СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моббинг и буллинг

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моббинг и буллинг»

Моббинг и Буллинг Выполнила: Пронина Д.А. Научный руководитель: Орлова К.К.

Моббинг и Буллинг

Выполнила: Пронина Д.А.

Научный руководитель: Орлова К.К.

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей. Буллинг может принимать различные формы: распространение слухов, угрозы, физическое или словесное нападение, исключение ребенка из группы, изоляция, другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно. Буллинг включает в себя: желание причинить вред кому-либо, само вредоносное действие, дисбаланс силы между обидчиком и жертвой, повторение такого поведения, несправедливое использование силы, очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы. Наиболее близкими русскими аналогами слова “буллинг” являются  “травля” и “издевательство”.

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.

Буллинг может принимать различные формы:

  • распространение слухов,
  • угрозы,
  • физическое или словесное нападение,
  • исключение ребенка из группы, изоляция,
  • другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.

Буллинг включает в себя:

  • желание причинить вред кому-либо,
  • само вредоносное действие,
  • дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,
  • повторение такого поведения,
  • несправедливое использование силы,
  • очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.

Наиболее близкими русскими аналогами слова “буллинг” являются  “травля” и “издевательство”.

Школьный буллинг является актуальной проблемой современного образования. Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Чаще всего проявляется, когда присутствует какое-либо неравенство, т.е. тот, кого травят, отличается от других детей или же когда силы неравны и жертва демонстрирует, насколько сильно задевают нападки окружающих.

Школьный буллинг является актуальной проблемой современного образования. Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Чаще всего проявляется, когда присутствует какое-либо неравенство, т.е. тот, кого травят, отличается от других детей или же когда силы неравны и жертва демонстрирует, насколько сильно задевают нападки окружающих.

Причины школьного биллинга – это любые отличия ребенка. Среди наиболее распространенных вариантов причин начала травли следующие:

  • Новый ученик в сформированном классе;
  • Дети, отличающиеся от большинства по этническому признаку;
  • Внешние особенности (рост, цвет волос, форма носа и т.д.);
  • Ученики с особенностями развития;
  • Школьные неудачи или победы – плохие оценки могут быть поводом для унижений, так же как и отличные результаты, когда ребенок не может постоять за себя;
  • Стигматизированные группы – если ребенок относится к категории, к которой предвзято относятся в данном социуме, то остальные дети это считают.

Буллинг в школьной среде не всегда имеет форму физического насилия, скорее это уже крайние варианты проявления, когда стадии психологического давления не нашли отпора. Среди психологических форм насилия наиболее распространена словесная травля, которая проявляется оскорблениями, унизительными прозвищами, злыми или непристойными шутками в адрес одного ребенка, а также многочисленными формами насмешек и прочего. Реже встречается распространение слухов и сплетен, причем как в школьной среде, так и с помощью интернета. Одна из наиболее опасных форм буллинга, кроме непосредственно физического воздействия – это бойкот, когда ребенка намеренно игнорирует его социальная группа. Именно такая социальная изоляция приводит к суицидальным попыткам, самоповреждению, а также нарушению психики.

Как распознать буллинг

Буллинг не афишируется, дети максимально стараются оставить такие формы насилия в тайне. Агрессору это позволяет избежать наказания, наблюдатели так уходят от ответственности и чувства вины, жертве же чаще всего либо стыдно, либо страшно обращаться за помощью и признаваться в том, что происходит. Однако, если ребенок стал жертвой буллинга, то догадаться об этом можно по следующим признакам:

  • Появление беспричинных болей в области груди и живота;
  • Энурез;
  • Нервные тики;
  • Нарушение сна, кошмары, бессонница;
  • Участившиеся респираторные заболевания и другие проблемы со здоровьем;
  • Нарушения аппетита (отсутствие или наоборот чрезмерное поглощение пищи);
  • Повышенная тревожность, беспокойство;
  • Печальный вид и длительное подавленное состояние;
  • В поведении появляется излишняя осторожность и уступчивость;
  • Отсутствует желание общаться, стремление все время проводить в уединении, а также отказ от посещения школы.

Один из признаков не может свидетельствовать о буллинге, но если присутствует несколько симптомов из списка в течение длительного времени, то необходимо поговорить с ребенком. Чем дольше жертва находится в ситуации буллинга, тем больше развивается склонность к развитию психических расстройств, тяжелых форм депрессии, а также повышается вероятность суицида.

Как бороться с буллингом

Проблема школьного буллинга требует комплексного решения, т.к. сам ребенок не сможет справиться с ней. Рекомендуется максимально быстро получить консультацию специалиста психолога о том, какие меры предпринять в каждой конкретной ситуации. Однако есть и общие рекомендации для всех, кто должен непосредственно участвовать в процессе прекращения буллинга:

  • Родители ребенка-жертвы не должны обвинять ребенка и спрашивать, как он мог такое допустить и почему не дал сдачи. Также важно не впадать в чувство вины из-за того, что это вы сделали что-то не так, поскольку попасть в ситуацию буллинга может любой ребенок. Важно открыто поговорить с ребенком, дать ему чувство безопасности и принятия, чтобы он мог открыто рассказать обо всем, что происходит. Используйте поддерживающие фразы: «я тебе верю» (будет означать, что вы на его стороне), «мне жаль, что такое случилось» (показывает, что вы разделяете его чувства), «это не твоя вина», «хорошо, что ты рассказал» (даст ребенку понимание, что он правильно обратился к вам за помощью и получит ее), «я сделаю так, чтобы тебе не угрожала опасность» (поможет ощутить защиту). Обязательно поддерживайте со своими детьми доверительные отношения, чтобы они могли обратиться к вам при первых признаках негативной ситуации, когда все можно исправить быстро и без серьезных последствий.
  • Родители, чей ребенок буллер, должны обратить внимание в первую очередь на психологическую ситуацию в своей семье. Агрессию чаще всего проявляют те дети, которые сами подвергаются насилию или те, кто пережил тяжелые психотравмирующие события в прошлом. Может понадобиться консультация психотерапевта, причем не только для ребенка, но также для семьи, как системы. Также важно обратить внимание на особенности личности ребенка, если имеется сниженный уровень эмпатии, социального интеллекта и психопатические черты, то поможет установление жестких границ и ясных последствий за его действия, которые выполняются неукоснительно. Обязательно обратите внимание на окружение ребенка, и нет ли там агрессии, не подвергается ли он насилию со стороны старшеклассников (насмешки, саркастические замечания, унизительные шутки).
  • Ребенок, который стал жертвой буллинга должен получать информацию, которая является профилактикой таких конфликтов. Чтобы получить помощь своевременно необходимо рассказывать взрослым, к которым есть доверие о случаях школьной травли, которая происходит в класс или школе. Можно позаниматься с психологом, чтобы повысить самооценку и уверенность ил пойти на дополнительные секции, которые позволят чувствовать себя настойчивым, уверенным, сильным (или казаться таким). Нельзя в качестве остановки буллинга использовать ответную жестокость или еще большую агрессию, так как это только увеличит уровень опасности ситуации. Рекомендуется каждую ситуацию переводить в шутку, а чтобы это делать было проще, то следует заручиться поддержкой сверстников. Избегать ситуаций, где предполагается травля других детей, отклонять предложения участвовать в этом и сообщать взрослым о таких случаях, т.к. если буллинг уже присутствует, то никто не находится в безопасности, даже если пока не является жертвой.

К сожалению, не все участники процесса могут захотеть сотрудничать и решать ситуацию с буллингом. Если классный руководитель или родители ребенка - буллера отказываются видеть проблему и решать ее, то единственным выходом будет сменить школу, уйти на дистанционное или домашнее обучение. Таким образом, ребенок будет изолирован из токсичной и разрушительной среды, однако, как показывает практика, на его место быстро найдут новую жертву, т.к. проблема не решается на всех уровнях.

Моббинг   – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.

Моббинг в школе  – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Не редки случаи, когда учитель становится жертвой  в своем педагогическом коллективе. Учитель также может сам начать применять психологический террор по отношению к классу.

Однако  самый распространенный вариант  моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников

Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные  виды моббинга :

-упреки,

-брань,

-оскорбление,

-обзывание,

-высмеивание,

-шантаж,

-принуждение,

-наговоры,

-дезинформация,

-изоляция

-кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете),

-порча имущества,

-кражи,

-пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,

-избиение и иное физическое насилие,

-нанесение увечья и так далее.

Мальчики чаще выбирают физические виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.

Постоянная травля в школе может привести к следующим последствиям:

-ухудшение здоровья школьника;

-одиночество;

-агрессивное поведение;

-последствия заниженной самооценки;

-заболевания невротического характера;

-мысли о совершении суицида.

Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может  любой  ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, проблемами с самореализацией,  ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.

Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что не созревшие психологически школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников.

Предотвратить и защитить ребенка от моббинга можно совместными действиями как со стороны учителей в школе, также усилиями родителей дома, участием социальных работников и психологов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!