содержится белок гирудин, препятствующий свертыванию крови в сосудах и образованию (и увеличению) тромбов.


Этап первичного закрепления материала

-Вы хорошо поработали сегодня. Теперь мы проверим, как вы усвоили материал за прошлый и сегодняшний урок. Для этого вы составите сравнительную характеристику полихет и олигохет, заполнив таблицу, которую сдадите на проверку. Таблица представлена на доске. На работу даю вам 15 минут.


Объяснение домашнего задания

-Время на выполнение задания вышло. Сдавайте работы и запишите домашнее задание. Прочитать стр125 – 131, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить материалы, записанные по ходу урока в тетрадь.

Рефлексивный этап урока

- Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели?


-Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем.












-Записывают в тетрадь тему урока.









-Записывают в тетрадь главные положения материала












-Записывают в тетрадь главные положения материала















-Записывают в тетрадь главные положения материала



















-Записывают в тетрадь главные положения материала






-Записывают в тетрадь главные положения материала








-Слушают задание, задают вопросы по выполнению.

-Начинают выполнять задание








-Зачитывают то, как заполнили таблицу, слушают остальные пункты, дополняют таблицу и исправляют допущенные ошибки





-Записывают в тетрадь главные положения материала







-Отвечают на поставленный вопрос:

Да, пиявку садят на человека, чтобы она высасывала плохую кровь у него или например при гипертонии.











-Слушают задание, задают вопросы по выполнению. Приступают к работе








-Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы





- Подводят итоги урока.



Приложение 1.

Сравнительная характеристика полихет и олигохет

Черты сравнения

Многощетинковые (полихеты)

Малощетинковые (олигохеты)

1.Среда обитания

Морские и пресные водоемы

Пресные водоемы и почва

2.Форма тела

Длинное цилиндрическое

Длинное цилиндрическое

3.Сегментация тела

Выраженная

Выраженная

4.Наличие придатков

Различные придатки параподии, чувствительные усики, щетинки. Служат для движения органов и органов чувств

Недоразвитые щупальца, параподии и жабры

5.Газообмен

Через поверхность параподий, имеющих разветвленную сеть кровеносных сосудов

Всей поверхностью тела путем диффузии

6.Размножение

Раздельнополые. Процесс происходит ранней весной

Гермафродиты. Весной и летом процесс размножения

7.Оплодотворение

Наружное

Внутреннее

8. Развитие

Превращени. Из зиготы развивается личинка трохофора с ресничками. После метаморфоза она превращается во взрослую полихету

Прямое. Нет личиночной стадии. Образуются коконы, в каждом из которых развивается один зародыш. Молодые черви похожи на взрослых




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!