Тема урока: «Отряда Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы».
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи:
1. Содействовать формированию дальнейших представлений учащихся о некоторых отрядах класса Млекопитающие: Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы.
2. Способствовать развитию общеучебных умений и навыков: сравнивать, анализировать, делать вывод.
3. Содействовать воспитанию культуры речи, интересу к предмету, умению взаимодействовать в группах и парах. Способствовать формированию бережного отношения к животным.
Методы: объяснение, беседа, устный опрос, работа с книгой, карточками.
Ход урока:
-
Организационный этап
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания (10 - 12 мин.)
1 вариант
1. Все млекопитающие
а – рождают живых детенышей
б – имеют волосяной покров
в – имеют нервную систему
г – имеют кровеносную систему
2. Волосяной покров тела имеют
а – все млекопитающие
б – только млекопитающие, жизнь которых не связана с водой
в – большинство млекопитающих
г – немного млекопитающих
3. Продукты обмена веществ у млекопитающих выводятся через
а – легкие
б – почки
в – кожу
г – кишечник
4. Особенности кровеносной системы млекопитающих
а – сердце трехкамерное
б – сердце четырехкамерное
в – два круга кровообращения
г – три круга кровообращения
5. Представители класса Первозвери
а – ехидна и утконос
б – ехидна и кенгуру
в – утконос и сумчатый медведь
г - дельфин
2 вариант
1. Все млекопитающие
а – выкармливают детенышей молоком
б – имеют органы чувств
в – размножаются
г – имеют зубы
2. В коже млекопитающих имеются
а – только сальные железы
б – только потовые железы
в – только молочные железы
г – сальные, потовые, молочные и некоторые другие железы
3. Особенности выделительной системы млекопитающих
а – туловищные почки
б – тазовые почки
в – есть мочевой пузырь
г – мочевой пузырь открывается в клоаку
4. У млекопитающих из ротовой полости пища попадает в
а – пищевод
б – глотку
в – желудок
г – кишечник
5. К грызунам не относится
а – крот
б- белка
в – крыса
г - мышь
3. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала
- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения млекопитающих, некоторыми отрядами. Сегодня мы будем рассматривать такие отряды млекопитающих, как Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы.
4. Этап усвоения новых знаний
- Ребята, как вы думаете, почему Парнокопытные так названы?
Отряд Парнокопытные включает около 150 видов животных. К ним относятся млекопитающие с одинаково сильно развитым третьим и четвертым пальцами, у большинства покрытыми роговыми копытами. Первый палец отсутствует, второй и пятый развиты слабо или отсутствуют.
Различают жвачных (олени, жирафы, быки, верблюды) и нежвачных (бегемоты, свиньи) парнокопытных. (слайд)
П
арнокопытные
Жвачные Нежвачные
(олени (бегемоты
жирафы свиньи)
быки
верблюды)
Зубной аппарат парнокопытных состоит из резцов (у жвачных – только на нижней челюсти) и коренных зубов с широкой жевательной поверхностью. Клыки развиты только у нежвачных.
Желудок жвачных состоит из 4 отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга (слайд). В рубец попадает масса грубых, не измельченных зубами растительных кормов, где они сбраживаются под влиянием симбиотических бактерий. Из рубца пища переходит в сетку, откуда, путем отрыгивания, снова попадает в ротовую полость для повторного пережевывания. Затем смешанная со слюной полужидкая масса проглатывается и попадает в книжку, где перетирается. Оттуда пищевая масса перемещается в сычуг (настоящий желудок), где обрабатывается кислым желудочным соком, переваривающим белковую часть корма.
-Как вы думаете, кто относится к отряду Парнокопытные?
К отряду Парнокопытные принадлежат все разводимые человеком породы рогатого скота, которые были выведены от нескольких видов диких быков. (слайд)
Свинью человек одомашнил давно. Родоначальником домашних свиней был дикий кабан. Всеядность свиней, большая плодовитость и высокая скорость роста сделали выгодным их выращивание. Свиноводство – одна из самых развитых и перспективных отраслей животноводства нашей страны.
1. Перечислите основные особенности отряда Парнокопытные.
Отряд Непарнокопытные включает 16 видов. Это большей частью крупные животные – лошади, носороги, ослы, зебры. (слайд)
- Как вы думаете, почему этих животных отнесли к Непарнокопытным?
У них на ногах сильно развит один (третий). Он расширен в копыто – роговое образование.
Непарнокопытные имеют резцы на верхней и нижней челюстях, а так же коренные зубы с широко складчатой поверхностью, что позволяет им питаться растительной пищей.
До настоящего времени сохранился только один современный вид диких лошадей – лошадь Пржевальского, которая живет в зоопарках и заповеднике Аскания-Нова в Украине.
Лошадь была одомашнена намного позже других животных. Человек создал породы верховых, легко- и тяжелоупряжных лошадей. Кобылье молоко используется для изготовления кумыса.
2. Перечислить особенности Непарнокопытных.
Физкультминутка (3 мин.)
- Ребята, вы, наверное, устали. Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Отряд Ластоногие. Представители этого отряда – моржи, тюлени, котики и др. – большую часть жизни проводят в воде. (слайд) На сушу или лед они выходят для отдыха, размножения и линьки. Благодаря обтекаемой форме тела, укороченным или видоизмененным в ласты конечностям, большим подкожным жировым отложениям ластоногие хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Питаются в основном рыбой.
Ластоногие дышат атмосферным воздухом, периодически (через каждые 10-15 минут) поднимаясь к поверхности воды.
Отряд Китообразные – водные млекопитающие с рыбообразной формой тела и горизонтально расположенным хвостовым плавником. Передние конечности превращены в ласты, задние отсутствуют. Китообразные не имеют шерстного покрова и ушных раковин. Ноздри смещены на темя. Для смены воздуха в легких они поднимаются к поверхности воды. Подкожный слой жира мощный, иногда достигает 50 см, поэтому удельная масса крупных китообразных такая же, как у морской воды. Зубатые киты (дельфины, кашалоты) имеют много зубов одинакового строения. (слайд) Питаются рыбой. У беззубых усатых китов (синий кит) (слайд) развит цедильный аппарат в виде роговых пластин, расположенных по бокам неба и свешивающихся в ротовую полость (китовый ус). Захватывая ртом воду, они через фильтр отцеживают планктон. Каждые сутки синий кит поедает примерно 4-5 т пищи.
3. Дать характеристику отряду Ластоногие.
4. Какие животные относятся к зубатым китам, а какие к беззубым усатым китам?
Отряд Приматы включает более 200 видов наиболее высокоразвитых животных, к которым относятся обезьяны, в том числе человекообразные. (слайд) Их головной мозг относительно велик, кора полушарий переднего мозга имеет многочисленные извилины.
Большинство приматов живут в тропических и субтропических лесах. В отличие от других древесных животных у высших приматов нет когтей, они удерживаются на ветвях с помощью пяти длинных, хорошо развитых пальцев. Большой палец противопоставлен остальным. Это позволяет приматам прочно обхватывать ветку, брать пальцами мелкие предметы. Вместо когтей у них развиты плоские ноги. Конечности очень подвижны. С их помощью обезьяны ловко перемещаются по деревьям, по земле, схватывают пищу, чистятся. У ряда видов хватательную функцию выполняет их хвост.
У обезьян хороший слух и острое зрение. Глаза расположены не по бокам головы, а направлены вперед. Предметы видят одновременно двумя глазами (бинокулярное зрение). Это дает возможность точно определять расстояние до объекта.
Живут приматы стадами, семьями или парами, за детенышами, кроме матери, ухаживают и другие самки. У обезьян 2 млечные железы. Детеныш рождается зрячим, но не способным к самостоятельному передвижению. Поэтому мать носит детеныша на себе.
Поведение сложное. Они обладают сообразительностью и хорошей памятью. У них быстро вырабатываются условные рефлексы. Наиболее развитые приматы – представители человекообразных обезьян – гориллы, шимпанзе и орангутаны. Они могут изготавливать простейшие орудия труда и пользоваться ими. С помощью очищенного от листьев прутика они способны извлекать из узких щелей в коре насекомых и их личинок. Защищаясь, могут использовать в качестве оружия камни, комья земли, ветки.
Мимика обезьян чрезвычайно разнообразна. Ею они выражают испуг, удивление, радость, злобу, причем каждая особь тут же реагирует на движения, жесты, позы и крики сородичей.
Человек также относится к отряду Приматы по строению он наиболее близок к человекообразным обезьянам, особенно к шимпанзе. У человека и человекообразных обезьян одни и те же группы крови. Они болеют сходными заболеваниями.
Однако человек давно выделился из мира животных. Отличительной чертой человека является сознание и способность к абстрактному мышлению, возникшие на основе общественно-трудовой деятельности.
5. Какие черты в строении отличают Приматов от других млекопитащих?
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала ( 5 мин.) (1-5 вопросы по ходу объяснения.)
- И так, ребята, вот мы с вами и закончили рассмотрение нового материала. Все ли вам было понятно в ходе объяснения?
6. Каковы особенности строения зубов у парно- и непарнокопытных животных?
7. Описать строение желудка у жвачных парнокопытных животных.
8. Какие особенности строения конечностей обеспечивают быстрое передвижение непарнокопытных животных?
9. Какие приспособления к жизни в водной среде имеют ластоногие? Китообразные?
10. Перечислить основных представителей Приматов.
7. Этап закрепления учащимися нового материала
- Сейчас я вам буду показывать животных, а вы попробуете отгадать, к какому отряду они относятся.
8. Этап подведения итогов
Выставить отметки
10. Этап рефлексии