Конспект урока №3
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Множественное число имён существительных
Цель: формирование знаний об особенностях написания и употребления форм множественного числа существительных; умение правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.
Тип урока: комбинированный урок
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных.
Формировать умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа.
Развивающие:
1.Развивать коммуникативные способности учащихся.
2. Продолжить развивать грамотную устную и письменную речь учащихся.
5. Развивать память и внимание.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к процессу познания.
Воспитывать интерес к родному языку.
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, памятка «Морфологический разбор имени существительного», орфографический словарь, карточки.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная; групповая; фронтальная
Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:
1.осознание эстетической ценности русского языка;
2.уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3.потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
4.стремление к речевому самосовершенствованию.
коммуникативных УУД:
1.умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства, устанавливать причинно-следственные связи;
2. умение слушать собеседника и вести диалог, сотрудничать в паре.
1.умение определять и формулировать цель деятельности;
2. умение находить способы решения поставленной цели по образованию формы множественного числа существительных;
3.умение планировать, контролировать и оценивать свои действия на каждом этапе урока;
4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;
5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.
1.извлечение необходимой информации из разных источников;
Предметные результаты : знание особенностей склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; знание особенностей образования и употребления в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на –И,-Ы,-А,-Я; знание особенностей образования форм родительного падежа множественного числа в от существительных чулки, валенки, места и т.д.; знание правил написания существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; умение правильно склонять существительные во множественном числе; безошибочно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т.д.) и родительного (ботинок, мест и т.д.) падежей множественного числа; грамотно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т.д.); грамотно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т.д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Ход урока
1.Вступительное слово. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята, очень рада Вас видеть в этот прекрасный день!
Желаю на уроке Вам хорошей работоспособности и прекрасного настроения! Запишите сегодняшнее число.
Второе марта
Классная работа
-Ребята, объясните все орфограммы в данной записи.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Предлагаю урок начать с орфографического диктанта, к которому вы готовились дома. Я диктую слова, ваша задача – правильно орфографически записать их.
Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей.
Поменяйтесь тетрадями, на слайде правильный ответ, сравните записи и поставьте оценку.
-Определите склонение имен существительных.
Давайте проверим по цепочке ваши ответы.
Молодцы!
Внимательно прочитайте данные слова и подумайте, какое слово является лишним? (профессии)
Почему оно лишнее? (оно одно во множественном числе)
О чем сегодня пойдет речь на уроке? (о существительных множественного числа)
-Запишите тему урока:
«Множественное число имён существительных»
3. Целеполагание.
Чтобы определить цель урока. Предлагаю устно выполнить задание.
Необходимо образовать существительные множественного числа.
Гриб - , стул - , окно - , цветок -
А договор -
договора или договоры?(прикрепляется карточка на доску)
-Как думаете, какова наша задача на уроке? (повторить знания о существительных множественного числа, научиться правильно писать окончания существительных множественного числа)
4. Выявление места и причины затруднения.
Предлагаю поработать по рядам.
На сладе:
1 ряд. Образовать форму множественного числа и записать в тетрадях.
Директор - …; инженер - ….; шофер - …; место - …..
-Если затрудняетесь в написании и произношении, то обязательно загляните в орфографический словарь.
2 ряд. Образовать форму множественного числа и записать в тетрадях.
Человек - ….; ребенок ….
3 ряд. Образовать форму множественного числа и записать в тетрадях.
Сын - ….; теленок - …
Время вышло, предлагаю проверить.
Итак, 1 ряд.
Директор – директора; инженер – инженеры; шофер- шоферы; место – места.
-Какой вывод мы можем сделать? (кроме окончания может «двигаться» и ударение)
2 ряд.
Человек – люди; ребенок – дети.
-Какую особенность вы заметили при образовании множественного числа? (во множественном числе меняется основа)
3 ряд.
Сын - сыновья; теленок – телята.
Что в этих словах необычного? (изменяется суффикс)
Давайте подведем итог данного задания.
-Что можно сказать об образовании имени существительного множественного числа?
5. Первичное закрепление.
-Ребята, на столах у вас лежат карточки. Предлагаю поработать в паре.
Ваша задача – найти в пословицах и поговорках слова в форме множественного числа и определить у существительных в форме множественного числа форму единственного числа.
А.Москва слезам не верит.
Б. Любовь к Родине сильнее смерти.
В. Собаки свою сторону знают.
Г. Волга – всем рекам мать.
Д.Дома и стены помогают.
Дополнительное задание 1. Сделать морфологический разбор одного слова. (если есть те, кто выполнил раньше других)
Проверка задания с устным комментированием.
-Сделайте вывод о наличии формы единственного и множественного числа у существительных. (у большинства существительных есть две формы числа)
6. Работа с учебником.
Предлагаю выполнить упр.552.
Рассмотрите картинки в упр.
Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья?
А сейчас ваша задача - составить и записать словосочетания с этими существительными.
-Зачитайте словосочетания!
Молодцы, ребята! Все очень хорошо потрудились!
А сейчас предлагаю поработать корректорами , на столах у вас лежат карточки.
7. Работа по редактированию.
Работать будете по вариантам. Ваша задача – исправить ошибки в форме падежа имени существительного.
1 вариант
Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо .
1-й говорит: «Сколько звездов на небе!»
2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»
А как правильно?
2 вариант.
Вопрос-шутка. «У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб?»
А как правильно?
-В форме какого падежа были допущены ошибки? (родительном)
Молодцы!
8. Устная работа.
А теперь обратите внимание на слайд.
Перед вами изображения предметов.
Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много яблок, помидоров, носков, чулок).
9. Практическая работа.
А сейчас откройте учебник на стр.75. Давайте сверим свои ответы.
Употребление этих слов в родительном падеже мн.ч.нужно запомнить!
Предлагаю выполнить самостоятельно упр.554.
Ваша задача - переписать текст, раскрывая скобки. Указать слова с беглой гласной.
Давайте проверим данную работу по цепочке. Зачитываете существительное в Р.п. и называете окончание.
-Молодцы!
Дополнительное задание 2. (индивидуальное задание, если кто-то выполнил раньше, чем другие)
10. Устная работа.
А сейчас предлагаю поработать устно.
Посмотрите внимательно на доску. На ней написаны 5 групп словосочетаний.
1.Пара ботинок, сапог, чулок, носок;
2.много мест, дел, консерв, макарон;
3.килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;
4.группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;
5.песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.
Необходимо в каждой группе найти четвертое лишнее и объяснить, почему оно лишнее.
Итак, кто зачитает словосочетания 1 группы?
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
-Ребята, обратите внимание на слайд. На нём написаны существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется Ь, а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.)
11. Самостоятельная работа.
-Предлагаю самостоятельно выполнить упр. в тетради. Один человек у доски?
Задание. С Ь или без Ь? Обозначьте условия выбора этих букв.
С крыш, около дач, много задач, нет передач, из училищ, длинная речь, из-за туч, густая рожь, наша молодежь. (Условия выбора этих букв устно объясняет ученик у доски, остальные проверяют в тетрадях).
6. Подведение итогов урока.
-Молодцы! Предлагаю подвести итоги сегодняшней темы.
-Что нового вы узнали об образовании форм существительных в форме множественного числа?
-Что вы узнали о произношении форм существительных множественного числа?
-Что в узнали об употреблении некоторых форм существительных множественного числа?
-Что вы узнали о правописании форм существительных множественного числа?
7. Рефлексия.
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Дайте оценку нашей работе на уроке.
8. Домашнее задание
Выучить таблицу (стр.учебника 74), упр.550
Задание по карточке (желающим) Найти и подчеркнуть лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Молоко, пальто, стол, темнота
Молодежь, ворота, ножницы, коньки
Шапка, шорты, дерево, кофта
Открытка, книга, цифра, темнота
Индивидуальное задание
Дополнительное задание 2. Найти и подчеркнуть существительные, которые имеют форму только множественного числа
В ворота въезжает он;
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь идёт,
Тот стоит, раскрывши рот. (В.А.Жуковский «Спящая царевна»)
То их на хвост нанижет
То их понюхает, то их полижет.
Очки не действуют никак. (И.А.Крылов «Мартышка и очки»)
3.Все умолкли. Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. «Видишь, глухой черт, леший!» - пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью. (И.С.Тургенев «Муму»)
-В чём особенность этих существительных?