Особенности общения с «трудными» детьми
Аникина Е.В.
МБОУ «Юсьвинская СОШ» «Доеговская ООШ »
МО классных руководителей 2019г.
Трудные дети
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям..
Причины возникновения «трудных» подростков
1. биологические причины:
нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика умственной отсталости;
неравномерность полового созревания;
аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)
2. социальные причины:
социальный статус района;
пассивность общественности;
педагогические ошибки воспитателей;
неблагополучный социально – психологический климат в школе;
стиль преподавания в школе;
трудность школьных программ;
неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье;
многодетные семьи;
3.психологические:
конфликт ролей у подростка;
конфликт уровня притязаний и самооценки;
конфликт со взрослыми;
конфликт со сверстниками;
сексуальный конфликт;
неуспех ребенка в ведущей деятельности;
неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка;
личностный кризис;
4. комплексные причины:
общесоциальные причины;
социально-демографические причины;
социально-правовые причины;
социально-медицинские причины;
организационно-управленческие причины;
Поведенческие реакции подростков.
1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий .
2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.
4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований
5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)
7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников .
Типичные ошибки педагогов и родителей
1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем .
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
Агрессивнй подросток - как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.
Трудности во взаимодействии учитель-ученик
По мнению учителей и учеников трудности могут быть такими:
1) отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями ;
2) необъективный подход педагогов к ученикам;
3) проявление неуважения к ученикам со стороны учителей .
Учителя отмечают:
- лень учащихся,
- их нежелание слушать на уроках,
- сложность отдельных разделов учебной программы, невыполнение домашних заданий,
- слабой помощи со стороны родителей и т. д.
- 10 % учителей отметили, что вообще не видят трудностей во взаимоотношениях с учащимися;
Рекомендации классным руководителям:
Общаясь с трудным подростком, помните:
- беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
- в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
- лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
- диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
- в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
- старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
- критика должна быть конкретной, по существу.
Реализация личностного подхода
К благополучным детям
К трудным детям
1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда;
2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему
2. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение своих взглядов на его собственном опыте.
Реализация личностного подхода
К благополучным детям
К трудным детям
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
3. Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не унижать его.
4. Создавать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
4. Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.
Выбор приёмов воспитания
1. Приём «просьба о помощи».
2. Приём «оцени поступок».
3. «Приём доброго поступка».
4. Приём «рассказ о себе и других».
5. Приём «мой идеал»
6. Приём сказкотерапии .
7. Приём «ролевая маска».
8. Приём «распределение ролей».
9. Приём «самоотстранение учителя»
10. Приём «обмен ролями»
11. «Авансирование личности»
Как реагировать на конфликтность подростка?
Дайте ему высказать свои возражения
Спокойно спросить – чем именно ребёнок недоволен
Выслушать его, не перебивая (это очень важно!)
Выслушать своего подростка ВНИМАТЕЛЬНО и озвучить позицию наиболее выгодную для вас обоих.
Агрессивный ребёнок
- Говорите только спокойным тоном;
- Дайте ребенку выплеснуть свою агрессивность;
- Не допускайте вспышек гнева;
- Не стесняетесь лишний раз его приласкать или пожалеть.
- Расширяйте круг общения ребенка, приводите его в новые места;
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения;
- Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- обратитесь за консультацией к психологу.
Замкнутый ребенок
Конфликтный ребёнок
1 . Пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры.
2. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации.
3. Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы его поведения.
4. Не всегда следует
вмешиваться в ссоры
детей.
Интернет-ресурсы
http://bir-school9.ru
http://deti.psynavigator.ru/
http://www.deti-s-zur.ru
http://mou38.chel-edu.ru
http://chronicles.moy.su
http://family.concepcia.ru
http://mihailovoschool.ucoz.ru
Картинки
http://images.yandex.ru
http://купитьвказани.рф
http://bor-odin.livejournal.com
http://www.podrugi.by/malenkie-cvety-zhizni-4598.html
http://www.radio-mir.su/?start=96