Просмотр содержимого документа
«Многовариантная самостоятельная работа "Строение вещества", 7 класс (ФГОС)»
Самостоятельная работа «Строение вещества», 7 класс
Самостоятельная работа «Строение вещества» представляет собой карточки с качественными задачами, на которые необходимо дать ответ с пояснением. В работе 5 вариантов карточек. В каждой карточке три задачи. Карточки можно использовать при проверке знаний и умений обучающихся 7 класса по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
1.Каждое задание оценивается в 1 балл (приведён ответ с обоснованием).
2.Время выполнения работы 20 минут.
3.Учебником, рабочей тетрадью и интернетом пользоваться нельзя.
Система оценок:
«5» (отлично) – 3 балла;
«4» (хорошо) – 2 балла;
«3» (удовлетворительно) – 1 балл;
«2» (неудовлетворительно) – менее 1 балла.
Ответы и возможные решения
вариант | ответ |
1 | При нагревании спирта в термометре сами молекулы не изменились. Изменилось лишь расстояние между молекулами. Оно увеличилось. |
Сами молекулы воды и водяного пара не отличаются друг от друга, они одинаковы. Различие состоит лишь в расположении и движении молекул. |
Сами молекулы не изменились. Увеличилась скорость движения молекул. Молекулы пара слабее взаимодействуют, чем молекулы льда. |
2 | Газ неограниченно может расширяться. Он заполняет весь предоставленный ему объём. Поэтому заполнить газом половину банки нельзя. |
Скорость движения молекул льда меньше, чем скорость движения молекул водяного пара. |
Если бы молекулы перестали притягиваться друг к другу, тела бы превратились в газы или пары. Если бы молекулы перестали отталкиваться друг от друга, то все тела превратились бы в маленькие точки. |
3 | Рыбы для своей жизнедеятельности должны потреблять кислород. Лёд препятствует проникновению кислорода в водоём. Чтобы предотвратить гибель рыб необходимо просверлить лунки или сделать проруби. |
Вода поднимается по волокнам бумаги, т.е. наблюдаются капиллярные явления, обусловленные взаимодействием между молекулами воды и бумаги. |
Частицы, из которых состоит кусок олова, стали быстрее двигаться и слабее взаимодействовать вследствие нагревания и перехода в жидкое состояние куска олова. Частицы в жидком олове расположены беспорядочно. |
4 | На чистой поверхности стекла молекулы воды притягиваются сильнее к молекулам стекла, нежели друг к другу. На жирной поверхности молекулы воды сильнее притягиваются друг к ругу, нежели к молекулам масла. |
Вследствие диффузии молекулы соприкасающихся веществ могут перемешаться. Поэтому чернильное пятно лучше удалить сразу, пока молекулы чернил не перемешались с молекулами другого вещества. |
Сами молекулы не изменились. Увеличилась их скорость движения и расстояние между ними. |
5 | Взаимодействие между молекулами мела слабее, чем между молекулами камня. |
Вследствие диффузии кислород попадает на большую глубину. |
Если бутылка заполнена наполовину ртутью, то в верхней части бутылки присутствуют молекулы ртути (пары ртути). |
Вариант 1
№1
При нагревании спирт в термометре расширился. Означает ли это, что расширилась и каждая молекула спирта? Пояснить.
№2
Чем отличаются молекулы воды и молекулы водяного пара?
№3
Лёд расплавили и превратили в воду. Эту воду нагрели до кипения и полностью испарили. Изменялись или нет молекулы льда, воды и водяного пара в этих превращениях? Что изменилось в характере движения и взаимодействия молекул?
Вариант 2
№1
Можно ли наполнить газом половину закрытой банки? Ответ обоснуйте.
№2
Чем отличается движение молекул в куске льда от движения молекул водяного пара?
№3
Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молекулы перестали притягиваться друг к другу? перестали отталкиваться друг от друга?
Вариант 3
№1
Почему рыбы в реке или озере зимой могут погибнуть, если водоём покрыт сплошным слоем льда? Как можно предотвратить гибель рыб?
№2
Если краешек бумажной полоски опустить в воду, вода поднимается по полоске. Почему?
№3
Кусок олова нагрели и расплавили целиком. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга?
Вариант 4
№1
Вода покрывает чистую поверхность стекла сплошной плёнкой, а на жирной поверхности собирается в отдельные капли. Что можно сказать о притяжении между молекулами воды и стекла? воды и жира?
№2
Почему чернильное пятно на столе или на полу легче удалить сразу же, чем спустя некоторое время?
№3
Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их движение и расположение?
Вариант 5
№1
Мел оставляет хорошо видимый след на доске, а белый булыжник – нет. Где сильнее взаимодействие между молекулами: в телах из мела или из камня?
№2
Рыбам необходим для дыхания кислород. Некоторые рыбы обитают на глубине 100 м от поверхности воды. Как попадает кислород на такую глубину?
№3
Плотно закрытая бутылка наполовину заполнена ртутью. Можно ли утверждать, что в верхней части бутылки ртуть отсутствует? Почему?