СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Множественное число имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока+самоанализ

Просмотр содержимого документа
«самоанализ№3»

Самоанализ урока № 3

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Деятельностная цель: формирование знаний об особенностях написания и употребления форм множественного числа существительных; умение правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Тип урока: комбинированный урок

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных.

  2. Формировать умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные способности учащихся.

2. Продолжить развивать грамотную устную и письменную речь учащихся.

5. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к процессу познания.

  2. Воспитывать интерес к родному языку.

  3. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, памятка «Морфологический разбор имени существительного», орфографический словарь, карточки.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является десятым в изучении материала по разделу «Имя существительное». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по УМК Т.А. Ладыженской – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.осознание эстетической ценности русского языка;

2.уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3.потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

4.стремление к речевому самосовершенствованию.

коммуникативных УУД:

1.умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства, устанавливать причинно-следственные связи;


2. умение слушать собеседника и вести диалог, сотрудничать в паре.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять и формулировать цель деятельности;

2. умение находить способы решения поставленной цели по образованию формы множественного числа существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.

  • познавательных УУД:

1.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные результаты : знание особенностей склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; знание особенностей образования и употребления в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на –И,-Ы,-А,-Я; знание особенностей образования форм родительного падежа множественного числа в от существительных чулки, валенки, места и т.д.; знание правил написания существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; умение правильно склонять существительные во множественном числе; безошибочно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т.д.) и родительного (ботинок, мест и т.д.) падежей множественного числа; грамотно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т.д.); грамотно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т.д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.


1 этап: Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Урок начала с настраивающих на работу слов.

Затем провели орфографическую работу по объяснению орфограмм в записи числа. Рабочее место обучающихся было подготовлено к уроку.

2 этап: Актуализация и пробное учебное действие. Определение темы урока.

Задача этапа: организовать деятельность по повторению изученного материала через познавательную деятельность учащихся. Орфографический диктант – эффективный способ формирования орфографической грамотности в пятом классе. Выбрана взаимопроверка диктанта по эталону, так как это экономит время и способствует развитию умений проводить контроль и оценивать свою работу в сравнении с работой одноклассника.

После орфографического диктанта (по словам из домашнего задания) я дала задание - определить склонение данных имен существительных. Проверку работы произвели коллективную. Далее я предложила проанализировать данные слова и назвать лишнее, указать, по какому грамматическому признаку это определили. Сопоставив слова и выявив данный грамматический признак, учащиеся определили тему урока.

3 этап: Целеполагание.

Задача этапа: установить правильность понимания опорных понятий, формулирование задач урока путем выполнения проблемного задания. Я предложила обучающимся устно выполнить задание – образовать формы множественного числа у существительных. При образовании формы множественного числа у слова – договоры – обучающиеся назвали разные варианты. Таким образом, мы смогли поставить цель урока. Для формулировки цели было выбрано данное задание, поскольку полно и точно отражает содержание урока, подобранный материал. Цели урока формулировались учащимися с помощью учителя. Фиксировались устно.

4 этап - Выявление места и причины затруднения.

Задача этапа – выявить особенности при образовании форм множественного числа. Чтобы решить данную задачу, я дала имена существительные для образования форм во множественного числа. Существительные подобрала разнообразные, чтобы увидеть все особенности. Так как таких существительных достаточное количество, то я распределила существительные по рядам. Учащиеся, образовывая формы множественного числа, делали выводы. Подводя итог выполненного задания, учащиеся назвали особенности их образования. Считаю, что распределение существительных по рядам является эффективным, поскольку все учащиеся задействованы на общий результат, а также данная работа экономит время. А коллективная проверка задания помогает развивать умению контроля и адекватной оценки своей работы, а также лучшему усвоению материала.

5 этап - Первичное закрепление.

Задача - отработать умение находить в тексте имена существительные в форме множественного числа. Учащиеся работали по карточкам – находили в тексте имена существительные и определяли форму единственного числа. Задание учащиеся выполняли в паре, что способствовало взаимообучению.

Проверка задания осуществлялась устным комментированием во внешней речи.

6 этап Работа с учебником

Задача – выявить отличия в употреблении похожих форм имён существительных множественного числа.

Для решения поставленной задачи я предложила учащимся выполнить упражнение из учебника. Рассмотрев картинки, учащиеся определяли, на какой изображен какой предмет. Когда учащиеся соотнесли название с предметом, затем составляли с ними словосочетания. Использование наглядности на данном этапе урока целесообразно, поскольку является эффективным способом для понимания различия в значениях слов, что отразилось в употреблении.

7 этап Работа по редактированию.

Задача – отработать умение правильно употреблять имя существительное в форме родительного падежа.

Задание по исправлению ошибок в тексте организовала по вариантам с целью посмотреть различные варианты ошибок, которые можно допустить в речи. Выполнять данное задание учащимся понравилось, некоторые с улыбкой читали предложенные тексты для редактирования.

8 этап - Устная работа.

Задача употреблению форм существительных множественного числа в родительном падеже.

Работа с иллюстративным материалом на данном этапе урока способствовала плавному переходу к выполнению задания на следующем этапе урока.

9 этап - Практическая работа.

Задача – организовать самостоятельную работу по отработке умения правильного употреблять формы существительных множественного числа в родительном падеже. После самостоятельно выполненного упражнения провели устную поверку по цепочке. Такой способ проверки считаю целесообразным на данном этапе, так как в употреблении слов из упр. чаще допускают ошибки, а устное проговаривание вместе с визуальным восприятием помогает лучше запомнить.

10 этап – Игра «Четвертый лишний»

Задача – закрепить умения правильного употреблять формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Для проверки правильного употребления я выбрала устную коллективную работу, так как устное проговаривание вместе с визуальным восприятием помогает лучше запомнить.

11 этап –Самостоятельная работа.

Задача – организовать работу по отработке написания существительных с мягким знаком и без него.

Для решения поставленной задачи учащиеся устно сформулировали правило и самостоятельно выполнили задание, обозначили орфограммы. Один учащийся работал у доски, это позволило быстро проверить работу и сделать вывод.

12 этап. Подведение итогов.

Задача – подвести итоги урока. Подведение итогов урока проводится с помощью устных ответов.

13 этап – Рефлексия. Рефлексия проводится с помощью устных ответов.

13 этап Домашнее задание Задача – дать домашнее задание с целью закрепления знаний по учебному материалу.





Считаю, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания. Открытие новых знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки умения правильно склонять существительные во множественном числе, безошибочно образовывать формы падежей, писать существительные с основой на шипящий подобран дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа учащихся, парная работа, исследовательская работа с текстом. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала. Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные, наглядные, практические методы, метод наблюдения над языком, проблемный метод. Разнообразие методов позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока. Недостаточным оказалось информационное обеспечение урока: необходимо предусмотреть и продумать возможность использования разнообразных справочных материалов, например орфоэпического словаря при образовании форм множественного числа от слова договоры. Для развития мотивации учащихся формировались навыки самооценки и на промежуточных этапах, и в конце урока. На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся. Поскольку учащиеся класса обладают разными знаниями, умениями и навыками, я подготовила карточки для сильных учащихся. В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Детям очень понравилась работа по редактированию текста, это способствовало правильному пониманию, как образовывать формы падежей. На уроке учащиеся выполняли упр.75 по образованию форм существительных в родительном падеже. Так как у каждого учащегося разный темп написания, то считаю недостатком организации индивидуального выполнения этого упражнения. При проверке работы некоторые учащихся устно назвали формы, без записи, поскольку не успели выполнить упражнение. Этим учащимся я задала это упражнение доделать дома. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы.


Просмотр содержимого документа
«урок3»

Конспект урока №3

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Множественное число имён существительных

Цель: формирование знаний об особенностях написания и употребления форм множественного числа существительных; умение правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Тип урока: комбинированный урок

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных.

  2. Формировать умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные способности учащихся.

2. Продолжить развивать грамотную устную и письменную речь учащихся.

5. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к процессу познания.

  2. Воспитывать интерес к родному языку.

  3. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, памятка «Морфологический разбор имени существительного», орфографический словарь, карточки.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная; групповая; фронтальная

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.осознание эстетической ценности русского языка;

2.уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3.потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

4.стремление к речевому самосовершенствованию.

коммуникативных УУД:

1.умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства, устанавливать причинно-следственные связи;

2. умение слушать собеседника и вести диалог, сотрудничать в паре.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять и формулировать цель деятельности;

2. умение находить способы решения поставленной цели по образованию формы множественного числа существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.

  • познавательных УУД:

1.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные результаты : знание особенностей склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; знание особенностей образования и употребления в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на –И,-Ы,-А,-Я; знание особенностей образования форм родительного падежа множественного числа в от существительных чулки, валенки, места и т.д.; знание правил написания существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; умение правильно склонять существительные во множественном числе; безошибочно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т.д.) и родительного (ботинок, мест и т.д.) падежей множественного числа; грамотно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т.д.); грамотно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т.д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний.



Ход урока

1.Вступительное слово. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята, очень рада Вас видеть в этот прекрасный день!

Желаю на уроке Вам хорошей работоспособности и прекрасного настроения! Запишите сегодняшнее число.

Второе марта

Классная работа

-Ребята, объясните все орфограммы в данной записи.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Предлагаю урок начать с орфографического диктанта, к которому вы готовились дома. Я диктую слова, ваша задача – правильно орфографически записать их.

Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей.

Поменяйтесь тетрадями, на слайде правильный ответ, сравните записи и поставьте оценку.

-Определите склонение имен существительных.

Давайте проверим по цепочке ваши ответы.

Молодцы!

Внимательно прочитайте данные слова и подумайте, какое слово является лишним? (профессии)

Почему оно лишнее? (оно одно во множественном числе)

О чем сегодня пойдет речь на уроке? (о существительных множественного числа)

-Запишите тему урока:

«Множественное число имён существительных»

3. Целеполагание.

Чтобы определить цель урока. Предлагаю устно выполнить задание.

Необходимо образовать существительные множественного числа.

Гриб - , стул - , окно - , цветок -

А договор -

договора или договоры?(прикрепляется карточка на доску)

-Как думаете, какова наша задача на уроке? (повторить знания о существительных множественного числа, научиться правильно писать окончания существительных множественного числа)

4. Выявление места и причины затруднения.

Предлагаю поработать по рядам.

На сладе:

1 ряд. Образовать форму множественного числа и записать в тетрадях.

Директор - …; инженер - ….; шофер - …; место - …..

-Если затрудняетесь в написании и произношении, то обязательно загляните в орфографический словарь.

2 ряд. Образовать форму множественного числа и записать в тетрадях.

Человек - ….; ребенок ….

3 ряд. Образовать форму множественного числа и записать в тетрадях.

Сын - ….; теленок - …

Время вышло, предлагаю проверить.

Итак, 1 ряд.

Директор – директора; инженер – инженеры; шофер- шоферы; место – места.

-Какой вывод мы можем сделать? (кроме окончания может «двигаться» и ударение)

2 ряд.

Человек – люди; ребенок – дети.

-Какую особенность вы заметили при образовании множественного числа? (во множественном числе меняется основа)

3 ряд.

Сын - сыновья; теленок – телята.

Что в этих словах необычного? (изменяется суффикс)

Давайте подведем итог данного задания.

-Что можно сказать об образовании имени существительного множественного числа?

5. Первичное закрепление.

-Ребята, на столах у вас лежат карточки. Предлагаю поработать в паре.

Ваша задача – найти в пословицах и поговорках слова в форме множественного числа и определить у существительных в форме множественного числа форму единственного числа.

А.Москва слезам не верит.

Б. Любовь к Родине сильнее смерти.

В. Собаки свою сторону знают.

Г. Волга – всем рекам мать.

Д.Дома и стены помогают.

Дополнительное задание 1. Сделать морфологический разбор одного слова. (если есть те, кто выполнил раньше других)

Проверка задания с устным комментированием.

-Сделайте вывод о наличии формы единственного и множественного числа у существительных. (у большинства существительных есть две формы числа)

6. Работа с учебником.

Предлагаю выполнить упр.552.

Рассмотрите картинки в упр.

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья?

А сейчас ваша задача - составить и записать словосочетания с этими существительными.

-Зачитайте словосочетания!

Молодцы, ребята! Все очень хорошо потрудились!

А сейчас предлагаю поработать корректорами , на столах у вас лежат карточки.

7. Работа по редактированию.

Работать будете по вариантам. Ваша задача – исправить ошибки в форме падежа имени существительного.

1 вариант

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо .

1-й говорит: «Сколько звездов на небе!»

2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

А как правильно?

2 вариант.

Вопрос-шутка. «У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб?»

А как правильно?

-В форме какого падежа были допущены ошибки? (родительном)

Молодцы!

8. Устная работа.

А теперь обратите внимание на слайд.

Перед вами изображения предметов.

Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много яблок, помидоров, носков, чулок).

9. Практическая работа.

А сейчас откройте учебник на стр.75. Давайте сверим свои ответы.

Употребление этих слов в родительном падеже мн.ч.нужно запомнить!

Предлагаю выполнить самостоятельно упр.554.

Ваша задача - переписать текст, раскрывая скобки. Указать слова с беглой гласной.

Давайте проверим данную работу по цепочке. Зачитываете существительное в Р.п. и называете окончание.

-Молодцы!

Дополнительное задание 2. (индивидуальное задание, если кто-то выполнил раньше, чем другие)

10. Устная работа.

А сейчас предлагаю поработать устно.

Посмотрите внимательно на доску. На ней написаны 5 групп словосочетаний.

1.Пара ботинок, сапог, чулок, носок;

2.много мест, дел, консерв, макарон;

3.килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;

4.группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;

5.песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.

Необходимо в каждой группе найти четвертое лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

Итак, кто зачитает словосочетания 1 группы?

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

-Ребята, обратите внимание на слайд. На нём написаны существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется Ь, а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.)


11. Самостоятельная работа.

-Предлагаю самостоятельно выполнить упр. в тетради. Один человек у доски?

Задание. С Ь или без Ь? Обозначьте условия выбора этих букв.

С крыш, около дач, много задач, нет передач, из училищ, длинная речь, из-за туч, густая рожь, наша молодежь. (Условия выбора этих букв устно объясняет ученик у доски, остальные проверяют в тетрадях).

6. Подведение итогов урока.

-Молодцы! Предлагаю подвести итоги сегодняшней темы.

-Что нового вы узнали об образовании форм существительных в форме множественного числа?

-Что вы узнали о произношении форм существительных множественного числа?

-Что в узнали об употреблении некоторых форм существительных множественного числа?

-Что вы узнали о правописании форм существительных множественного числа?

7. Рефлексия.

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Дайте оценку нашей работе на уроке.

8. Домашнее задание

Выучить таблицу (стр.учебника 74), упр.550

Задание по карточке (желающим) Найти и подчеркнуть лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

  1. Молоко, пальто, стол, темнота

  2. Молодежь, ворота, ножницы, коньки

  3. Шапка, шорты, дерево, кофта

  4. Открытка, книга, цифра, темнота





Индивидуальное задание


Дополнительное задание 2. Найти и подчеркнуть существительные, которые имеют форму только множественного числа

  1. В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идёт,

Тот стоит, раскрывши рот. (В.А.Жуковский «Спящая царевна»)

  1. То их на хвост нанижет

То их понюхает, то их полижет.

Очки не действуют никак. (И.А.Крылов «Мартышка и очки»)

3.Все умолкли. Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. «Видишь, глухой черт, леший!» - пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью. (И.С.Тургенев «Муму»)

-В чём особенность этих существительных?

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!