Профессиональное мастерство педагога – организатора состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие перед ним задачи.
Поиск новых, эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств необходимо для того, чтобы вызвать у детей, подростков и молодежи интерес, привлечь их в учреждение.
Формы, методы и средства досуговой деятельности.
Средство – инструмент, орудие, для достижения цели.
Метод – путь, способ достижения целей.
Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.
Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства:
1. Технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроводящая, теле-видео-аудио аппаратура. (Использование нашей мультимедийной аппаратуры)
2. Сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты.
3. Знаковые средства – печатная реклама, карты, схемы, графики, символика.
4. Динамические средства – живое слово, музыка, мимика, диалог.
5. Модальные средства – цвет, объем, пространство, тембр.
Разграничим два понятия:
Какие формы организации работы на занятиях и мероприятиях вы знаете?
– Массовая, групповая, индивидуальная.
- А какие формы проведения мероприятия?
– Лекция, беседа, экскурсия и т.д.
О них сегодня и пойдет речь.
Изучив, а правильнее сказать, вспомнив, все формы проведения мероприятий мы сможем коллегиально решить, какие из них относятся к традиционным, а какие к нетрадиционным.
Начну с таких форм проведения мероприятия как: тренинговые формы и игровые формы.
Основная цель любого тренинга – развитие определенных навыков. Тренинги должны учитывать специфику, присущую данному конкретному возрасту. В возрасте 6-7 лет ребенку важно уметь слушать собеседника, работать в коллективе и следовать определенным правилам. У детей 10-12 лет нередко возникают трудности в общении со сверстниками и родителями, заметно ослабевает тяга к знаниям, начинается переходный возраст. В юношеские годы (от 12 лет) возникает потребность не только в определении смысла жизни, но и в профессиональной ориентации.
Тим билдинг - это необычные тренинги по командообразованию: деловые, ролевые, тактико–стратегические, сценарно-динамические, деловые и т. п. игры со сложным сюжетом. В их основе лежит идея использования корпоративного досуга для решения задач организационного развития компании.
Программы по командообразованию включают в себя задания, направленные на:
развитие логического мышления
укрепление стрессоустойчивости
повышение целеустремленности
формирование конкурентности
развитие креативного мышления, деловой интуиции, т.е. качеств сотрудника, которые повысят индивидуальную эффективность профессиональной деятельности.
Однако в центре внимания все равно остается разработка навыков командной работы, а именно:
умения грамотно построить команду
разработки, принятия и реализации командного решения
развития сплоченности и лояльности в команде
преодоления конфликтов в команде
выявления и развития лидерских качеств и т.п
В тренингах, тим билдинге может присутствовать игровой компонет.
Под игровым компонентом принято понимать группу игр, которые являются частью других видов деятельности (праздниках, шоу-программах, карнавалах и т. д.).
Игровая форма – это игра в чистом виде, где процесс является одновременно и
результатом. Она строится и поддерживается с применением специальных средств,
предполагает наличие позиций или ролей участников и особых механизмов, позволяющих
порождать движение игры, ее содержание, под которым понимается сюжет, правила игры
и игровое действие, входящее в игру для достижения цели.
Игровая программа представляет собой комплекс игр, которые объединены
единым сюжетом. Приведем примеры игровых программ:
1) интеллектуально-познавательные программы, в которых преобладают
интеллектуальные игры: викторины, игры со словами, игры с буквами, кроссворды,
анаграммы, игры-тесты и др.;
2) конкурсные – включают разнообразные конкурсы: профессиональные,
шуточные, сказочные;
3) физкультурно-оздоровительные – состоят из подвижных игр, состязаний в силе и
ловкости, выносливости, укреплении воли;
4) фольклорные программы – это народные игры, танцы, хороводы, массовое
пение, обрядовые игры;
5) в театрализованных программах ведущим является персонифицированный образ,
герой того или иного произведения, сказочный герой;
6) профилактико-реабилитационные – состоят из игр для коррекции негативного
психического состояния клиента и реабилитации инвалидов.
О том, как на практике применяются игровые компоненты расскажет Дьякова Н.А. в докладе «Досуговая программа в работе педагога – организатора»
Основными информационно-просветительскими формами являются лекции, встречи, круглые столы, диспуты, дебаты, беседы, где основное средство донесения информации – живое слово. Об этом подробнее расскажет Сыса Г.П.
Тему «Показательная форма», «Форма флешмоба» осветит Горобец Е.Е.